Библиотека

Фотоальбом «Нэмöвöйся зарни кудйысь мольяс»

Нэмöвöйся зарни кудйысь мольяс (Бусинки золотого короба). — Киров: ООО «Кировская областная типография», 2020. – 120 с.: ил.

ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации» представляет сборник трёх объектов из Единого реестра объектов нематериального культурного наследия Республики Коми: «Рождественские традиции села Нившера», «Традиции игры с овечьими лодыжками (с шегами) в культуре коми», «Народные традиции домашнего богослужения в с. Нившера Корткеросского района».

Cодержание USB-флеш-накопителя:

  • «Народные традиции домашнего богослужения в с. Нившера Корткеросского района»: 

— из экспедиции ЦНТ и ПК в с. Нившера, июль 2020 г.,

— домашнее богослужение перед иконой Вознесения (д. Алексеевка, Нившерский с/с, Корткеросский р-н), 13.06.2013 г. Личный архив Л.С. Лобановой.

  • «Традиции игры с овечьими лодыжками (с шегами) в культуре коми»:

— интервью с Виноградовой Евдокией Михайловной (1929 г.р.), д. Алексеевка, Нившерский с/с, Корткеросский р-н. Личный архив А.Н. Рассыхаева,

— интервью с Петросян Валентиной Вениаминовной (Третьяковой), 1963 г.р., с. Пожег, Усть-Куломский р-н,

— игра в шег. Куляшева Тамара Тимофеевна (1939 г.р.), с. Буткан, Удорский р-н. Размещено в открытом доступе в социальной сети ВКонтакте,

— телепередача «Коми инкогнито» КРТК «Юрган», 16.01.2013,

— документальный веб-проект «Коми му» студентки 5-го курса Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения П.С. Алешиной.

  • «Рождественские традиции села Нившера»: из видеотеки Фольклорного фонда Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН (записи 1996-2006 гг.)

Презентационный сборник издан на средства Гранта Главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

Ответственные за выпуск — Л.В. Баева, Т.Н. Бушенева, Д.И. Шомысов

Авторы текстов — Г.С. Савельева, А.Н. Рассыхаев, Л.С. Лобанова

Дизайн, верстка — А.В. Лянцевич

Подготовка материалов для USB-флеш-накопителя — Д.И. Шомысов

Мастеринг диска — Н.И. Ананин

Фотография на обложке — А.В. Лянцевич

Фотоальбом «Вылыс Эжвалӧн ловшы»

Вылыс Эжвалӧн ловшы (Дыхание души Верхней Вычегды). — Киров: ООО «Кировская областная типография», 2020. — 92 с.: ил.

Презентационное издание знакомит с объектами нематериального культурного наследия Усть-Куломского района из Единого реестра Республики Коми.

Также в издании отражены местность, праздники, сельчане в настоящее время в фотографиях Е. Нестеровой, из фондов МБУК «Усть-Куломский РДК», из личных альбомов жителей района.

Предлагаемое издание будет интересно специалистам учреждений культуры, фольклористам, этнологам, педагогам и учащимся, а также широкому кругу читателей.

Cодержание  USB-флеш-накопителя:

  • «Народный праздник на воде «Пыжа гаж» села Керчомья»:

— видеофайл «Праздник на лодках 1993 год». Праздник «Пыжа гаж» в с. Керчомъя Усть-Куломского района Республики Коми в июне 1993 г. (Видеофонд архива ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации»),

— видеофайл «Видео-фрагменты о празднике Пыжа гаж 1996». Праздник «Пыжа гаж» в с. Керчомъя Усть-Куломского района Республики Коми в июне 1996 г. (Полевые видеосъёмки совместной фольклорно-этнографической экспедиции ИЯЛИ КНЦ УрО РАН и кафедры фольклора Университета Хельсинки в июне 1996 г. Операторы: А. Сурво (г. Хельсинки) и В. Шарапов (г. Сыктывкар), хранится: Материалы из фондов архива Финского литературного Общества, г. Хельсинки (Финляндия))

  • «Танцевальная традиция вычегодских коми «Помоздинский шен»:

