Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

МО МР «Сыктывдинский»

О РАЙОНЕ (отрасль культуры)

Муниципальный район «Сыктывдинский»:

— административный центр – с. Выльгорт;
— 13 сельских поселений, 49 населенных пунктов (13 поселков сельского типа, 10 сел и 26 деревень).
— 18 культурно-досуговых учреждений: МБУК «Сыктывдинский Дом народных ремесел «Зарань», МАУК «Сыктывдинский районный Дом культуры» с 17 филиалами; 
15 коллективов со званием «Народный»/ «Образцовый»;
— 161 самодеятельных коллективов.

Управление культуры администрации МО МР «Сыктывдинский»: начальник Порошкин Андрей Иванович, тел. (82130) 7-14-41, эл. почта uprkult@syktyvdin.rkomi.rua.i.poroshkin@syktyvdin.rkomi.ru. Раздел на официальном сайте администрации: http://syktyvdin.ru/ru/page/municipal_authority.administration.department_of_culture/

ТРАДИЦИИ

Знаковые мероприятия

Всероссийский фестиваль самодеятельных исполнителей народной песни «Завалинка».

Проводится в селе Выльгорт ежегодно, начиная с 2004 года. Программа фестиваля проходят: конкурс самодеятельных исполнителей народной песни, ярмарка-выставка «Город Мастеров», фестиваль уличных  народных забав, молодёжная программа, а также выступление российских звезд.

В 2011 году фестиваль «Завалинка» признан  победителем Всероссийской профессиональной премии «Грани Театра масс» в номинации «Лучший региональный праздник».

Местный фольклор, праздники

Речкöй. Ареал бытования праздника — село Пажга. Отмечался примерно в июне (переходящий), в период между завершением посадочных работ и выходом на сенокос, через два дня после празднования Параскевы Пятницы. Речкöй отмечали широко, с размахом, гуляли 2-3 дня. Перед праздником довольно долго готовились к нему: готовили  угощение, напитки, наряды. Из еды и угощения пекли разнообразные пироги, рыбники (черинянь). Готовили сусло — чужва
В с. Выльгорт также была традиция Речкöй, но она сопровождалась только посещением погоста и поминанием усопших родственников.

Чомӧр – старинный праздник по случаю окончания сельскохозяйственных работ. Осенью после сбора урожая проходили посиделки и ярмарки, на которых гостей угощали капустой. Варили капусту в котлах, в частности, в с.Ыб.

Праздник в честь Святой Параскевы. Ареал бытования – с. Выльгорт. В первую пятницу Петрова поста к часовне во имя Параскевы Пятницы в д. Дав (часовня не сохранилась) устраивался крестный ход. В этот же день молодежь качалась на специально установленных к этому дню качелях. Парни и девушки писали письма тем, кто им симпатичен, и передавали их через детей. Между Худяево и Давом был широкий деревянный мост. Жители деревень собирались на этом мосту, пели и плясали под гармонь.

Обетные дни д. Мальцевгрезд с. Ыб – Прöл лун  (31 августа), Благовещение (7 апреля) – была часовня Благовещения, Ласей лун (4 февраля). В эти дни в деревне проводились ярмарки. Сохранились валуны из-под основания часовни.

Ыбская легенда рассказывает, что Стефан Пермский плыл в Вотчу, когда решил остановиться для проповеди на Ыбских холмах. Произошло это как будто в 1383 г. Лодка Стефана стала приставать к берегу, но высыпавшее на берег население Ыба закидало миссионера камнями и оттолкнуло лодку баграми, так и не дав высадится на берег. В наказание Стефан Пермский прозвал местечко «Худой деревней». Сейчас это ыбская деревенька Худой-грезд, в которой большая часть жителей носит фамилию Худоевы.

