Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Красман Анна Александровна

Анна Александровна Красман удостоена звания «Мастер года – 2009» и Государственной премии Правительства Республики Коми им. С.И. Оверина.

Анна Александровна родилась в Сыктывкаре. Окончила школу № 37 и Эжвинскую детскую художественную школу. В 1995 году Анна Александровна окончила художественно-графическое отделение Сыктывкарского педагогического училища, а в 1997 году – Удмуртский государственный педагогический университет, факультет искусств.

Обучаясь в Удмуртском ГУ, темой своего дипломного проекта выбрала исследовательскую работу по художественной обработке корня сосны и разработку программы по этому предмету в художественной школе. К тому времени Анна уже преподавала в Эжвинской художественной детской школы (ЭДХШ) станковое искусство. Окончив вуз, стала преподавать декоративно-прикладное искусство. Именно тогда в школе и ввели новый предмет «Художественная обработка корня сосны». Стоит отметить, что корнеплетение — сложный, на сегодняшний день практически забытый вид ремесла.

Кроме того, мастер создаёт гобелены, занимается вышивкой и вязанием. Своё мастерство она передаёт детям, ученикам Эжвинской художественной детской школы, преподаёт художественную обработку соснового корня и художественный текстиль.

Анна Красман имеет почётное звание «Народный мастер России». Она постоянный участник республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных выставок, конкурсов и фестивалей. Её работы экспонировались в Москве, Новгороде, Мурманске, Вологде, Саранске, Финляндии, Норвегии, Швеции. Лучшие изделия хранятся в фонде декоративно-прикладного искусства Национальной галереи Республики Коми.

#ВОПРОС_МАСТЕРУ (2020 г.)

Говорят, всё начинается с детства…

Ещё с детства меня тянуло к природе и к традициям. Отец часто брал меня с собой в лес и на рыбалку. А все каникулы я проводила у бабушки и дедушки в деревне – отсюда такая любовь к деревенской утвари. Бабушка научила меня вязать, дедушка — прядению на ножной прялке, которую сам сделал. В то время пряжу ещё пряли сами. Я всё это наблюдала, пробовала мастерить что-то самостоятельно. Благодаря походам в лес с отцом, терпению бабушки и дедушки я и начала делать какие-то изделия из природных материалов.

Любой путь – это череда побед и поражений, удач и неудач, счастливых случаев и внезапных провалов. Как складывалась Ваша творческая судьба, благодаря каким событиям Вы стали мастером? Расскажите интересные случаи.
После окончания художественной школы ещё какое-то время посещала «Школу Мастера» Михаила Степановича Кочева. Так как была уже студенткой и училась днём, то в школу приходила уже поздним вечером. Михаил Степанович учил меня плетению из бересты. Ещё долгое время, уже после окончания училища, приходила в гости в его мастерскую. И однажды он показал мне тарелочку, которую он сплёл из корня. Меня очень заинтересовало необычное тогда для меня плетение, я попросила научить меня плести так же. Михаил Степанович вручил мне пучок нечищеного корня (очень тонкого), тарелочку для образца и сказал: «Если разберёшься и сможешь повторить, то будешь плести». Сделала я не тарелочку, а солоничку. В итоге Михаил Степанович стал моим дипломным руководителем в университете. Вместе мы работали над исследованием корнеплетения в Республике Коми.
И ещё одно событие, которое стало толчком в творчестве: в 1998 году начала работать в ЭДХШ в качестве преподавателя по декоративно-прикладному искусству. Для меня это направление было новым. Но в то же время в нашей школе начал преподавать Чичкарев Артём Львович. До этого момента я писала картины, выставлялась на выставках изобразительного искусства. Какие-то изделия из корня и бересты, конечно, делала, но для себя. И как-то раз Артём Львович мне говорит: «То, что ты делаешь, никто не видит кроме тебя и учеников. Это нужно и другим на выставках показывать». Он же помог мне вступить в Союз мастеров Коми и, как говорится, «понеслось»! Я и не думала тогда, что это направление так интересно другим, что моё творчество является целым направлением декоративно-прикладного искусства, традиционным для нашей республики промыслом. Так и началась моя бурная творческая деятельность: участие в выставках, ярмарках, конкурсах, мастер-классах…

Сколько времени уходит на одно изделие из корня? Включая подготовку материала.
Точного времени изготовления изделия из корня подсчитать не смогу, так как всё зависит от настроения. Какие-то работы идут очень быстро, на работу с другими долго зрею. Бывает, начнёшь что-то, но никак не идет продолжение. В среднем, на изготовление изделия с подготовкой корня к плетению уходит около месяца, большие работы создаются намного дольше.

❓Какое изделие далось Вам труднее всего? Вспомните ли свою первую работу?
Первой работой, уже в творческой деятельности, была корзина из бересты, выполненная в технике косого плетения. А на выставке «Мастер года» — «Медовница». Я тогда еще не была членом Союза, но благодаря этой работе я была принята в его состав.

❓Когда Вы решаете, что изделие готово? У многих часто возникают сомнения – а всё ли уже сделано, можно ли сделать лучше, добавить пару элементов? Мучаетесь подобными вопросами?
Однажды очень долго делала, а точнее говоря, переделывала туес из корня. Идея была такая: сделать туес с берестяным сколотнем внутри, чтобы сосуд был водонепроницаемым, а снаружи туеса — плетение из корня. При изготовлении постоянно лопался сколотень. Несколько раз заменяла, но плетение постоянно сжималось при высыхании, и береста не выдерживала. Пришлось отойти от идеи водонепроницаемости и сделать сшивную внутреннюю «рубашку». Туес в итоге получился, только негерметичный.
Ни одно изделие быстро не появляется. Всё, что я создаю, всегда проверяю на удобство в использовании в быту. Стараюсь делать так, чтобы мне самой было удобно использовать предмет, чтобы удобно было его мыть, протирать (надеясь, что в дальнейшем он будет у меня в доме). Придерживаюсь традиционных форм. А излишнее украшение изделия и нерациональное использование корня на изделие, которое можно сделать из другого материала, я не приветствую. Поэтому всегда знаю, когда необходимо завершить работу.

Делаете ли Вы изделия на заказ?
Раньше делала на заказ, сейчас нет. Иногда сдаю свои работы в салон.

Каков Ваш распорядок дня? Работаете «от и до», по плану или по настроению?
Творческому человеку сложно работать по чёткому распорядку дня. У меня много увлечений, и всё, чем я занимаюсь, зависит от настроения. Ещё в школе мой учитель по труду говорила: «Устали, делая одну работу, — начните делать другую, меняйте деятельность – это и будет отдых». Вот у меня так и получается. Меняю деятельность — на выходе разнообразные работы, в разных направлениях, в разных техниках. Возможно, это ещё и потому, что я по знаку зодиака Близнецы.

Какой процент чисто творческих работ? Взяли в руки материал и начали, не зная, что будет на выходе. Бывает такое? Или всегда есть в голове образ? Или может делаете эскизы?
Все работы творческие. Сначала я всегда очень долго смотрю на материал, потом в голове возникает какая-то картинка. Думаю, что может получиться из этого. Иногда я делаю эскизы и технические рисунки, если предполагается сложное изделие. Картинка того, что будет, всегда отчётливая, и в процессе изготовления изделия мало, что изменяется. В итоге всегда получается то, что я планировала.

Какие планы на лето?
В это лето у меня запланирован отдых на Родине, никуда не уезжаю. Очень хочется закончить те проекты, которые были когда-то начаты и те, для которых уже подготовлены материалы. В общем, лето будет творческим!

С творчеством Анны Красман познакомит фотоальбом