Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Загумённова Наталья Михайловна

Наталья Загумённова родилась и выросла в Кировской области. Выпускница Кировского технологического техникума по специальности «Конструктор-модельер». Работала модельером на производстве женской одежды, дизайнером по текстилю. Сейчас работает в Доме национальной и этнической моды ООО «НХП Коми «Зарнипас», где выполняет функции дизайнера, конструктора, модельера, технолога и закройщика.

Создает традиционные наряды и современную одежду с использованием традиционных техник и мотивов коми орнамента. Занимается вышивкой и плетением на коклюшках.

Активный участник республиканских и межрегиональных конкурсов и фестивалей, участница Республиканской выставки декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Мастер года — 2019».

#ВОПРОС_МАСТЕРУ (2020 г.)

Для кого Вы создаете традиционную одежду? Кто является Вашим заказчиком? Есть ли постоянные клиенты?
Мы создаем традиционную одежду для всех, кто к нам приходит. Основными заказчиками являются певческие и танцевальные коллективы, сольные артисты. Приходят и просто жители республики, часто те, кто уехал и хочет иметь частичку Родины. Обращаются и музеи: наши костюмы нередко украшают различные выставочные экспозиции.

Оглядываясь на пройденный творческий путь, есть ли то, что Вы сейчас сделали бы по-другому?
Нет. Это очень захватывающий, познавательный, творческий путь. И впереди еще много всего. И это очень здорово!

Насколько важно сохранение традиций и почему?
Я считаю очень важным сохранение традиции во всех видах творчества, не только в костюмах. Это наше наследие, наши истоки, пример красоты, мудрости, знаний. Мы — никто без нашего прошлого, нашей истории. Я считаю, что очень важно для любого человека самоидентифицировать себя с семьей, своими корнями, малой Родиной, страной.

Кто Ваши кумиры? На кого ориентируетесь в своем творчестве?
Кумиров у меня нет. Но я слежу за творчеством интересных мне людей. Очень интересен Николай Терюхин, художник-модельер из Архангельска. Мне посчастливилось поучаствовать в фестивале «Костюм Русского Севера», где он был одним из организаторов и участников. Слежу за творчеством и деятельностью Сергея Глебушкина (коллекционер народных костюмов), Андрея Боровского (художник, искусствовед, этнокультуролог, исследователь и историк традиционного народного костюма).

Следите ли за модными тенденциями в мире моды? Что Вы думаете о современной одежде?
Мне всегда была интересна мода. Еще в детстве я смотрела по телевизору единственную передачу про моду «Подиум д`Арт». Первое образование я получила по специальности «Модельер-конструктор», и вся моя жизнь и работа так или иначе связана с модой.
Современная мода для меня — не только модные силуэты и детали. Это отражение времени, образа жизни и стремлений людей. С одной стороны, модные тенденции задают ведущие мировые дома моды, но они как раз и пытаются угадать настроения и желания современного общества. Современная мода дает ощущения движения, она постоянно меняется, дарит возможность самовыражаться.

Как Вы пришли к созданию традиционных костюмов? С чего все началось?
Интерес к народной культуре был, наверное, всегда. Мои бабушка и дедушка жили в деревенской избе. Когда я приезжала погостить, все казалось таким интересным, теплым, душевным. Они жили своим хозяйством. Бабушка была рукодельница (как и все наши предки) — сама пряла, вязала, шила, вышивала. Вещи ручной работы всегда вызывают у меня трепет. Невозможно передать те ощущения, когда ты рассматриваешь старинные костюмы, особенно, если их еще можно потрогать! В «Зарнипас» я попала случайно: участвовала в одном из их мероприятий, а потом зашла посмотреть, как работают. Когда мне предложили должность руководителя цеха, я сразу согласилась. Моя работа — это не просто пошив одежды. Очень много времени я изучаю литературу, музейные экспонаты. Это костюмы не только Республики Коми, но и других регионов. Очень интересно прослеживать преемственность традиций у различных народов и регионов.

Участвуете ли во всероссийских и международных выставках? Что полезного они дают?
Я участвовала в различных мероприятиях, таких как «Костюм Русского Севера», «Камва», «Северный стиль», «Коми ВДНХ». Участие в фестивалях и конкурсах очень много дает для личного и профессионального развития. Это возможность общаться с современными дизайнерами, мастерами, просто талантливыми людьми. Это обмен опытом, информацией, даже секретами. Ты понимаешь, на каком уровне находятся сегодня культура и традиции, какова их современная интерпретация. А также это возможность посмотреть, на каком уровне находишься ты. Я думаю, что без этого невозможно личностное и профессиональное развитие.

Наталья, считаете ли Вы творческих людей «ненормальными» (в хорошем смысле слова)?
Я считаю творческих людей счастливыми! Возможность самовыражаться, проявлять себя в творчестве, творить — это, наверно, и есть то, для чего мы приходим в эту жизнь.

Какова, на Ваш взгляд, роль творчества в жизни ребенка? Нужно ли с детства прививать любовь к искусству? Сейчас, по сравнению с нашим детством, дети меньше творят что-то своими руками?
Я считаю творчество важнейшей частью в воспитании ребенка. Оно помогает развиваться и получать необходимые навыки, от развития мелкой моторики до развития пространственного воображения. Считаю, что любовь к искусству нужно не только прививать с помощью изучения специальной литературы, просмотров фильмов, творческих упражнений, но и с помощью предметов искусства, которые должны окружать пространство, в котором мы живем. В наше время дети имеют все, что они хотят. Почти все, что хочешь (и даже то, о чем и не мечтаешь) можно купить в магазине. И мне кажется, это как раз негативно сказывается на развитии фантазии, воображения, пространственного мышления. Детям уже не нужно ничего придумать самим, все придумано за них. И это грустно, если честно. Зато дети лучше и эффективнее используют современные технологии. Они по-своему гениальны. Ну, а что из этого всего получиться? Поживем — увидим.