Ремёсла

Большим подспорьем в хозяйстве служили внеземледельческие занятия: промыслы, ремесла. В неурожайные годы они давали хоть какие-то средства к существованию.
Охота и рыболовство, старинные занятия местных жителей, оставались на протяжении многих веков привычными занятиями, обеспечивавшие их едой и одеждой.
Вплоть до 17 века, все необходимое для жизни (одежда, обувь, мебель, орудия труда) производилось внутри хозяйства, почти ничего не продавалось и не покупалось на рынке.
Ремесло значительную роль в хозяйстве играло только у отдельных людей (так, например, возле Ыба во второй половине XVI века жили «овчинник» (выделка овечих шкур) и кузнец.

Кузнечное дело. Кузнецы, вероятно, были во всех крупных селениях, для работы они использовали имевшиеся в крае месторождения болотной железной руды.
В промышленных масштабах переработка руды началась осуществляться в 18 веке. В 1756 г. основан Чугунолитейный завод в поселке Нювчим (основатели устюжские купцы Панов и Плотников). Основная продукция – чугун и железо. Завод выпускал товары народного потребления – зеркала, колёса для лошадиных подвод, коромысла, стиральные доски, котлы, чугуны, сковородки. После 1776 года начали изготавливать орудийные снаряды, якоря, чугунный балласт для кораблей, листовое и «штыковое» железо.
В 1761 году в с. Пажга начал работу Молотовый завод.
Вплоть до начала XX века традиционные ремесла коми в значительной мере продолжали оставаться в рамках домашней промышленности, однако крестьяне начали искать дополнительные доходы. В течение второй половины XIX века происходило формирование слоя кустарей-ремесленников, разделение отдельных ремесел (столярное ремесло частично отделилось от плотницкого, обувное от кожевенного, портняжное от катального и шерстобитного и т.д.).
Кузнечно-слесарный промысел в крае был развит слабо, везде работали по заказу. Выльгортские кузнецы в небольших количествах изготовляли для продажи на усть-сысольских базарах топоры, косы, ухваты, кочерги, замки, петли и т.п. Инструменты кузнецов – меха, молоты, клещи – обычно были самодельными. Слесарные работы ограничивались преимущественно починкой старых изделий, например, пайкой самоваров.
Также известно, что выльгортские кузнецы и плотники изготавливали не только телеги хозяйственного назначения, но и для выезда в праздничные дни – телеги-тарантасы. Большим спросом на рынках пользовались выездные сани с облучками с плетенными из ивовых или черемуховых прутьев кузовами. Выльгортские столяры снабжали своими изделиями почти все селения верхней Сысолы и средней Вычегды.
Плотницкое и столярное ремесла в конце XIX – начале XX веков наиболее развиты были в близлежащей к Усть-Сысольскую Выльгортской волости, в которой было около 200 плотников и столяров, работающих по найму или по заказу. Причем два человека занимались исключительно столярством. Остальные же совмещали оба ремесла. Коми столяры изготавливали на продажу и по заказу рамы, грабли, салазки, сани, деревянные части сохи и телеги.

Мебельный промысел. В конце XIX в. развитие мебельного ремесла получило распространение в крупных селах Сыктывдина. Мастера-мебельщики из Выльгорта и Зеленца имели отличную репутацию. Столяры изготавливали жесткие диваны и кресла, комоды, буфеты, кровати, стулья, посудные шкафы, сундуки для одежды и другое. Мебель коми мастеров отличалась товарным видом, простой формой, украшалась резьбой, иногда покрывалась краской. Фигурные ножки и ручки вытачивались на самодельных токарных станках. В начале века было два таких станка у мастеров села Выльгорта. Выльгортские столяры регулярно поставляли качественную мебель на усть-сысольские базары, и она украшала интерьеры у многих горожан.
Изготовление бондарной, долблёной и плетёной утвари. Широкое распространение в быту у коми имели изделия бочаров. Мастера бондарного дела из древесины различных пород (ели, сосны, березы, ольхи, осины) изготавливали кружки и жбаны для воды и кваса, ведра, колодезные бадьи, ушаты, подойники, банные шайки, кадки, лохани и другую деревянную утварь.