— видеофайлы «Творческая лаборатория Помоздинский шен 1», «Творческая лаборатория Помоздинский шен 2». Творческая лаборатория в Колледже культуры имени Чисталева (г. Сыктывкар) (06.12.2018)

— видеофайл «Мича аньяс». Коллектив «Мича аньяс» дер. Выльгорт и Е.В. Уляшева. Видеосъёмка О.И. Уляшев, А.-Л. Сиикала. 2001 г. Видеофрагмент с исполнением «Шен», снятый во время комплексной (фольклорно-этнографической), совместной (финско-российской) экспедиции Уляшевым О.И., Сиикала А.-Л. В 2001 году. «Venäjä. Komi Tasavalta. Ustkulom rajon. Vylgort-kylä. (Videokuvat – O.Ulja ev ja A.-L.Siikala) Исходник – Helsingin Yliopiston arkisto (Архив Хельсинского университета – фонд А.-Л. Сиикала); копии – личные архивы А.-Л. Сиикала (Хельсинки) и О.И. Уляшева (г. Сыктывкар),

— видеофайл «Помоздинская свадьба». Помоздинская свадьба: Девичник (колип) (самодеятельный коллектив под руководством Уляшевой Е.В.), Кузнецова Г.И. – режиссер, Носова А.В. – хореограф, Чувьюрова Л.Д. – хормейстер. Видеосъемка (1991год) Андрей Шерстнев, «Студия Кабельвидеоэфир»,

— любительская видеозапись фрагмента драмы В.Т. Чисталёва «Ныв сетӧм» («Свадьба») в исполнении самодеятельных артистов с. Помоздино. Видеоархив ГБОУ СПО РК «Колледж культуры им. В.Т. Чисталёва»,

— видеофайл «Вдохновение. Село Помоздино» Народный ансамбль музыки и танца «Вдохновение» с. Помоздино, Усть-Куломский район, исполнение Помоздинского шена на закрытии дней культуры Усть-Куломского района в Сыктывкаре (ноябрь 2011 года). «Студия 24 кадра». Личный видеоархив В. Напалкова (г. Сыктывкар). Снято «Студией 24 кадра», ноябрь 2011 г., г. Сыктывкар.

Презентационный сборник издан на средства Гранта Главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

Составители текстов — Липина Л.Е., Сенькина Е.В., Нестерова Е.О.

Дизайн, верстка — Лянцевич А.В.

Общая редакция издания — Липина Л.Е.

Ответственные за выпуск — Левченко Н.А., Голайдо А.В., Апостолиди К.Ю., Баева Л.В., Шомысов Д.И.

Подготовка материалов для издания — Сенькина Е.В., Нестерова Е.О., Попова М.В., Гулько И.А.

Фотография на обложке — Нестеровой Е.О.

Фотоальбом «Живая традиция»

Праздник святой Параскевы Пятницы в деревне Кривое, Удорская пляска и Традиция росписи по дереву удорских старообрядцев — живая традиция в современном обществе. — Киров: ООО «Кировская областная типография», 2020. — 132 с.: ил.

Муниципальное межпоселенческое учреждение культуры «Центр социально-культурной деятельности» представляет проект презентационного сборника трех объектов из Единого реестра объектов нематериального культурного наследия Республики Коми: «Праздник святой Параскевы Пятницы в деревне Кривое», «Удорская пляска», «Традиция росписи по дереву коми старообрядцев удорского района Республики Коми».

Cодержание USB-флеш-накопителя:

  • «Праздник святой Параскевы Пятницы в деревне Кривое»:

— видеофайл «Параскева 1995». Документальный фильм «Параскева», ГТРК «Коми гор» (1995 г.). Режиссёр А. Пивкин, сценарий В.Э. Шарапов, П.Ф. Лимеров, 

  • «Удорская пляска»:

— видеофайлы «Творческая лаборатория. Кына кырбор 1», «Творческая лаборатория. Кына кырбор 2», «Творческая лаборатория. Кына кырбор 3», «Творческая лаборатория. Кына кырбор 4»,

— видеофайл «1. Кына — кырбӧр 2020 год». Народный вокальный коллектив «Визув ёль» (руководитель Е.И. Политова) и танцевальный коллектив «Удораса рӧмъяс» (руководитель Э.И. Устинова). ММУК «Дом народного творчества», с. Кослан,

— видеофайл «2. Кына — кырбӧр 2016 год». Вокальный состав народного ансамбля «Медбур кад» (руководитель М. Кукин), ММУК «Дом народного творчества», с. Кослан; народный вокальный коллектив «Во ключах» (руководитель Н. Вакуленко), МУК «Благоевский Дом культуры»

Аудио: «Инна-кирбер коперати». Информанты, исполнители — Роноева Мария Алексеевна, 1950 г.р., уроженка деревни Копты (Коптюга) Удорского района, Роноева Дина Степановна, 1941 г.р., уроженка деревни Копты (Коптюга) Удорского района. Записано 3 сентября 2014 года в деревне Копты (Коптюга). Собиратель — Тимченко З.Н

Презентационный сборник издан на средства Гранта Главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

Авторы текстов — Лимеров П.Ф. ШарАпов В.Э., Земцова И. В.

Дизайн, верстка — Лянцевич А.В.

Подготовка материалов для USB-флеш-накопителя – Шомысов Д.И.

Ответственные за выпуск — Жаворонкова Н.В., Баева Л.В., Бушенева Т.Н., Шомысов Д.И.

Мастеринг USB-флеш-накопителя — Ананин Н.И.

Подготовка звукозаписей — Тимченко З.Н.

Фотография на обложке — Шарапов В.Э.

Фотоальбом  «Усть-Цилемская Горка — жемчужина Русского Севера»

Усть-Цилемская горка – жемчужина Русского Севера. Сыктывкар, 2019, 136 стр.

Презентационное издание знакомит с одним из самых ярких явлений традиционной народной культуры Усть-Цилемского района Республики Коми (бассейн реки Печоры) – хороводным праздником «горка», включенным в реестр объектов нематериального культурного наследия России.

В издание вошли статьи, библиография изданий и исследований «горочного» фольклора, фотографии, а также диск с текстами, аудиозаписями и нотными материалами «горочных» песен в записях разных лет; впервые публикуются самые ранние звукозаписи образцов «горочного» репертуара из фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, сделанные в 1929 г. на восковых валиках и в 1955 г. на магнитофонной ленте.

Предлагаемое издание будет интересно фольклористам, этнологам, искусствоведам, специалистам культурно-досуговых учреждений, педагогам и учащимся, а также широкому кругу читателей.

Издание осуществлено за счёт средств Гранта Главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

Авторы текстов – Т.С. Канева, Т.И. Дронова, Т.Г. Шишелова, Т.Д. Вокуева

Дизайн, верстка – А.В. Лянцевич

Подготовка материалов для диска – Т.С. Канева

Подготовка звукозаписей – А.В. Осипов

Мастеринг диска – А.П. Малышок

Общая редакция издания – Т.С. Канева

Ответственный за выпуск – Л.В. Баева

Координаторы проекта – Е.Г. Вострых, Т.Н. Бушенева

Cодержание:

Шишелова Т. Г. Усть-Цилемская горка — жемчужина Русского Севера

Дронова Т.И., Канева Т.С. Усть-Цилемская «горка» в фольклорно-этнологическом аспекте. Из истории изучения Усть-Цилемской «горки». «Горка»: пространственно-временные характеристики. Социополовозрастной состав участников хороводов. «Горка» как хороводное действо. Композиция«горки» (по материалам ХХ в.). «Горка»: традиционный песенный репертуар. «Горка» в советский и постсоветский периоды. Детская«горка». Горочный костюм

Вокуева Т.Д. Сбережение Усть-Цилемской «горки» в хороводах «Руси Печорской» (на примере Московского представительства Межрегионального общественного движения «Русь Печорская»)

Приложение. Схемы хороводов «горки». Усть-Цилемская «горка»: материалы к библиографии. Сост. Т.С. Канева

Список сокращений

Фотоальбом «Хранители традиций. Усть-Цильма»

Хранители традиций. Усть-Цильма / Отв. За выпуск Попов И.Н. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2019. 102 с.: илл.

