Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Декоративно-прикладное искусство

Йӧзкостса искусство

Народные художественные промыслы и ремёсла занимают особое место в жизни и истории каждого народа, являясь одной из форм народного творчества и специфической отраслью материального производства.

Декоративно-прикладное искусство народа коми многокрасочно и разнообразно. У коми с древнейших времён искусство было тесно связано с хозяйственной жизнью, бытовым укладом и традиционным мировоззрением.

Во многих районах Республики Коми сохранились традиционные, основанные на ручном труде и пришедшие от дедов и прадедов народное ремесло и художественные промыслы. Наибольшее развитие получили художественная обработка и резьба по дереву, плетение из бересты, лозы, соснового корня, традиционная роспись по дереву (вычегодская, пижемская, мезенская), керамика, ткачество и плетение поясов, узорное вязание и ткачество, обработка меха, народная кукла, разные виды женского рукоделия: лоскутное шитьё, вышивка, кружевоплетение и т.д.

Интерес к традиционному искусству не угасает у МАСТЕРОВ Республики Коми . Они бережно сохраняют традиции, используют в творчестве старинные технологии, традиционные формы и узоры. При этом ищут новые варианты художественных решений изделий, выполненных на основе традиционных. Изделия мастеров Коми, ЭТНОМАСТЕРСКИХ  – берестяные туеса, короба, шкатулки с тиснением, ажурной резьбой и росписью, резные деревянные солонки, чаши, братины, и многое другое – привлекают к себе внимание на различных выставках и фестивалях.

#СЛОВАРЬ_МАСТЕРА

Мастер

 Кто же такой мастер?

В различных словарях слово «мастер» трактуется по-разному:

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля:
— ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем
— особенно сведущий или искусный в деле своём
— признанный таким от цеха, получивший право так называться
— старший, во всяком ремесленном заведении или по каждой части производства на фабриках, заводах, наблюдающий за подмастерьями и рабочими.

В толковом словаре С.И. Ожегова:
— квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области. Специалист, достигший высокого искусства в своём деле.
— руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха. Человек, который умеет хорошо, ловко делать что-нибудь, мастак.

В словаре Д.Н. Ушакова:
— так говорят об искусном, сведущем и ловком в каком-нибудь деле человеке.

А вот и синонимы к слову «мастер»:
ремесленник, спец, умелец, искусник, знаток, виртуоз, художник, артист, мастак, искусный, ас, дока, шеф, специалист, профессионал, мастерище, маг и волшебник, мэтр, золотые руки, мастер на все руки, мастер своего дела.

Декоративно-прикладное искусство

Многие ставят знак «равно» между терминами «ДПИ» и «ИЗО». Это неверно, так как декоративно-прикладное искусство является одним из видов изобразительного искусства. Что же можно отнести к декоративно-прикладному искусству?

В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника, ювелира или народного умельца, то они становятся произведением декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам:
— обладают эстетическим качеством;
— рассчитаны на художественный эффект;
— служат для оформления быта и интерьера.

Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

На сегодняшний день существует великое множество видов декоративно-прикладного искусства.

🔷Шитьё — создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
🔹Пэчворк (шитьё из лоскутков), лоскутное одеяло — лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.
🔹Аппликация — способ получения изображения / техника декоративно-прикладного искусства.
🔹Стёганые изделия, квилтинг — прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты.

🔷Вышивание — искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

🔷Вязание — процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.

🔷Художественная обработка кожи — изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.

🔷Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.
🔹Ковроткачество — производство ковров.

🔷Выжигание — на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.
🔹Выжигание по дереву
🔹Выжигание по ткани (гильоширование) — техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
🔹Горячее тиснение — технология художественной маркировки продукции методом горячего тиснения.
🔹Обработка древесины кислотами.

🔷Художественная резьба — один из древнейших и широко распространённых видов обработки материалов.
🔹Резьба по камню — процесс формирования нужной формы, который осуществляется посредством сверления, полировки, шлифовки, распиловки, гравировки и т. д.
🔹Резьба по кости — вид декоративно-прикладного искусства.
🔹Резьба по дереву.

🔷Мозаика — формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

🔷Витраж — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

🔷Декупаж — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.

🔷Лепка, скульптура, керамическая флористика — придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.

🔷Плетение — способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
🔹Бамбук — плетение из бамбука.
🔹Берёста — плетение из верхней коры берёзы.
🔹Бисер, бисероплетение — создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
🔹Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток.
🔹Макраме — техника узелкового плетения.
🔹Лозоплетение — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения.

