Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Сурнина Анна Николаевна

Анна Николаевна Сурнина удостоена звания «Мастер года-2018» и премии Правительства Республики Коми им. С. И. Оверина в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.

А. Н. Сурнина уроженка села Аныб Усть-Куломского района. Работает художественным руководителем Дома народного творчества посёлка Подтыбок Корткеросского района.

 В 1984 году окончила Культпросветучилище (в настоящее время ГПОУ РК «Республиканский колледж культуры им. В.Т. Чисталёва») по специальности «Клубный работник». С 1993 года является художественным руководителем Дома народного творчества пос. Подтыбок.

Основные направления мастера: традиционное ткачество на бердо, традиционное ткачество на стане, традиционная и авторская кукла, сценический костюм, текстиль. Анна Николаевна – постоянный участник республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных выставок, конкурсов и фестивалей. В 2013 году стала победителем федерального конкурса на получение денежного поощрения из федерального бюджета сельскими учреждениями культуры и их работниками в номинации «Лучший работник культурно-досугового учреждения». С 2016 года является членом Союза мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Республики Коми.

Награждена Почётной грамотой Главы Республики Коми (2006 г.), Почётной грамотой Министра культуры Республики Коми (2011 г.), поощрена Благодарностью министра культуры Республики Коми (2011 г.).

Работы Анны Николаевны экспонировались в Москве, Мурманске, Чебоксарах, Франции, Беларуси. Её работы хранятся в фондах Национального музея Республики Коми.

#ВОПРОС_МАСТЕРУ (2020 г.)

Откуда появилась тяга к творчеству? Кто в семье рукодельничал? Помните ли свои первые творческие работы?
Когда мне было два года, мы переехали всей семьёй в Подтыбок. Но почти все каникулы я проводила у бабушки в Аныбе. Солнечный Аныб всегда звал к себе! Огромные поля, просторы!
На зимних каникулах сидела на паччере (большой русской печке) с детской коми хрестоматией, читала сказки на коми языке. А летом и осенью, когда шли дожди и дни тянулись бесконечно, резали с бабушкой длинные полоски ткани на половики. Там же у бабушки пробовала ткать на станке. У бабушки же подглядывала узорное вязание, она была мастерица вязать варежки! Так было завидно, что бабушка умеет такое! И когда старшая сестра Валентина научила вязать спицами, конечно, я с упоением вязала! Варежки, гетры, потом уже кофточки, свитера, кардиганы… Узорные и ажурные! В 90-е все пригодилось. Старшая сестра Юлия научила вышивать. Она у нас замечательная вышивальщица! У её дочек Леночки и Валюши всегда были вышитые платьишки. Вышитые гладью цветочки ничем не отличались от настоящих!
Помню, мелкая, вышивала накидку на подушки (мода тогда была, накрывать горку подушек красивой накидкой). На вышитой накидке съезжал большой Снеговик по зимней горке… Это была моя первая работа по вышивке.
Мама научила вязать крючком и прясть. Она очень многое умела делать своими руками! Именно благодаря маме тема природы — моя любимая! Каждый раз, идя в лес по ягоды и назад или топая пешком из Аныба в Подтыбок, останавливала нас: «Ой, вот давайте здесь остановимся! Посидим! Полюбуемся! Глядите, красота какая!» Всегда мне говорила: «Смотри! Смотри!»
Водила меня к бабушкам в Подтыбке и в Аныбе: «Вот тайö кужö кысьыны, тайö чуднэй джодждöра кыö. Колок видлан?!», «Тайö печкö!», «Талöн пансьян эм!» («Вот она умеет вязать, эта чудные половики ткет. Может, попробуешь?!» «Эта прядет!», «У этой сновалка есть!»)
У мамы был бесценный дар – всегда удивляться и радоваться чему-то новому! Помню, какими круглыми глазами мы разглядывали с ней костюмы в Краеведческом музее Воронежа! В доме и в огородике всегда были красивые цветы. Все потихоньку в жизни «капает» на мироощущение.

Чем еще кроме рукоделия увлекаетесь?
Кроме рукоделия есть ещё одно увлечение с юности – фотография.
В доме всегда фотографировали. «Смена», «Зоркий», «Фэд», первая зеркалка «Зенит». Спасибо старшим братьям и сестрам, которые покупали фототехнику. Заканчивала Сыктывкарское кульпростветучилище и госпожа удача – нашим педагогом по фотоделу был Марк Исаакович Оникул. Фотокружки, конечно, канули в лету, но увлечение здорово помогает и в работе, и в творчестве.

Как строится рабочий процесс? С чего всё начинается?
Рабочий процесс начинается со слов: «НАДО и ХОЧУ»! А потом уже как получится, как масть пойдет! Почти никогда не делаю заранее эскизов. Образ рождается потихоньку. Иногда, в процессе создания изделия, всё в корне меняется, особенно, если это кукла. То платок ей не тот, то платье хочет другое! Да и с половиками-дорожками так же. Разноцветные клубочки сами перестраиваются только им понятным чередованием.

Часто ли приходиться работать за полночь? Каков рекорд продолжительности непрерывной работы?
Как-то не до рекордов, основная работа не позволяет уделять большое внимание рукоделию. Но если что-то надо срочно, а это бывает перед каждой серьёзной выставкой или конкурсом, могу «ковыряться» и сутки.

Интересуются ли ткачеством мужчины? Считаете ли вы, что ткачество — чисто женское рукоделие?
Когда на ярмарках и на фестивалях начинаешь ткать, подходят многие. Но почему-то именно мужчины задерживаются и подолгу наблюдают за работой. И потом ещё, после наблюдения за самим процессом ткачества, внимательнее разглядывают готовые пояса. Многим нравится сам процесс, кто-то хочет попробовать, а кто-то и серьёзно начать ткать!

У творческих людей всегда много идей и задумок в голове. Когда творческих задумок много, часто сложно соблюдать баланс между работой и отдыхом. Расскажите о вашем трудовом режиме. Устраиваете ли вы себе абсолютные выходные? Что для вас лучший отдых?
За рукоделием отдыхаю. Это для меня лучший отдых. Для него никогда не хватает времени, и частенько, когда сажусь за рукоделие, говорю: «Ну вооот, наконец-то я заработала свободное время. Можно что-нибудь поделать!» Творческих работ на данный момент очень немного. Конечно, мечтаю, что в каком-то недалёком будущем я всё-таки реализую свои задумки… А их очень много! На десятилетия вперед! Поживём-увидим…

Для создания куклы всегда нужен какой-то образ в голове. Как обычно приходит замысел новой работы?
К образу куклы обычно подталкивает ткань. Фактура, цвет… а иногда и просто какое-нибудь событие. Загоришься и все! Откладываешь начатую работу и пока не доведёшь до завершения новое, не отступишься! Не зря говорят, куклу надо делать в один присест. Возвращаться даже к идее очень сложно. И уже иногда не надо, перегорело…

Многих в творчестве вдохновляет музыка. Хочется побольше узнать о ваших музыкальных вкусах.
Музыка… Без музыки никак! Слушаю в основном, инструментальную музыку. Из особо любимых – Косма, Рыбников, Таривердиев, Дидюля, Архиповский.

С творчеством Анны Сурниной можно познакомиться в фотоальбоме.