Презентационное издание знакомит с традициями и обычаями народной культуры Усть-Цилемского района Республики Коми: традицией росписи пижемской ложки, технологией изготовления традиционного усть-цилемского праздничного женского костюма, свадебным обрядом устьцилемов, усть-цилемской кадрилью и родовыми традициями, включенными в реестр объктов нематериального культурного наследия России. Издание включает описание объектов, фотографии прошлого века и современности.

Издание будет интересно специалистам по народной культуре, декоративно-прикладному искусству и всем интересующимся традиционной культурой и историко-культурным наследием народов России.

Проект МБУ «Районный центр культуры, досуга и кино» осуществлен за счёт средств Гранта Главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

Руководитель проекта, ответственный за выпуск – И.Н. Попов

Составители текстов – А.П. Поздеева, И.Н. Поздеев, О.Г. Чупрова

Дизайн, верстка – А.В. Лянцевич

Cодержание:

Традиция росписи пижемской ложки

Технология изготовления традиционного усть-цилемского праздничного женского костюма

Свадебный обряд устьцилемов

Усть-цилемская кадриль

Родовые традиции устьцилем

Фотоальбом  «Ижемский праздник «Луд»

Ижемский праздник «Луд». Ижма, 2019 — 102 с.

Презентационное издание знакомит с народным праздником коми-ижемцев «Луд», включённым в реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Коми.

В сборник включены статьи различных авторов, исследование старшего научного сотрудника Коми научного центра УрО РАН, кандидата филологических наук Г.С.Савельевой, фотографии из фондов научного архива Коми научного центра и Ижемского районного историко-краеведческого музея, фотоархивов В. Хозяинова, И. Земцовой, Т. Шолёнкиной, О.Комиссаровой, А. Канева. Также в издании отражён праздник в настоящее время в фотографиях П. Канева, С. Терентьева, Е. Сметаниной. На обложке использована фотография Михаила Городилова.

Предлагаемое издание будет интересно специалистам учреждений культуры, фольклористам, этнологам, педагогам и учащимся, а также широкому кругу читателей.

Управление культуры администрации муниципального района «Ижемский» благодарит партнёра проекта — ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации».

Проект МБУК «Ижемская межпоселенческая клубная система» осуществлен за счёт средств Гранта Главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

Ответственный за выпуск — В.Я. Вокуева

Редакция издания – В.А.Рочева, Е.С.Ярцева, Т.А.Канева, Н.Г.Рочева, М.А.Сметанина, В.Я.Вокуева

Координатор проекта – Л.В.Баева

Подготовка материалов для диска – Е.Г. Вострых

Дизайн, верстка – А.В. Лянцевич

Cодержание:

Ижемские летние игрища – Луд

Луд – сохраняя прошлое, идти к будущему

Частичка ижемской души

Слово об ижемском крае

В стихах и песнях: Ижма, ижемцы и Луд

Научно-методическое пособие «Коми войтырлöн ордым»
(«Тропою народа коми»)

Коми войтырлöн ордым / Тропою коми народа. Сыктывкар, 2018. 148 с.

Научно-методическое пособие и электронный диск включают научно-публицистические, этнографические, фольклорные материалы трех объектов Единого реестра объектов нематериального культурного наследия Республики Коми и Каталога объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации: «Промысловые традиции народа коми»; «Народная медицина коми»; «Родовые знаки коми – пасы».

Издание осуществлено за счет средств гранта Главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

Статья из газеты «Республика»: «Бусинки золотого короба из Нившеры»

Артеев А.Б. Бусинки золотого короба из Нившеры // Издание Правительства и Государственного Совета Республики Коми «Республика». — 2020 — 1 сентября.

В корткеросском селе Нившера до наших дней сохранилась традиция домашних богослужений. Недавно в селе освящена новая церковь, но местные женщины продолжают собираться на совместные молитвы и освящение воды в домах. В каждом из таких домов хранится определенная икона, которая передается из поколения в поколение. Также в селе сохранилась традиция народной игры шег (в нее играют овечьими косточками-бабками) и самобытные традиции празднования Рождества.