Бондарный промысел. Был развит в селах Палевицы и Зеленец на р. Вычегда. Также бондари были и в с. Выльгорт и деревне Серд. Работали бондари в течение зимы (с ноября до марта), а продавали свою продукцию на усть-сысольском базаре и ярмарках в селах Небдино и Визинга.
До 20 гг.XX в. в коми селах, расположенных по р. Вычегда широко бытовала традиция изготовления долблёной посуды из берёзовых наростов (ендовы, блюда, ковши, солонки) и утвари из бересты (пестеры, туеса, коробы). Изготовлением резной посуды на продажу занимались мастера в с. Зеленец (р. Вычегда), Выльгорт.

Корнеплетение. В начале XX в. плетением из ивовой лозы корзин и коробов для тарантасов занимались мастера в с. Вильгорт. До конца 20 гг. XX в. изготовлением плетёных из корня ивы чаш, шкатулок, коробов, корзин, воронок, ваз занимались коми мастера в деревнях по р. Сысоле и Вычегде: Пажга, Ипатово, Иб, Прокопьевка, Шошка, Слудка, Граддор.
Это интересно: Земские деятели старались научить жителей ближайших к городу волостей, новым ремеслам, но не всегда удачно. В 1884 году УстьСысольское земство открыло в городе мастерскую по плетению изделий из корней. В 1889 году мастерская переведена в Зеленец, в 1890 году – в Выльгортскую волость, но, в конце концов, закрыта в 1892 году из-за отсутствия спроса на изделия (источник – Таскаев М. , Жеребцов И. Сказание о земле Сыктывдинской. – Выльгорт, 2006. – c. 131).

Изготовление традиционных деревянных лодок (судостроение).
Развитие в крае товарно-денежных отношений и ифференциация ремесел стимулировали появление мастеров-лодочников, работающих постоянно на заказ. Как правило, они были и неплохими плотниками, либо столярами.
Специализировалось на изготовлении лодок по заказам коми население сысольских селений Ыба, Граддора, Шошки; на Вычегде – Палевиц (строили речные суда для перевозки сереговской соли), Часово и деревни Парчег. В среднем каждый лодочных дел мастер зарабатывал в год до 120 рублей – доход для того времени существенный.
Издавна сысольские и вычегодские коми крестьяне владели навыками смолокурения, каждое хозяйство собственными силами обеспечивало свои потребности в этом продукте. Устроить смолокурную яму было несложно: в косогоре вырывали яму, величину которой определяли по количеству заготовленного смолья, на дне ямы делали углубление и укладывали слой еловой или пихтовой коры для стока смолы в него. Смола, стекающая в углубление в центре ямы, по специально проложенной в земле трубе стекала в подготовленную посуду. Смолье укладывали в яме на конус, затем его обкладывали хворостом и закрывали сверху слоем дерна и землей. Для поступления воздуха с разных сторон оставляли несколько отверстий, через них и зажигали подземный костер.
Деготь гнался на тех же смолокурнях из березовой коры — бересты. Добытые деготь и смола помещались в бочки и частью продавались скупщикам, которые отправляли их в губернии, где хвойных и березовых лесов было мало. Часть смолы и дегтя продавалась на местных рынках. Товар ходовой. Смолили суда, лодки, бочки, веревки, канаты. Дегтем смазывали телеги, упряжь, обувь, лечили людей и животных.
В конце XIX – начале XX веков близ Усть-Сысольска в Богоявленской волости возник центр производства смолы на продажу. Смолокурением в деревне Парчег занималось до 60 человек.
В конце 19 века в селе Часово работал Дегтярный завод. Смолу и деготь добывали также в селах Лэзым, Шошка.

Скорняжий промысел. В Коми крае этот промысел был распространен повсеместно, но занимались выделкой овчин в каждой волости всего лишь по два-три человека. Больше всего скорняков было в пригородном селе Выльгорт – 18 человек в начале века. Работали скорняки исключительно в зимнее время.
Дубление овчин практиковали лишь выльгортские мастера, остальные скорняки выделывали только сыромятные. Технология дубления была самая простая: овчина смачивалась со стороны мездры настоем ивовой коры, затем она просушивалась.
В с. Выльгорт выделывали и медвежьи шкуры, и беличьи шкурки.
Сапожников, работающих на рынок, в Коми крае было немного. Основными центрами сапожного ремесла были Усть-Сысольск, где в начале века работали около сорока сапожников, и село Выльгорт – до тридцати человек. Многие из выльгортских сапожников зимой уходили на пошив кожаной обуви в соседние волости.
Кроме того, выделкой шкур, в частности овечьих, занимались и в селах Ыб, Зеленец.

Изготовление валяной обуви. Катанием обуви занимались исключительно по заказу и из материала заказчика. Из-за недостатка сырья этот промысел был преимущественно отхожим. Уходили в Вятскую, Пермскую, Оренбургскую, Тобольскую губернии. Однако известно, что в селах Сыктывдинского района также работали мастера – валенщики валенок в Выльгорте (местечко Сорма), Ыбе, Зеленце. С 1946 года начала работу Выльгортская сапоговаляльная фабрика с цеха по ручному производству валенок на базе Сыктывдинского Промкомбината. В 1969 Министерство промышленности Коми АССР присоединило Выльгортскую сапоговаляльную фабрику к Сыктывкарскому объединению «Олень». В 1977 году в год производилось 61000 пар продукции. В 1991 году фабрика, отделилась и официально стала называться «Выльгортская сапоговаляльная фабрика».

Гончарное производство. Наибольшее развитие получило в с. Выльгорт, где в XIX в. отдельные мастера стали работать на ручном гончарном круге и употреблять для обжига специальные печи, которые обычно сооружали 2-3 мастера на паях. В печи обжигали за неделю до 300 гончарных изделий. Уже в конце XIX в. здесь выделились мастера, работающие только на рынок.
Ассортимент керамики был невелик: большие корчаги для хранения воды, горшки для приготовления пищи, кринки, глиняные сковородки и плошки.
По традиции, коми мастера ставили на дне сосуда родовой пас. Гончары были и в селе Слудка. Сырьем служила местная глина.
Сельские кустари возили свои изделия для продажи на ярмарки в Ыб, Визингу, Яренск, Великий Устюг.
Первая гончарная артель в Выльгорте была образована в 1920 году.

Традиционное узорное ткачество. Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники: двухуточного браного ткачества на большом количестве дощечек, одноуточного браного ткачества, многоремизного ткачества.
Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса. Они являлись обязательной принадлежностью мужской и женской одежды.

Узорное вязание и вышивка. Повсеместно у сысольских и вычегодским коми до настоящего времени распространено самобытное узорное вязание разноцветными шерстяными (изредка льняными) нитями на двух и пяти спицах. Вязаные изделия (чулки; рукавицы; перчатки; запястья; наколенники) являются характерными элементами национального костюма коми и северных русских.
Для сысольских и вычегодских коми характерны различные техники узорчатой вышивки: счетная и рельефная гладь, вышивка крестом и тамбуром. Наиболее распространена вышивка счетной гладью или мелким крестом на мужских и женских рубахах, нарядных женских передников. Вышивали их хлопчатобумажными, шелковыми и шерстяными нитями красного цветов в сочетании с черной нитью, по белой ткани или белыми по красной.

