Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Узорное вязание Усть-Цильмы

  1. Название объекта: Узорное вязание Усть-Цильмы

  2. Категория объекта: Традиционные технологии / техники. Изготовление предметов традиционного костюма

  3. Этническая принадлежность: русские

  4. Язык: русский, печорские говоры (усть-цилемский говор)

  5. Конфессиональная принадлежность: старообрядцы-беспоповцы поморского согласия

  6. Места бытования: Усть-Цилемский район Республики Коми, а также места проживания выходцев из Усть-Цилемского района

  7. Описание объекта (развёрнутое):

Вязание было распространённым видом хозяйственной деятельности нижнепечорских женщин и носило товарный характер. «Овечка золотое копытце» – говорят устьцилёмки. На Пижме сохранялось поверье, чтобы овцы всегда давали хорошую шерсть, пряхи никогда не выпрядали кудель полностью, оставляя небольшой клок шерсти на лопасти пялки, и приговаривали: «Илье на бороду, чтобы пряжа не переводилась». Непростое отношение к шерсти/пряже связывается не только с практическим, но и символическим значениями. Шерсть имеет устойчивую семантику «богатства», «плодородия», «достатка», а прядение в символическом значении – универсальная модель создания жизни, в том числе и человеческой. Вероятно, незавершённость в прядении (невыпрядение шерсти) в прошлом имела, в большей степени, ритуальный характер и была направлена как на поддержание породы овец, так и на обеспечение семьи/рода не только в настоящем, но и в будущем. 

Фото 1974 г.

На Крайнем Севере вязаные изделия были важным составляющим элементом гардероба, их носили круглогодично и, вместе с тем, вязаная продукция пользовалась спросом на ярмарках. Лучшей считалась шерсть осенней стрижки – летнúна, поскольку в летний период овцы находились на вольном выпасе, их шерсть омывалась дождями и прогревалась солнцем, поэтому считалась прочнее. Сметливые устьцилёмки подметили, что овечья шерсть в зависимости от цвета имеет разные качества: белая шерсть наиболее прочная, поэтому из неё вязали мужские рабочие носки, которые носили с обувью; из такой шерсти вязали носки и пятки на праздничных женских чулках для их прочности. Чёрная шерсть мягче и рыхлее – из неё вязали женские и детские носки. Самой мягкой и нежной была шерсть первой стрижки, называвшаяся еретúна. Из неё вязали носочки младенцам и старикам.

Фото 1977 г.

В прошлом шерстяные носки носили круглогодично, они различались на мужские и женские, повседневные и праздничные. В местном говоре носки вне зависимости от их длины называли чулки или голóвки, а варежки – испóдки. Женские повседневные носки полностью вязали из пряжи чёрного цвета или для прочности носки и пятки вязали их белой шерсти и украшали тремя полосками из пряжи красного цвета в верхней части изделия на резинке (дорóжки). Согласно народным представлениям, такие полоски (дорожки) служили оберегом, их количество должно быть нечетным. Мужские носки вязали одноцветными из пряжи белого цвета, но также комбинировали: соединяли шерсть черного и белого цвета, и в результате получалась шерсть серого цвета, из которой вязали рабочие носки. Праздничные чулки отличались от повседневных большей длиной, они достигали колен, но носили их по-разному: мужчины вытягивали на всю длину, а  женщины приспускали «в гармошку». Мужские праздничные чулки, в отличие от женских, были очень яркие, полностью орнаментированные (в их изготовлении использовали пряжу из пяти цветов: красного – символизировавшего огонь, жёлтого – солнце, белого – чистоту/воздух, зелёного – растительный мир, чёрного – землю) и состояли из трёх орнаментальных мотивов. Чулок состоит из двух частей: паголёнка и следка. По верху паголёнка вязали в полоску рубцы, количество которых было нечетным и составляло не менее семи полос. Нечетное количество рубцов носило обережный характер. Основная часть носка украшалась крупным орнаментом – узоры делятся на две части: в верхней части паголенка вяжется семь семеричных бордюров, представляющих собой повторяющийся орнамент. Нижняя часть паголёнка украшается разным количеством семиричных и окаймленных бордюров. В настоящее время сохранились названия некоторых орнаментов: большие и малые окóленки, вислоплéчи, заслóнки/заслóницы, переплёты, вагáшками, косые/прямые заслóнки / заслóнницы, косúнки, дорóжки, мýшки, костыль/костылькú, однобока рóжка, двурóжки или двоерýка рóжка. Узор ромб в квадрате (окóленка) означает засеянное поле, а точка – символ начала. Линия ассоциируется с бесконечностью. Ромб с отростком (прямые заслонницы) – означает возрождение и связывается с всходами на полях. Узор ромб с продленными отростками (однобокая рожка и двоебокая рожка) связывался с защитой человека и был направлен на отведение злых сил. В целом орнамент имеет диалектное название пúски и считается оберегом.

Фото 1980 г.

Следок вязали комбинированно: пятки для прочности вязали в полоску или шерстью белого цвета; носок исключительно белым, среднюю между ними часть орнаментом.

Группа женщин в рабочей одежде, 1935 г.