🔷Роспись.
🔹Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
🔹Полхов-Майданская роспись — производство расписных токарных изделий — матрёшек, пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок — щедро украшенных сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
🔹Мезенская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин.
🔹Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов.
🔹Семёновская роспись — изготовление деревянной игрушки с росписью.
🔹Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода
🔹Витражная роспись — ручная роспись по стеклу, имитация витража.
🔹Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

🔷Скрапбукинг — оформление фотоальбомов.

Здесь перечислены далеко не все виды декоративно-прикладного искусства.
Каждый человек может найти себя в творчестве и начать создавать вокруг себя красоту. Чем бы вы ни занимались — вязанием или резьбой по дереву, росписью по стеклу или батиком, валянием из войлока или декупажем, — любой вид творчества придаёт сил и энергии, помогает бороться со стрессом и сделать жизнь ярче.

В подготовке информации использованы материалы различных справочных изданий и открытых источников.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (НХП)

🔷 Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

🔹Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

🔹Изделие народного художественного промысла — художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла.

🔹Уникальное изделие народного художественного промысла — единственное в своём роде, имеющее высокую художественную ценность изделие народного художественного промысла.

🔹Типовой образец изделия народного художественного промысла — образец, который выполнен в виде готового изделия, рисунка (схемы, типовой композиции), макета (модели) и предназначен для воспроизведения в установленном порядке, в том числе с применением творческого варьирования.

🔹Мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделия определённого народного художественного промысла в соответствии с его традициями.

🔹Творческое варьирование — одна из форм проявления народного творчества, основной метод воспроизведения типового образца изделия народного художественного промысла, который предусматривает
внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое и иное художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и качества изготовления изделия народного художественного промысла в сравнении с его типовым образцом.

🔹Художественно-стилевые особенности народного художественного промысла — совокупность средств художественной выразительности, приемов мастерства и традиционной технологии изготовления изделий народного художественного промысла, исторически сложившихся под
влиянием культурных, социальных и природных факторов места его традиционного бытования.

Для Республики Коми традиционными являются следующие народные художественные промыслы:
🔹художественная обработка и резьба по дереву
🔹плетение из бересты
🔹лозоплетение
🔹плетение из соснового корня
🔹традиционная роспись по дереву (верхневычегодская, нижневычегодская, пижемская, мезенская)
🔹узорное вязание
🔹ткачество
🔹обработка меха
🔹лоскутное шитьё
🔹вышивка
🔹кружевоплетение и другие

Работу по возрождению, сохранению и развитию народных художественных промыслов Республики Коми осуществляют Центр народного творчества и повышения квалификации и общественные организации Союз мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Республики КомиКоми ремесленная палата.

Изделия народных промыслов — не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие Республики Коми, её индивидуальность. Это, без преувеличения, основа нашей культуры и один из лучших способов изучения богатейших традиций региона. Именно поэтому сохранение и поддержка народных промыслов — одна из важнейших задач.

В подготовке информации использованы материалы различных справочных изданий и открытых источников.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества. Произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно.

Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени).

Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие.

Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн).

Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности.

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.

Виды изобразительного искусства:
🔹Архитектура
🔹Живопись
🔹Графика
🔹Скульптура
🔹Декоративно-прикладное искусство
🔹Театрально-декорационное искусство
🔹Фотоискусство
🔹Дизайн

🔹 Архитектура — искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.

🔹Живопись — работа выполненная в цвете, красками, на плоскости.

🔹Графика — работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок.

🔹Скульптура — работа выполненная в объёме путём высекания, лепки, отливки.

🔹Декоративно-прикладное искусство — искусство украшать. Создание художественных изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение.

🔹Театрально-декорационное искусство — художественное оформление театрального спектакля, то есть создание на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои произведения, а также облика самих этих героев.

🔹Фотоискусство — искусство создания художественной фотографии — то есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника.

🔹Дизайн — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности.

В подготовке информации использованы материалы различных справочных изданий и открытых источников.

Орнамент

Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики /Г. Вейль/

ОРНАМЕНТОМ называется узор, построенный чередованием в определённом порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий ( лат. «ornamentum» — «украшение»).

Его применение чрезвычайно широко, почти безгранично. Орнамент встречается повсюду: на наружных и внутренних стенах зданий, на мебели и посуде, на декоративных и носильных тканях, вышивках, кружевах, на металлических изделиях и т.д.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, ритм — образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определённого стиля. И орнамент, как элемент художественного стиля, живёт и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи, и в графике, и прежде всего — в декоративно-прикладном искусстве.

Орнамент в жизни народа никогда не являлся самоцелью: он всегда и во всём был связан с тем предметом, который должен был украсить.

Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно-образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник.

Особенности орнамента:
• Состоит обычно из повторяющихся элементов — мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создаёт художественный образ.
• Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).
• Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублён.

Виды орнаментов:
• Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке её на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении верёвок, и т. п.

• Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов.

• Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звёзд, крестов, спиралей и др).

Пример геометрического орнамента. Рукавицы. Автор — Т.Тюпенко

• Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п.

Растительный орнамент. Фрагмент кружевной салфетки. Автор — М.Иванова

• Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют «звериным» стилем).

Зооморфный орнамент. Фрагмент вышитого полотенца. Автор — Т.Крюкова

• Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

• Каллиграфический (эпиграфический) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировке различных изделий декоративно-прикладного искусства.

Тип орнамента:
• орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный). Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.
• замкнутый орнамент. Компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетки). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).
• сетчатый (раппортный) орнамент. Мотив в нем повторяются и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях. Раппорт — минимальная площадь, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. Обычно пользуются прямоугольным раппортом. Таким образом, выбор раппорта способствует воплощению творческого замысла и тесно связан с содержанием композиции, с характером мотива.

Линейный геометрический орнамент. Фрагмент тканого рушника. Автор — Т.Гилева
Пример замкнутого орнамента. Блюдо с мезенской росписью. Автор — С. Агеева
Сетчатый орнамент.
Фрагмент тканого передника. Автор — Н.Мингалева

В историческом своем значении орнамент отражает основные характеристики стиля и ценностные представления эпохи. С изменением исторических условий искусства меняются содержание, стилистика орнамента и методы его художественного проектирования. Следует подчеркнуть, что при всех допустимых изменениях сохраняются наиболее устойчивые элементы орнаментальной системы. Орнамент представляет собой не просто украшение предмета и способ проектирования поверхности, он дополняет образ произведения.

Разнообразны технические средства, применяемые при орнаментации изделий. Орнамент может наноситься на ровную поверхность вещи, как, например, роспись по дереву, по тканям, в керамике и в большинстве виде вышивки, а может и нарушить эту гладкую поверхность, что наблюдается в резьбе по дереву, кости, камню.

В таких видах народного искусства как кружево, узорное ткачество и вязание, орнамент возникает вместе с рождением вещи. Сама техника выполнения узоров в данных видах искусства определяет в основном силуэтный, графический характер их орнамента.

В орнаменте выемчатой резьбы по дереву сочные, резкие крупные прорезки, идущие, согласно узору, в разных направлениях по плоскости прялки или другого предмета, чётко его выделяют градациями света и тени.

В резьбе по кости, благодаря особым свойствам этого материала, его плотности и упругости, возможно выполнять мелкие и детально моделированные узоры, чем в резьбе по дереву.

Каждому материалу, каждой технике выполнения орнамента присущи свои особенности, и дело мастера или художника максимально использовать эти свойства. Народные мастера прошлого владели данным искусством в совершенстве. Художественные навыки, связанные с обработкой определенного материала, закреплялись и становились традицией. В силу этого недопустимо переносить чисто механически орнамент, характерный для одного вида народного искусства на другой.

В подготовке информации использованы материалы различных справочных изданий и открытых источников.

Художественная роспись

Художественная роспись — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают пространственное отношение к изобразительной поверхности (в иной терминологии: оптическое). В искусстве росписи более важны осязательные качества.

Роспись — один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа.

Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. В техническом отношении роспись следует отличать от мозаики, инкрустации, витража (хотя в витраже также используют приёмы росписи), декоративного панно (которое монтируют отдельно, например холст на подрамнике).

Термин «роспись» применяют также в театрально-декорационном и в прикладном искусстве. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей (батик).

Концепция любой разновидности художественной росписи заключается в технологических различиях и разнится методами решения визуальных задач. Описать концепцию той или иной разновидности росписи можно, изучив её «модельное» представление или общий принцип управления композицией и материалами.

Принципов управления композицией всего два. Их можно условно обозначить, как модели «несвязанную» и «обусловленную».

Обусловленная модель строится на чётко отработанных (заданных веками практики) элементах, переходящих от одного изделия к другому, иногда на протяжении нескольких столетий. Ярким примером обусловленной модели являются почти все традиционные народные промыслы с их чётко заданными мотивами, способами расположения элементов, декора, где каждая завитушка что-нибудь означает.

Несвязанная модель отличается тем, что мастер работает над художественным произведением не сразу кистью и красками непосредственно по подготовленному материалу, как на поточном производстве, а начинает с карандаша и ластика. Руководствуясь практическим опытом, в зависимости от наличия собственных наработок, художник ясно представляет, как будет выглядеть готовое изделие. Элементы композиции продумываются по ходу работы, творчески, экспериментально.

Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. У народа коми существует несколько разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.

— вычегодские росписи — верхневычегодская и нижневычегодская;
— мезенская роспись (на Удоре, Выми, Ижме, Печоре);
— пижемская роспись.

В подготовке информации использованы материалы различных справочных изданий и открытых источников.

Вычегодская роспись

Вычегодские росписи существенно отличается от росписей русского Севера и Урала по технике письма, орнаментации, колориту и общему эмоциональному строю. Территория, на которой прослеживается эта роспись, представляет собой совершенно самостоятельный и значительный локальный центр, позволяющий замкнуть общую цепочку северных и уральских росписей. К крупным центрам по производству расписной деревянной утвари с вычегодской росписью можно отнести села Дон, Керчемья, Нижняя Вочь, Ручь и Вомын.

Вычегодские мастера — плотники, столяры и набойщики по тканям — покрывали росписью интерьеры изб, мебель, ткацкие станы, льнотрепала, прялки и деревянную посуду. Роспись выполнялась в свободно-кистевой технике с использованием контурных приёмов нанесения орнамента. Поверхность изделия предварительно покрывалась плотным слоем краски, как правило, мягкой тональности (красной, оранжевой, коричневой, тёмно-синей) — создавался фон, на который орнаментальная композиция наносилась черной, белой, голубой, желтой и зеленой красками ярких оттенков.

Исследователи определяют два типа вычегодской росписи: верхне- и нижневычегодскую.

Верхневычегодская роспись — одно из сокровищ народной культуры коми-зырян. Орнаментация и цветовая палитра росписи делают её уникальной и не похожей на известные росписи Русского Севера.
Верхневычегодская роспись зародилась в сёлах верхней Вычегды и бытовала в конце XIX — первой четверти XX вв. Определить точное время возникновения этой росписи довольно сложно, поскольку мастера расписывали изделия для себя, и на продажу их не вывозили. Расписывали чаще крупные предметы: сундуки, орудия труда, интерьеры изб, мебель. Мелкие изделия росписью не покрывали. Цветовая гамма приглушённая, преобладают зелёные, красные цвета. Роспись основывается на прямых линиях и кругах.
Основными элементами верхневычегодской росписи являются вписанные друг в друга разноцветные круги, дополненные контрастными точками — «тычками».

Современные мастера декоративно-прикладного искусства используют верхневычегодскую роспись и на более мелких изделиях: шкатулках, зеркалах, деревянной посуде, украшениях и др.

Прялка. Верхневычегодская роспись (с. Аныб, Усть-Куломский район)
Игровой набор «Потешки». Верхневычегодская роспись. Автор — Н.Мелешева
Шкатулка. Верхневычегодская роспись. Автор — А.Шпарвассер
Поставцы. Верхневычегодская роспись. Автор — Е.Кузнецова

Нижневычегодский стиль росписи встречается реже (некоторые образцы этой росписи представлены на экспозиции Краеведческого музея в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми). Данный тип росписи существенно отличался от верхневычегодского: растительные орнаментальные композиции в виде букетов цветов наносились на поверхность деревянных изделий по киноварному или ярко-синему фону красными, жёлтыми и голубыми красками более светлых тонов. Элементы композиции имеют подчёркнуто округлые формы и контурную обводку чёрной краской. Растительным орнаментом покрывались стены и двери жилых помещений, сундуки, дуги, туеса и деревянные ковши (композиции из стилизованных изображений цветов, деревьев).​

Сундук «Эжваса мичлун» («Вычегодская краса»). Нижневычегодская роспись графического типа. Автор — Е.Сидорова
Прялка из коллекции Л.Королевой (с. Корткерос). Нижневычегодская роспись
Ключница. Нижневычегодская роспись. Автор — Д.Бачевич


https://art-yes.ru/articles/northpainting.html

Мезенская роспись

Мезенская (палащельская) роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Родиной росписи является Архангельская область. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба, сундуки и ковши широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

Мезенская роспись — это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Первой особенностью палащельской росписи является то, что занимались ею только в одном месте — селе Палащелье на Средней Мезени и только мужчины.

Второй особенностью можно назвать необычные изображения, немного похожие не наскальные росписи. Кони, лоси, утицы и курочки обрамлены своеобразным геометрическим орнаментом.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Важно отметить, что истиным цветом является именно красновато-пурпурный, скорее карминовый, а не красный. В наше время всё больше используют просто красную краску, отходя от традиций и забывая, что изначально природное происхождение красителя — глина.

Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. Доска имела свои чёткие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в её длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого её структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

У коми также встречались изделия с этой росписью (у вымских, удорских и ижемских коми). Но здесь стиль мезенской росписи по-своему интерпретировался.

На Выми «подражательная» роспись бытовала в селах Кони, Луги и Отлы; на Печоре и Ижме. Местные мастера расписывали прялки желтой, черной и красной красками в графической технике геометризированными растительными и зооморфными орнаментальными мотивами. При этом на прялках сохранялась общая многочастная композиция, характерная для мезенской росписи, однако значительно упрощался орнамент, который наносился в более грубой технике. Единичные образцы так называемой «индивидуальной» росписи зафиксированы в Сыктывдинском районе — села Слудка, Прокопьевка, Ипатово — и в Сысольском районе — село Куратово. Однако в данных случаях вряд ли можно говорить об оформлении устойчивой местной традиции в композиции, стиле и технике росписи и, соответственно, о складывании определенной «школы» мастеров.

Мезенский тип росписи встречался и на Удоре. Эта роспись имеет множество отличий от мезенской. У мезенских прялок более широкая лопасть и их поверхность более плотно покрыта графическим орнаментом; на удорских прялках отсутствуют стесы на гранях основания лопасти, а на лицевой стороне лопасти в росписи нарушен «мезенский канон» — в трехъярусной композиции отсутствует верхний зооморфный ряд. В сюжетной росписи на удорских прялках этого типа встречаются композиции и образы не характерные для мезенской росписи. Графическая роспись с геометризированными растительными и зооморфными мотивами на деревянных изделиях у удорских коми может быть определена как «подражательная» мезенскому стилю росписи. На Удоре прялки с такой росписью называли «пиня козяль» — лопатообразная прялка, обрамленная на вершине лопасти 3-7 фигурными главками.  

Короб. Автор — С.Агеева
Блюдо с мезенской росписью. Автор — С. Агеева
Шкатулка «Охота». Автор — О.Потапова
Прялка. Из коллекции Национального музея Удорского района
 
Шкатулка «Гриб». Автор — В.Пунегов
Шкатулка. Автор — Е.Шучалина
Блюдо для блинов. Автор — В.Киселев
Прялки. Из коллекции Национального музея Удорского района

https://art-yes.ru/articles/northpainting.html

Пижемская роспись

Пижемская роспись — одна из древнейших росписей русского Севера.

Эта самобытная роспись известна уже с 17-го века. Центром графической росписи стала северная речка Печора, а также её притоки Цильма и Пижма (отсюда и название промысла). Староверы, которые устремлялись на эти земли, были переписчиками светских и религиозных книг. Эти книга украшались красивыми заставками, рисунками и буквицами.
Со временем часть мастеров принялась за роспись деревянных ложек, стволов ружей и иной домашней утвари (кроме прялок — их вотчиной была Мезень). Именно рукописная традиция старообрядцев сказалась на том, какой стала пижемская роспись.

Распространено было украшение пижемской росписью коробов. Это были простые, но привлекательные орнаментальные полосы. Правда, очень много расписных коробов привозили сюда по зимней дороге из Палощелья. У типичных мезенских изделий появились и местные конкуренты. Роспись коробов и даже сундуков в пижемской традиции не менее интересна, чем роспись ложек. Дело в орнаменте: он поистине оригинален и спутать его с любым другим русским орнаментом сложно.

Расписывали пижемские изделия акварельными красками. Использовали художники чёрный, жёлтый, красный и зелёный цвета. Основным рисунком промысла был геометрический орнамент. И это одно из главных отличий пижемской росписи от других северных направлений.

Орнамент выполнялся чёрной краской, для этого смешивали сажу и смолу лиственницы. Чёрный орнамент состоял из крестов, ромбов, точек и других элементов. А вот красный и зелёный цвета, хоть и присутствовали в общем рисунке, но использовались фрагментарно, очень дозированно.