Кружевоплетение. В XIX — начале ХХ вв. у сысольских коми (с. Нювчим) получает распространение художественное кружевоплетение. Первоначально возникнув под влиянием техники русского кружевоплетения в соседних Вологодской и Вятской губ., нювчимское кружевоплетение не имело местной специфики. Коми мастерицы изготовляли кружево на жесткой подушке в форме валика при помощи коклюшек — деревянных палочек-бобинок. Кружева шли не только на домашнее употребление, но также продавались в Усть-Сысольске.

Красильный промысел. Известно, что красильным промыслом занимались в таких крупных селах, как Зеленец и Ыб. Красильщики красили льняные нити в синие и красные цвета. В кубовой краске красили и сам холст (крашенина). Набойку делали, нанося на холст рисунок специальными досками-набойками, предварительно окунув их в краску.

Изготовление традиционных музыкальных инструментов. Традиционно сысольские и вычегодские мастера занимались изготовлением хордофонов (простейшие струнные щипковые инструменты). До начала ХХ в. в с.Вильгорт на р. Сысола работала мастерская по производству балалаек.
Местные коми мастера так же занимались изготовлением «своедельных» гармоник на заказ в с.Вильгорт (Яков Оплеснин) и с.Зеленец (Семен Мельников).

Изготовление икон, оформление резных иконостасов.  Занимались мастера в д. Кочпон и с. Выльгорт.

Портняжный промысел. Существовал повсеместно. Некоторые портные ходили из деревни в деревню, из дома в дом, обшивая крестьян.

Кирпичный промысел. В прошлом производство кирпича на территории Сыктывдина носило скорее характер кустарного промысла, чем промышленного производства. В основном кирпич использовался для изготовления домашних печей. Известно, что кирпичи изготавливали на территории села Слудка и деревни Парчег, там, где было много глины. Мастера печного дела жили в с. Лэзым.

Это интересно: с. Выльгорт. К середине XIX века в Выльгорте сложилось разделение ремесел крестьян по деревням: так, в основном сапожники были в Давпоме, жестянщики – Даве, по выделке овечьих шкур (скорняжники) – Силапияне, гончары – Вичкодоре (центр), валенщики валенок – Сорме, столяры – Якоще и Седъякове, кузнецы и тележники – Ветевгрезде и Даве, саньщики – Грезде и Ветевгрезде, по производству граблей, туисов – Ляпыде и Ляпыдпоме. В 1900 г. в селе было известно свыше 25 различных промыслов и ремесел. (источник – Налимов С. И. Преображенное село. Рукопись. – Вильгорт. – 1973. – С. 19).
В 1939 году начинает работу Сыктывдинский райкомбинат, в который вошли: пимокатная мастерская, гончарный цех, ковровый цех, швейная мастерская, сапожная мастерская, Выльгортский кирпичный завод, жестяная мастерская, столярная мастерская. Первым директором райкомбината был Попов Модест Иванович.
В 1964 году при реорганизации райпромкомбината гончарная мастерская была передана Выльгортскому лесопункту. Сменилось название мастерской, она стала называться керамическим цехом.
1965 год — Комбинат бытового обслуживания оказывал различные услуги: пошив верхней одежды (шуб, плащей, костюмов), ремонт и пошив обуви, химчистка, крашение тканей.
60-80-е годы XX века работал Выльгортский кондитерский цех. Выпускал кондитерские изделия (баранки, сладкие шарики, петушки и др.) Производство прекратилось в конце 80-х годов.

Литература:
Налимов С. И. Преображенное село. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во. – 78 с.
Таскаев М., Жеребцов И. Сказание о земеле Сыктывдинской. – Выльгорт, 2006. – 458 с.
Шарапов Валерий Энгельсович. (к.и.н., в.н.с. сектора этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН). Историко-этнографический обзор: «Традиционные ремесла и промыслы сысольских и вычегодских зырян во второй половине XIX – нач. XX вв.», 2017 г.

ИМЕНА

Артисты

Профессиональные артисты

Аврамов Иван Иванович. Актер и режиссёр Коми республиканского театра драмы. Народный артист СССР (1976), Лауреат Государственной премии Коми АССР (1970).