По изделию определяли благосостояние семьи: большая длина носка указывала на обеспеченность и зажиточность. Особенно было важно это продемонстрировать жениху на сватовстве: парень надевал длинные чулки, вытягивал их на всю длину, садился на лавку и закидывал ногу на ногу, говорили: сел по-богатому.

1980-е гг.

Женские чулки были строгими, украшалась только верхняя часть паголёнка, основу вязали из пряжи чёрного цвета, пятку и носок, как уже говорилось,  – из белого.

Чупрова Ирина Александровна. 1980-е гг.

Повседневные мужские и женские рукавицы имели название завсяшны испóдки – вязали из шерсти двух цветов: белой и чёрной (двуежúчны, двушéрстны), что объясняется практичностью – прочнее и теплее. Женские варежки вязали двух видов: с длинной резинкой (до 6-7 см) в черно-белую полоску, орнамент на тыльной стороне назывался звездочка, ладонь вязали чередованием черной и белой пряжи – мушками или столбиками, соответственно чередовали нити через две петли; и ровными по всей длине с рубчиком. Мужские исподки были прямыми, вкруговую связаны орнаментом мушки или костыльки. Для тепла их обшивали плотной тканью, с боков пришивали полоску ткани – темляк, при помощи которого подвешивали при хранении в доме на гвоздь или, сняв, крепили к руке.  

Праздничные варежки вязали орнаментированные, использовали тот же узор, что и при вязании носков.

До конца 1980-х гг. изделия, находившиеся в производстве, помещали в короба из бересты.

В настоящее время традиционное вязание по-прежнему популярно. Сохраняется узорное вязание, но расширился предметный ряд изделий: обрели популярность вязаные перчатки, шапочки, шарфы, которые украшают праздничным орнаментом. Элементы орнамента используют в вязании разных изделий, ими декорируют жилеты, детские пинетки.

Изделия с узорным вязанием Усть-Цильмы

8. Предметы, связанные с объектом:

Пять металлических спиц, в прошлом имевших название иглы; шерсть разных окрасов и натуральных цветов. Коробок из бересты, в котором держали изделия, находившиеся в производстве. Мужские и женские носки и рукавицы, разделявшиеся на повседневные и праздничные. Повседневные носки были не длинными, оформлением верха изделий служила резинка, праздничные  носки были длинными, орнаментированными, оформлением являлся рубец.

В настоящее время традиционный орнамент используется в вязании разных изделий: при этом изменилась технология вязания: изделия вяжут как при помощи пяти спиц, так и двумя спицами.

9. Техники/Технологии, связанные с объектом:

Традиционно вязали пятью спицами изделия двух видов: носки и рукавицы. До конца 1980-х гг. использовали только шерсть домашнего изготовления, называвшуюся прéдено. Окрашенная шерсть называлась жúча. Вязание на двух спицах было привнесено в усть-цилемские селения во второй половине XX в. В настоящее время усть-цилемские мастерицы вяжут различные изделия, используя шерсть домашнего производства и фабричную пряжу пятью и двумя спицами.  

10. Способы и формы передачи традиции:

В настоящее время мастерство вязания орнаментом передается в семейном кругу, в усть-цилемском отделе народных художественных промыслов, детей обучают в МБУДО РЦДТ  «Гудвин» (с. Усть-Цильма); в окраинных селениях детей вязанию обучают в кружках, действующих при школах. Искусство вязания воспроизводится усть-цилемскими мастерами-прикладниками, проживающими как в Усть-Цилемском районе, так и за его пределами. 

Справочная информация

11. История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.):

Искусство вязания традиционным орнаментом до настоящего времени не являлось предметом изучения исследователей. Вязаные изделия имеются в музеях Санкт-Петербурга – в Российском этнографическом музее и Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, собранные А.В. Журавским; в Историко-мемориальном музее А.В. Журавского (с. Усть-Цильма).

Краткая информация представлена в монографии Т.И. Дроновой «Одежда староверов Усть-Цильмы: традиционные типы и функции в поверьях и обрядовой культуре (середина XIX — начало XXI вв.). Сыктывкар, 2011.

12. Источники информации:

— архивы:

  1. Научный архив Российского этнографического музея, г.Санкт-Петербург.
  2. Научный архив Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, г. Санкт-Петербург.
  3. Фонды Историко-мемориального музея А.В. Журавского, с. Усть-Цильма.

— библиография:

Дронова Т.И. «Одежда староверов Усть-Цильмы: традиционные типы и функции в поверьях и обрядовой культуре (середина XIX — начало XXI вв.). Сыктывкар, 2011.

13. Современное состояние объекта:

Технологическая традиция вязания усть-цилемским орнаментом сохраняется современными мастерами декоративно-прикладного искусства в сёлах и деревнях Усть-Цилемского района и в местах проживания усть-цилёмов в Республике Коми.

14. Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры:

Фонды Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, г. Санкт-Петербург.

Фонды Российский этнографический музей, г.Санкт-Петербург.

Фонды Историко-мемориального музея А.В. Журавского, с. Усть-Цильма.

15. Авторы/Составители:

Дронова Татьяна Ивановна, главный научный сотрудник сектора этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН.

16. Дата публикации: Декабрь 2023 г.

17. Дата обновления

18. Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы: –

Видеоматериал: