Библиотека

Фотоальбом  «Ижемский праздник «Луд»

Ижемский праздник «Луд». Ижма, 2019 — 102 с.

Презентационное издание знакомит с народным праздником коми-ижемцев «Луд», включённым в реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Коми.

В сборник включены статьи различных авторов, исследование старшего научного сотрудника Коми научного центра УрО РАН, кандидата филологических наук Г.С.Савельевой, фотографии из фондов научного архива Коми научного центра и Ижемского районного историко-краеведческого музея, фотоархивов В. Хозяинова, И. Земцовой, Т. Шолёнкиной, О.Комиссаровой, А. Канева. Также в издании отражён праздник в настоящее время в фотографиях П. Канева, С. Терентьева, Е. Сметаниной. На обложке использована фотография Михаила Городилова.

Предлагаемое издание будет интересно специалистам учреждений культуры, фольклористам, этнологам, педагогам и учащимся, а также широкому кругу читателей.

Управление культуры администрации муниципального района «Ижемский» благодарит партнёра проекта — ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации».

Проект МБУК «Ижемская межпоселенческая клубная система» осуществлен за счёт средств Гранта Главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

Ответственный за выпуск — В.Я. Вокуева

Редакция издания – В.А.Рочева, Е.С.Ярцева, Т.А.Канева, Н.Г.Рочева, М.А.Сметанина, В.Я.Вокуева

Координатор проекта – Л.В.Баева

Подготовка материалов для диска – Е.Г. Вострых

Дизайн, верстка – А.В. Лянцевич

Cодержание:

Ижемские летние игрища – Луд

Луд – сохраняя прошлое, идти к будущему

Частичка ижемской души

Слово об ижемском крае

В стихах и песнях: Ижма, ижемцы и Луд

Фотоальбом  «Усть-Цилемская Горка — жемчужина Русского Севера»

Усть-Цилемская горка – жемчужина Русского Севера. Сыктывкар, 2019, 136 стр.

Презентационное издание знакомит с одним из самых ярких явлений традиционной народной культуры Усть-Цилемского района Республики Коми (бассейн реки Печоры) – хороводным праздником «горка», включенным в реестр объектов нематериального культурного наследия России.

В издание вошли статьи, библиография изданий и исследований «горочного» фольклора, фотографии, а также диск с текстами, аудиозаписями и нотными материалами «горочных» песен в записях разных лет; впервые публикуются самые ранние звукозаписи образцов «горочного» репертуара из фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, сделанные в 1929 г. на восковых валиках и в 1955 г. на магнитофонной ленте.

Предлагаемое издание будет интересно фольклористам, этнологам, искусствоведам, специалистам культурно-досуговых учреждений, педагогам и учащимся, а также широкому кругу читателей.

Издание осуществлено за счёт средств Гранта Главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

Авторы текстов – Т.С. Канева, Т.И. Дронова, Т.Г. Шишелова, Т.Д. Вокуева

Дизайн, верстка – А.В. Лянцевич

Подготовка материалов для диска – Т.С. Канева

Подготовка звукозаписей – А.В. Осипов

Мастеринг диска – А.П. Малышок

Общая редакция издания – Т.С. Канева

Ответственный за выпуск – Л.В. Баева

Координаторы проекта – Е.Г. Вострых, Т.Н. Бушенева

Cодержание:

Шишелова Т. Г. Усть-Цилемская горка — жемчужина Русского Севера

Дронова Т.И., Канева Т.С. Усть-Цилемская «горка» в фольклорно-этнологическом аспекте. Из истории изучения Усть-Цилемской «горки». «Горка»: пространственно-временные характеристики. Социополовозрастной состав участников хороводов. «Горка» как хороводное действо. Композиция«горки» (по материалам ХХ в.). «Горка»: традиционный песенный репертуар. «Горка» в советский и постсоветский периоды. Детская«горка». Горочный костюм

Вокуева Т.Д. Сбережение Усть-Цилемской «горки» в хороводах «Руси Печорской» (на примере Московского представительства Межрегионального общественного движения «Русь Печорская»)

Приложение. Схемы хороводов «горки». Усть-Цилемская «горка»: материалы к библиографии. Сост. Т.С. Канева

Список сокращений

Фотоальбом «Хранители традиций. Усть-Цильма»

Хранители традиций. Усть-Цильма / Отв. За выпуск Попов И.Н. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2019. 102 с.: илл.

Презентационное издание знакомит с традициями и обычаями народной культуры Усть-Цилемского района Республики Коми: традицией росписи пижемской ложки, технологией изготовления традиционного усть-цилемского праздничного женского костюма, свадебным обрядом устьцилемов, усть-цилемской кадрилью и родовыми традициями, включенными в реестр объктов нематериального культурного наследия России. Издание включает описание объектов, фотографии прошлого века и современности.

Издание будет интересно специалистам по народной культуре, декоративно-прикладному искусству и всем интересующимся традиционной культурой и историко-культурным наследием народов России.

Проект МБУ «Районный центр культуры, досуга и кино» осуществлен за счёт средств Гранта Главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

Руководитель проекта, ответственный за выпуск – И.Н. Попов

Составители текстов – А.П. Поздеева, И.Н. Поздеев, О.Г. Чупрова

Дизайн, верстка – А.В. Лянцевич

Cодержание:

Традиция росписи пижемской ложки

Технология изготовления традиционного усть-цилемского праздничного женского костюма

Свадебный обряд устьцилемов

Усть-цилемская кадриль

Родовые традиции устьцилем

Научно-методическое пособие «Коми войтырлöн ордым»
(«Тропою народа коми»)

Коми войтырлöн ордым / Тропою коми народа. Сыктывкар, 2018. 148 с.