Часто пижемскую роспись сравнивают с мезенской, но в отличие от своей более известной «родственницы», в пижемской традиции нет ни коней, ни птиц. Она в отношении выбора изображений более аскетична.

Пижемская роспись проста, её постигнуть может даже ребёнок. Кажется, что оформившийся на русском Севере художественный стиль обходится бесхитростными элементами — кружочками, завитушками, звёздочками, ромбиками. Но занимались росписью глубоко верующие мастера, потому символизм её делает декоративную «перекличку» деталей более осмысленной.

Символизм пижемской росписи:
— кресты считались символом тепла, солнца и мужского начала;
— звезда обозначала женское начало;
— прямая линия — небесная и земная твердь;
— ромб — земной знак, точки — семена.

Например, ромб, разделявшийся крестом с росточками на краях, считался символом изобилия, плодородия. Потому его рисовали на дне той же ложки, и такой подарок молодой семье был ещё и добрым напутствием.

Пижемская ложка

Есть мнение, что народные традиции не дают мастеру «разбега», что ему приходится следовать канону. Но так может сказать только человек, не особо разбирающийся в народном творчестве.

Если посмотреть, например, на 2 пижемские ложки (одна авторства сына, другая — отца), можно заметить, что мастерам удалось сохранить индивидуальный почерк. И при этом традицию они не нарушили. Тем и интересно это уникальное направление: в художественных мелочах кроется чья-то история, собственный взгляд, способы самовыражения. Изготавливались пижемские ложки ручным способом, топором да ножом резаком.

По форме, размерам и назначению ложки делились на 2 типа. Те, что предназначались для еды, назывались «пижемки». Это очень изящные по пропорциям и форме предметы. В качестве поварешки использовались «ластовицы», то есть черпаки. Вид пижемской ложки за столетия практически не изменился.

Современные мастера изготавливают эти изделия всё тем же дедовским способом. Хотя, как и раньше каждый художник имел свои, пусть и едва заметные особенности росписи, так и сегодня мастера стараются сплотить традицию и индивидуальность.

В подготовке информации использованы материалы различных справочных изданий и открытых источников.

Поднос с пижемской росписью. Автор — О.Потапова
Изделия с пижемской росписью. Автор — Д.Бачевич
Ложки с пижемской росписью. Автор — С.Чупров
Ложки с пижемской росписью. Автор — А. Пономарева
 
Шкатулка с пижемской росписью. Автор — Е.Кузнецова
Ложки с пижемской росписью. Автор — С. Агеева
Игровой набор с пижемской росписью. Автор — О.Томилова
Кукла на веретене и подставка с пижемской росписью. Автор — О.Томилова

Резьба по дереву

Художественная резьба по дереву развивалась столетиями. С самых ранних этапов развития человеческой цивилизации дерево использовалось для изготовления жилищ, транспортных средств, предметов быта. Резьбой украшали дома, мебель, посуду, игрушки и другие вещи, используемые человеком.

Предлагаем вам ознакомиться с основными видами художественной резьбы по дереву. Условно можно выделить типы резьбы:

● Сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба);
● Глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы);
● Объёмная резьба;
● Домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).

Условная классификация видов резьбы

● Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:

— Прорезная резьба (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами);
— Пропильная резьба (сквозные участки выпиливаются пилой или лобзиком).
Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.

Наличники. Сквозная резьба (фото из открытых источников)

● Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

— Контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или ножом в два приёма.
— Скобчатая (ногтевидная) резьба – основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
— Геометрическая резьба – выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру, глубине, геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре.

Геометрическая резьба (фото из открытых источников)

● Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

— Плоскорельефная резьба с подушечным фоном. Такую резьбу можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком. Плоскорельефная резьба с выбранным фоном – та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются так же.
— Барельефная резьба – фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента до половины собственного объема.
Горельефная резьба – имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объёма.
— Абрамцево-кудринская резьба (кудринская) – зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом – вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.

Объёмная резьба с абрамцево-кудринской резьбой (фото из открытых источников)

● Объёмная резьба. Отличительная особенность – наличие объёма. Могут изображаться отдельные фигуры (или группы фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций. Отдельным подвидом её считается богородская резьба (русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области).

Утицы. Объёмная резьба. Мастер Попов В.В.

● Домовая резьба. Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Охлупень. Домовая резьба.

 В подготовке информации использованы материалы различных справочных изданий и открытых источников.