Бобракова Ия Петровна. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982); Заслуженный деятель литературы и искусства Коми АССР (1971); Народная артистка РСФСР (1995); Лауреат Государственной премии Республики Коми (1997); Академик Петровской  академии  искусств; художественный руководитель и  главный режиссёр Театра оперы и балета Республики Коми.

Ермолин Степан Иванович. Коми поэт, драматург, актер Коми республиканского драматического театра г. Сыктывкаре. Народный артист Коми АССР (1946); Заслуженный артист РСФСР (1951).

Ильчуков Леонард Фёдорович. Артист драмы и оперетты. Народный артист Коми АССР (1977), Заслуженный артист РСФСР (1983).

Сидорова Глафира Петровна. Актриса Академического театра драмы Республики Коми им. В.Савина. Заслуженная артистка Коми АССР (1945); Народная артистка Коми АССР (1949); Заслуженная артистка РСФСР (1956); Народная артистка РСФСР (1967); Лауреат государственной премии им. В.Савина (1973, 1997); Народная артистка СССР (1980).

Шеболкин Владимир Константинович. Мастер – исполнитель народной музыки, балалаечник, солист Коми республиканской филармонии. Заслуженный артист Коми АССР (1981); Заслуженный артист РСФСР (1989); Лауреат  II Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в г. Ленинграде (1979). Лауреат  I-го Республиканского конкурса исполнителей Коми музыки (1991).

Самодеятельные артисты

Артисты народного театра драмы им. С.Ермолина (РДК с. Выльгорт): Абдуллина Ольга Фёдоровна, Игнатов Николай Модестович, Леканова Валентина Николаевна, Потапов Михаил Анатольевич.

Краеведы

Куратова Александра Александровна, педагог, основатель Ыбского этнографического музея, заслуженный работник Республики Коми.

Налимова Эмилия Алексеевна (15.04.1937 г. с. Выльгорт  Сыктывдинского района Коми АССР – 9 декабря 2019 г.). В 1958г. окончила  Сыктывкарское культпросветучилище. Трудовую деятельность начинала в Гарьинском сельском клубе, затем методистом в Выльгортском Доме культуры. С 1963 г. – директор районного Дома культуры с.Выльгорт.  В 1970-1982 гг. возглавляла центральную библиотечную систему (только по библиотечному делу за отличную работу району присуждали 4 раза переходящее Красное Знамя) В 1982-1998 гг. возглавляла районный отдел культуры. Стала одним из инициаторов и основателем музея истории и культуры Сыктывдинского района, в котором проработала более 10 лет. Награждена: медалью «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), медалью «Ветеран труда» (1984), медалью «Союза женщин России» (2003), «Заслуженный работник науки и культуры Коми АССР» (1981), ей вручен знак Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре» (2004).

Мастера

Иванова Валерия Михайловна. С 1995 г. преподаватель школы художественного ремесла с. Выльгорт  Сыктывдинского района. Правление Союза художников России присвоило Валерии Михайловне высшую квалификацию Мастера. Народный мастер России,  Лауреат IV Всероссийского фестиваля «Лоскутная мозаика России» (2003);  обладатель премии им. С.И.Оверина XII Республиканской выставки «Мастер года – 2006»;  Лауреат III Межрегионального фестиваля декоративно-прикладного искусства «Зарни кияс»;  Член Союза мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Коми (2003).

Буторина Татьяна Васильевна. Керамист. Удостоена звания «Мастер года – 2013» и Государственной премии Правительства Республики Коми им. С.И. Оверина.

Гилева Тамара Васильевна. Мастер по кружевоплетению и ткачеству. В 2008 году Тамара Васильевна удостоена звания «Мастер года» и Государственной премии Правительства Республики Коми им. С.И. Оверина и звания «Народный мастер России».