Научно-методическое пособие и электронный диск включают научно-публицистические, этнографические, фольклорные материалы трех объектов Единого реестра объектов нематериального культурного наследия Республики Коми и Каталога объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации: «Промысловые традиции народа коми»; «Народная медицина коми»; «Родовые знаки коми – пасы».

Издание осуществлено за счет средств гранта Главы Республики Коми в области культурно-досуговой деятельности.

Статья из газеты «Республика»: «Бусинки золотого короба из Нившеры»

Артеев А.Б. Бусинки золотого короба из Нившеры // Издание Правительства и Государственного Совета Республики Коми «Республика». — 2020 — 1 сентября.

В корткеросском селе Нившера до наших дней сохранилась традиция домашних богослужений. Недавно в селе освящена новая церковь, но местные женщины продолжают собираться на совместные молитвы и освящение воды в домах. В каждом из таких домов хранится определенная икона, которая передается из поколения в поколение. Также в селе сохранилась традиция народной игры шег (в нее играют овечьими косточками-бабками) и самобытные традиции празднования Рождества.

Благодаря всему этому в древнее село часто приезжают экспедиции фольклористов и этнографов. В конце июля в Нившере побывала экспедиция республиканского Центра народного творчества и повышения квалификации. Группу сопровождала жительница Нившеры Мария Попова и участницы народного фольклорного коллектива «Сипертас». По итогам работы экспедиции сейчас готовится сборник «Нэмӧвöйся зарни кудйысь мольяс» («Бусинки золотого короба»).

Во время поездки было сделано одиннадцать записей фрагментов уникальных нившерских богослужений. Их исполнили сельчанки, которые бережно хранят свои традиции. Также были сделаны фотографии, которые проиллюстрируют сборник.

В Коми функции по формированию Единого реестра объектов нематериального культурного наследия региона возложены на Центр народного творчества и повышения квалификации. Учреждение стало обладателем гранта главы республики на издание сборника. Ежегодный конкурс творческих проектов сферы культуры и искусства Коми на соискание грантов из республиканского бюджета является частью реализации регионального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура».

Для работников ЦНТиПК впервые открыл свои двери частный музей в Нившере, созданный по инициативе жительницы села Лидии Габовой. В своем родовом доме она создала музей, где собрала старинные предметы быта, одежду ручной вышивки. А советские игрушки для своего музея Лидия Габова собирает со всех уголков России и стран СНГ. Группа побывала и в соседнем селе Алексеевка, где также организован сельский музей с предметами быта основателя села Алексея Габова. Музей был создан по инициативе жителей села Алексеевка. В экспозиции музея – предметы быта сельчан.

Помимо записей и фотографий, сделанных в ходе экспедиции, в основу нового издания лягут исследовательские материалы ученых Института языка, литературы, истории Коми научного центра УрО РАН: Галины Савельевой, Анатолия Панюкова, Людмилы Лобановой и Алексея Рассыхаева. Институт выступает партнером проекта.

Как рассказал «Республике» фольклорист Алексей Рассыхаев, локальная народная традиция почитания икон в селе Нившера Корткеросского начала формироваться в конце 1930-х годов после закрытия и разрушения православных церквей и часовен.

Большой кирпичный храм в Нившере в подарок землякам построил уроженец села, а ныне рижский предприниматель Василий Михайлов. Храм в честь святителя Василия Великого был освящен 14 января этого года. Храмовый комплекс расположен на огороженной территории. Здесь помимо храма возведены дом для церковного причта, часовня и хозяйственный корпус. Освятили фундамент и заложили камень на месте строительства храма 30 сентября 2014 года. Как рассказал тогда «Республике» Василий Михайлов, он уже много лет живет в Риге, но обязательно несколько раз в год приезжает на малую родину. Здание храма в Нившере строилось по проекту рижских архитекторов. А местечко в селе, на котором построили церковь, издавна называется Рай.

– Формирование традиции домашних богослужений перед иконами в селе Нившера является уникальной для коми культуры, – отметил ученый. – В Вишерском крае работаем уже восемь лет, и несколько раз были в Нившере. Домашнее богослужение длится час-два, и состоит из множества канонических и неканонических молитв, акафистов и другого. По состоянию на 2018 год домашние богослужения в селе проводились перед иконами Степана Великого; Харлампия; Харлампия и Власия; Параскевы Пятницы; Вознесения. До недавнего времени служба вне храма проводилась перед явленной иконой Николая Чудотворца, отреставрированной, а потом переданной во вновь построенную часовню. Эпизодически домашние моленья проводятся перед иконой Ивана Богослова. Полностью прекратилось почитание трех икон: Василия Великого, Введения, Ильи Великого.

Праздники проходят по схожим сценариям: после утреннего богослужения на русском языке освящают воду и проводят совместную трапезу, где исполняются народные и авторские коми и русские песни. Икона выступает хранителем религиозности, а утрата святыни приводит к угасанию традиции. Одним из основных условий для продолжения традиции является наличие в роду хранителей икон женщин, осознавших личный долг перед родителями по сохранению религиозности. Нынешние хранители икон, в основном, женщины пенсионного возраста, из которых не все знают православные традиции, а ритуалы совершаются приглашенными односельчанками.

Разработкой дизайна сборника занимается преподаватель СГУ имени Питирима Сорокина Анелия Лянцевич. Приложением к сборнику станет флеш-карта, включающая видео- и аудиоматериалы.

Ссылка на оригинал