Благодаря всему этому в древнее село часто приезжают экспедиции фольклористов и этнографов. В конце июля в Нившере побывала экспедиция республиканского Центра народного творчества и повышения квалификации. Группу сопровождала жительница Нившеры Мария Попова и участницы народного фольклорного коллектива «Сипертас». По итогам работы экспедиции сейчас готовится сборник «Нэмӧвöйся зарни кудйысь мольяс» («Бусинки золотого короба»).

Во время поездки было сделано одиннадцать записей фрагментов уникальных нившерских богослужений. Их исполнили сельчанки, которые бережно хранят свои традиции. Также были сделаны фотографии, которые проиллюстрируют сборник.

В Коми функции по формированию Единого реестра объектов нематериального культурного наследия региона возложены на Центр народного творчества и повышения квалификации. Учреждение стало обладателем гранта главы республики на издание сборника. Ежегодный конкурс творческих проектов сферы культуры и искусства Коми на соискание грантов из республиканского бюджета является частью реализации регионального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура».

Для работников ЦНТиПК впервые открыл свои двери частный музей в Нившере, созданный по инициативе жительницы села Лидии Габовой. В своем родовом доме она создала музей, где собрала старинные предметы быта, одежду ручной вышивки. А советские игрушки для своего музея Лидия Габова собирает со всех уголков России и стран СНГ. Группа побывала и в соседнем селе Алексеевка, где также организован сельский музей с предметами быта основателя села Алексея Габова. Музей был создан по инициативе жителей села Алексеевка. В экспозиции музея – предметы быта сельчан.

Помимо записей и фотографий, сделанных в ходе экспедиции, в основу нового издания лягут исследовательские материалы ученых Института языка, литературы, истории Коми научного центра УрО РАН: Галины Савельевой, Анатолия Панюкова, Людмилы Лобановой и Алексея Рассыхаева. Институт выступает партнером проекта.

Как рассказал «Республике» фольклорист Алексей Рассыхаев, локальная народная традиция почитания икон в селе Нившера Корткеросского начала формироваться в конце 1930-х годов после закрытия и разрушения православных церквей и часовен.

Большой кирпичный храм в Нившере в подарок землякам построил уроженец села, а ныне рижский предприниматель Василий Михайлов. Храм в честь святителя Василия Великого был освящен 14 января этого года. Храмовый комплекс расположен на огороженной территории. Здесь помимо храма возведены дом для церковного причта, часовня и хозяйственный корпус. Освятили фундамент и заложили камень на месте строительства храма 30 сентября 2014 года. Как рассказал тогда «Республике» Василий Михайлов, он уже много лет живет в Риге, но обязательно несколько раз в год приезжает на малую родину. Здание храма в Нившере строилось по проекту рижских архитекторов. А местечко в селе, на котором построили церковь, издавна называется Рай.

– Формирование традиции домашних богослужений перед иконами в селе Нившера является уникальной для коми культуры, – отметил ученый. – В Вишерском крае работаем уже восемь лет, и несколько раз были в Нившере. Домашнее богослужение длится час-два, и состоит из множества канонических и неканонических молитв, акафистов и другого. По состоянию на 2018 год домашние богослужения в селе проводились перед иконами Степана Великого; Харлампия; Харлампия и Власия; Параскевы Пятницы; Вознесения. До недавнего времени служба вне храма проводилась перед явленной иконой Николая Чудотворца, отреставрированной, а потом переданной во вновь построенную часовню. Эпизодически домашние моленья проводятся перед иконой Ивана Богослова. Полностью прекратилось почитание трех икон: Василия Великого, Введения, Ильи Великого.

Праздники проходят по схожим сценариям: после утреннего богослужения на русском языке освящают воду и проводят совместную трапезу, где исполняются народные и авторские коми и русские песни. Икона выступает хранителем религиозности, а утрата святыни приводит к угасанию традиции. Одним из основных условий для продолжения традиции является наличие в роду хранителей икон женщин, осознавших личный долг перед родителями по сохранению религиозности. Нынешние хранители икон, в основном, женщины пенсионного возраста, из которых не все знают православные традиции, а ритуалы совершаются приглашенными односельчанками.

Разработкой дизайна сборника занимается преподаватель СГУ имени Питирима Сорокина Анелия Лянцевич. Приложением к сборнику станет флеш-карта, включающая видео- и аудиоматериалы.

Ссылка на оригинал