Налимов Семен Иванович ( 1(13)1857г.  с.Выльгорт Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии –22.08. 1916г. г. Петроград). Столяр-краснодеревщик, мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов. За экспонируемые музыкальные инструменты Налимов С.И. получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже (1900), медаль на выставке в Санкт-Петербурге (1907), правительственную «Золотую медаль» с надписью «За усердие» (1915).

Оверин Семён Ильич (2.08.1924 г. с. Пажга  Усть-Сысольского уезда Коми автономной области – 19.12.1996 г., с. Пажга  Сыктывдинского района). Народный мастер России, один из организаторов Пажгинского этнопедагогического центра. Участник Великой Отечественной войны. Художественному мастерству учился в г.Сыктывкаре. Внес большой вклад в развитие искусства национальных народный промыслов. Основной материал: кап, береста, коренья. Организатор художественных мастерских по бересте для детей во всесоюзных пионерских лагерях «Орленок» и «Артек». Участник выставок в Москве, в Сыктывкаре, Петрозаводске, во Франции, Австралии, Норвегии, Финляндии, Венгрии. Оставил после себя многочисленных и талантливых  учеников и последователей, продолжает функционировать «оверинская» школа мастерства.

Торопов Валерий Лаврентьевич. Отличник профессионального образования (1968), награжден бронзовой медалью ВДНХ (1968), серебряной  медалью ВДНХ (1991), Заслуженный работник культуры Республики Коми (1994), Лауреат Государственной премии Республики Коми (1998), «Академик», действительный член Международной Академии информатизации» (2001), Народный мастер России (2002), Лауреат национальной премии в области народного творчества «Душа России» в номинации «Народный мастер».

Шпарвассер Анна Александровна. Мастер росписи по дереву. Удостоена звания «Мастер года – 2015» и Государственной премии Правительства Республики Коми им. С.И. Оверина.

Музыканты, композиторы

Самодеятельные авторы, барды

Марсов Василий Дмитриевич.  Самодеятельный коми композитор, художественный руководитель фольклорного народного коллектива Пажгинского Дома культуры. Заслуженный работник культуры Коми АССР (1989), Заслуженный работник культуры РСФСР (1994).

Оверин Михаил Иванович. Самодеятельный коми композитор. С 1977г. – концертмейстер Районного Дома культуры с. Выльгорт.  В 1990 г. закончил  Пермский институт культуры. Песни стал писать с 1994 г. Автор более 100 произведений, постоянный участник Республиканского фестиваля современной коми песни «Василей». В 2006 г. выпущен диск «Тебе пою, мой Сыктывдин». Заслуженный работник Республики Коми (2004).

Фролов Николай Семенович. В сфере культуры с 1976 г. Окончил Восточно-Сибирский институт культуры по специальности «Оркестр народных инструментов». С 1994 г. – преподаватель по классу народных инструментов школы искусств с. Зеленец. Самодеятельный композитор, выпустил три сборника инструментальной музыки и песен. Заслуженный работник культуры Республики Коми (2006 г.).

Чувьюрова Ирина Ивановнасамодеятельный коми композитор, хормейстер РДК с.Выльгорт.

Писатели, поэты, драматурги

Безносиков Владимир Иванович, коми прозаик и драматург. Заслуженный работник культуры Коми АССР (1987), член Союза писателей России (1991), Почётный гражданин Сыктывдинского района.

Колегов Егор Васильевич, коми поэт-сатирик, переводчик и песенник, автор стихотворений для детей.

Художники

Ермолин Владимир Рэмович, живописец, член Союза художников СССР с 1985 г.

Ермолина Елена Федоровна, живописец, лауреат Государственной премии Коми АССР (1977).

Ермолин Рэм Николаевич (24.12.1926, Ленинград – 15.5.2004, г. Сыктывкар). Живописец. Народный художник Коми АССР (1980) и РСФСР (1985), лауреат Государственной премии Коми АССР (1972), действительный член Петровской Академии наук и искусств (1999).

