Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Никулин Олег Владимирович

Мастер по художественной обработке бересты. Директор МУК «Районный Центр изобразительного искусства и прикладного творчества при главе муниципального района «Прилузский».

В 2011 г. окончил Коми государственный педагогический институт, отделение «Технология и предпринимательство».

В 2008 г. был назначен заведующим отделом изобразительного и декоративно — прикладного творчества с исполнением обязанностей директора творческого объединения «Школы юного мастера» и мастера декоративно-прикладного творчества. Затем назначен директором учреждения.

Учащиеся — победители и участники районных, республиканских, всероссийских и международных выставок и конкурсов. Некоторые из выпускников студии и Школы юного мастера связали свою жизнь с творчеством. Одна из выпускниц студии «Золотая береста» под руководством Никулина О.В. Городнянская Елена Сергеевна является педагогом «Школы юного мастера» (с 2015 г.).

Олег Владимирович неоднократно представлял своё творчество на республиканских, межрегиональных, всероссийских выставках, имеются призовые места.

Лауреат премии правительства Республики Коми в области культуры за осуществление творческого проекта «Традиции живая нить» как результат просветительской деятельности, в составе творческой группы (2012 г.). В 2017 г. Олег Владимирович признан одним из победителей Конкурса по отбору лучших муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работниками, в номинации «Лучший работник культурно-досугового учреждения».

#ВОПРОС_МАСТЕРУ (2020 г.)

Кто обучал Вас ремеслу?

Специального образования в сфере народных промыслов и ремёсел у меня нет. Я «самоучка», анализировал готовые изделия мастеров, обращался к немногочисленной литературе по вопросам технологии обработки бересты (16 лет назад её было очень мало).

Может быть, у Вас есть свои секреты заготовки бересты? Как выбираете «нужное» дерево?
О заготовке бересты сегодня очень много информации в литературе и интернет-ресурсах. Особых секретов у меня нет. Самое важное то, что заготавливать необходимо бережно, не вредя дереву. Конечно, при заготовке сколотня (берестяного цилиндра, необходимого для изготовления туеса) сохранить дерево невозможно, поэтому важно знать, где в ближайшее время будет осуществляться заготовка леса и там работать. Время заготовки зависит от характера весны: ранняя или поздняя, затяжная или скоротечная. Основной приметой для меня, на что ориентировались и ранее бывалые мастера, это появление первых оводов. Но бывает по-разному, поэтому необходимо периодически наведываться в определенные Вами места заготовки и делать проверку. Заготавливаю бересту (обычно это июнь месяц) в сухую погоду, иначе, если закручивать пластовую (или ленточную) сырую бересту в рулон, гладкая красивая (лицевая) сторона будет испорчена, мох и грязь прилипнет к ней и испортит её красоту. При заготовке «нужное» дерево первоначально выбирается на глаз: ровное, без веток и утолщений, с небольшими чёрточками на бересте (чечевичками), диаметр ствола может быть разным, но чаще всего 20-40 см.

Как Вы считаете, делятся ли ремёсла на мужские и женские? Или сейчас нет принципиальных различий и в каждом направлении лучшим может стать любой, независимо от пола?
Я считаю, что ремёсла не имеют деления на мужские и женские. Конечно, в некоторых ремёслах преуспевают больше женщины, в других -мужчины, но это говорит только о том, что одни ремёсла ближе по содержанию, технологии и «душе» одним, а другие — другим.

Зачем заниматься декоративно-прикладным искусством, если сейчас можно купить в магазине всё необходимое? Почему важна преемственность традиций?
В обычном магазине можно купить только то, что изготавливается в производственных масштабах в большом количестве, зачастую китайского производства с содержанием различных химических элементов, не всегда безвредных. Мастера же используют натуральные материалы и изготавливаемые ими изделия уникальны.
Занимаясь в студиях, кружках декоративно-прикладного творчества, дети глубже узнают историю своей культуры, причём не на теоретическом, а на практическом опыте. Здесь формируется и развивается мелкая моторика, целеустремленность, усидчивость, пространственное мышление, творчество.
Преемственность традиций – залог развития любого народа, сохранение его характерных черт, истории и культуры. На разных территориях, на разных континентах имеются свои характерные направления и черты ремёсел, это огромный пласт культурного сознания многих поколений. Конечно, в ходе развития общества, технологического прогресса, развиваются и ремёсла, совершенствуются, усложняются, но в основе всегда лежат традиции и опыт прошлых поколений.

❓Где жизнь лучше – в городе или в селе, почему?
Об этом можно рассуждать долго и однозначного ответа не будет. Лично для меня, безусловно, село: природа, отсутствие непонятной суеты, большого количества людей и машин.

Чем Вы не любите заниматься?
Если говорить о творчестве, не люблю чистить бересту, а если в быту — мыть посуду.

Есть ли у Вас жизненный девиз?
«Не ошибается тот, кто ничего не делает» и «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы другие поступали с тобой».

С творчеством Олега Никулина знакомит фотоальбом: https://vk.com/album-176419898_273260784