Игнатов Василий Георгиевич (14.02.1922 г. с. Зеленец Усть-Сысольского уезда Коми автономной области – 23.02.1998 г., г. Москва). Коми художник кино и театра, график. Член СХ СССР с 1958г., Заслуженный деятель искусств Коми АССР (1972), Народный художник Республики Коми (1997).

Куликов Вячеслав Михайлович, живописец, Заслуженный деятель искусств Коми АССР (1990), лауреат Госпремии Республики Коми (1998).

Куликова Александра Александровна, живописец, Заслуженный художник Российской Федерации (2007), Заслуженный деятель искусств Республики Коми (1993), лауреат Государственной премии Республики Коми (2000), лауреат Государственной премии Коми комсомола (1977).

Кузиванов Василий  Иванович, самодеятельный художник – фронтовик.

Лыюров Валериан Андреевич, самодеятельный  художник – прикладник. С 1953 г. работал в художественных производственных мастерских Коми отделения художественного фонда РСФСР. Основной жанр творчества – декоративная резьба по дереву, художественные изделия из капа. Участник республиканских (с 1977), зональных (с 1979) художественных выставок. Автор эскизных проектов оформления  краеведческих музеев городов и райцентров Республики Коми, музея И.А.Куратова в Сыктывкаре, экспозиции достижений республики на ВДНХ (1972).

Муравьев Иван Петрович, художник-профессионал, преподаватель живописи, рисунка и композиции.

Полин Николай Осипович, самодеятельный художник – фронтовик.

Размыслов Аркадий Алексеевич, график, художник-карикатурист. Член Союза художников СССР, Член Союза журналистов СССР.

Торлопов Станислав Анфимович, художник, лауреат Государственной премии Коми АССР (1968), Заслуженный художник РСФСР(1972), Народный художник Коми АССР (1980), кавалер  ордена «Знак Почета» (1986).

Филипповский Юрий Николаевич, живописец, педагог, член Союза художников России с 1996 года.

Семячков Павел Ильич, живописец, Заслуженный деятель искусств Коми АССР (1970).

Холопов Александр Викентьевич (19.03.1880, д. Кочпон Выльгортской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии – 19.01.1942, г. Ленинград). Архитектор и художник. Музей истории и культуры Сыктывдинского района им. Э.А. Налимовой – единственное сохранившееся здание, построенное по проекту А.В. Холопова (1913 г.) – памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального значения. Первым из уроженцев Коми края получил профессиональное художественное образование.

ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ

Хоровые

Народный хор «Зеленчанка»
Вокальный ансамбль народной песни «Лолалӧм» («Дыхание») (с.Зеленец)
Народный хор «Зарава» («Березовый сок») (с.Пажга)
Народный хор им.П.И Чисталёва (п.Нювчим)
Народный хор «Зӧнзӧвӧй» («Северная краса»)
Образцовая детская эстрадная студия  «Капель» (с.Выльгорт)
Народный хор «Горенка» (п.Птицефабрика)
Хоровой коллектив «Шуда кад» (с.Шошка)

Хореографические

Образцовый детский ансамбль эстрадно-спортивного  танца «Сюрприз» (с.Зеленец)
Образцовый детский коллектив народного танца «Задорный каблучок»
Образцовый детский коллектив современной хореографии «Шоу-балет «Виктория» (с.Выльгорт)
Образцовый детский ансамбль танца «Отрада» (с.Пажга)

Театральные

Народный театр драмы им. С.Ермолина
Народный театр кукол «Сюрприз»
Молодёжный театр «Любители» (с.Выльгорт)
Театральная студия «Ас йоз»  (с.Зеленец)

Фольклорные

Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки» (с.Зеленец)

Изобразительное искусство

Образцовая  художественная изостудия «Гончарик» (с.Выльгорт)