Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Традиция художественной вышивки летских коми

  1. Название объекта.
    Традиция художественной вышивки летских коми
  2. Категория объекта
    Изготовление предметов традиционного костюма
  3. Этническая принадлежность
    Коми-зыряне
  4. Язык
    Лузско-летский диалект коми языка
  5. Конфессиональная принадлежность
    Православные христиане
  6. Места бытования

Республика Коми, Прилузский район: села и деревни в бассейнах рек Летка (сс. Летка, Черемуховка, Мутница, Гурьевка, Слудка и дд. Талица, Кулига, Березовка).

  1. Описание объекта (развернутое)
    ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ
  2. Предметы, связанные с объектом

«Сорока» или «юркӧртыд» (к.-з. юр – голова, кӧртыд — повязка). Мягкий головной убор (повязка) замужних женщин, который состоял из нескольких частей. Первой являлась круглая шапка, сшитая из ситца или вязаная, которая надевалась непосредственно на волосы. А второй уже была непосредственно сама сорока, состоящая из четырёх элементов: налобника, двух крыльев и хвоста с бахромой.

Рубаха (к.-з. дӧрӧм ). Мужские и женские традиционные рубахи летских коми, декорированные на оплечьях и по вороту однотонной и многоцветной вышивкой.

  1. Техники/Технологии, связанные с объектом

Летские коми мастерицы в совершенстве владели искусством художественной вышивки, которая выполнялась на женских головных уборах и рубахах хлопчатобумажными, шелковыми и шерстяными нитями белого и разнообразными оттенками красного цвета – от вишневого до терракотового. Контуры узоров на головных уборах вышивались черным цветом, в орнаментальные композиции также вводились нити зеленого, желтого, коричневого, голубого цветов, но основными были нити различных оттенков красного цвета. Наибольший интерес представляют сороки — вышитые геометрическими узорами женские головные уборы: узоры на белом фоне, выполненные гладьевым швом шелковыми белыми нитями, которые обрамлялись ковровыми стежками крестом и набором из шерстяных нитей.

  1. Способы и формы передачи традиции

В настоящее время искусство узорной вышивки летских коми изучается на кафедре декоративно прикладного–искусства Института культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета, в Коми республиканском колледже культуры и воспроизводится мастерами-прикладниками Ремесленной Палаты РК. 

Справочная информация

  1. История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

1907 – У.Т.Сирелиус (Национальный музей Финляндии, Хельсинки)
1928-1931 – Г.В.Шипунова (Историко-краеведческий музей, Сыктывкар)
1945-1950 – В.Н.Белицер (Институт этнографии АН СССР, Москва)
1959-1960 – Л.Н.Жеребцов, Л.П.Лашук (ИЯЛИ КФАН СССР, Сыктывкар)
1961-1965 – М.А.Браун (Музей народов СССР, Ленинград)
1962-1968 – Н.С.Королёва (НИИХП, Москва)
1970-е гг – Г.Н.Климова (ИЯЛИ КФАН СССР, Сыктывкар)
1980-е гг. – Л.С.Грибова (ИЯЛИ КФАН СССР, Сыктывкар)

На художественную уникальность вышивки летских коми впервые обратил внимание финляндский этнограф У.Т.Сирелиус, который в ходе экспедиции 1907 г. приобрел для Национального музея Финляндии более 50 различных орнаментированных изделий (рубахи и головные уборы), изготовленных летскими коми мастерицами в конце XIX в. Подробнейший рукописный отчёт Сирелиуса об экспедиции 1907 г.  насчитывает несколько сотен страниц, включая зарисовки, фотографии и комментарии к ним. Во второй половине 1920-х гг. некоторые образцы вышивки летских коми были приобретены коми этнографом Г.В.Шипуновой для фондов краеведческого музея в г.Сыктывкаре и в настоящее время представлены в фондах НМРК. В 1950-е гг. к изучению вышивки летских коми на основе коллекций, собранных У.Т.Сирелиусом, обратилась финский искусствовед Т.Вахтер, которая впервые выдвинула гипотезу о происхождении этой художественной традиции. Некоторые технологические и декоративные особенности вышивки летских в начале 1950 гг. были описаны московским этнографом В.Н.Белицер, которая проводила систематические исследования на территории Коми АССР в период 1946-1952 гг. Впоследствии результаты этих исследований были опубликованы в академической монографии «Очерки по этнографии народов коми» (1958 г.).  В конце 1950-х гг. единичные образцы вышитых головных уборов летских коми были зафиксированы Л.Н.Жеребцовым и Л.П.Лашуком в ходе полевых исследований на р.Летка. В начале 1960-х гг. образцы летской вышивки были приобретены ленинградским этнографом М.А.Браун для фондов Музея народов СССР в г.Ленинград. В середине 1960 гг. московский искусствовед Н.С.Королева на основе собственных полевых разысканий на территории Коми АССР проводила сравнительные исследования традиционной вышивки коми и других финно-угорских народов и, в частности, описала некоторые уникальные особенности декорирования головных уборов летских коми, не характерные для типологически близких головных уборов народов Поволжья. Детальному описанию технологических особенностей летской вышивки в конце 1970-х гг. были посвящены специальные исследования коми этнографа Г.Н.Климовой, которая рассмотрела не только композиционные особенности, но и предложила оригинальную типологию орнаментальных мотивов вышивки летских коми. Обобщающий историко-этнографический обзор стилистических и  композиционных особенностей вышивки летских коми, подготовленный на основе систематических полевых исследований и изучения разрозненных коллекций республиканских краеведческих музеев, приводится в известной монографии коми этнографа Л.С.Грибовой «Декоративно-прикладное искусство народов коми» (1980 г.).

  1. Источники информации:

— архивы

1.Suomalais-ugrilaiset kokoelmat, Kansallismuseo: SUK [Finno-Ugric collections, The National Museum of Finland, Helsinki].
2.Научный архив Российского этнографического музея, г.Санкт-Петербург.
3.Научный архив ФИЦ КНЦ УрО РАН, г. Сыктывкар.

— библиография

1.Белицер В.Н. Искусство коми-пермяков и коми-зырян // Народное декоративное искусство РСФСР. М., 1957 – С.143-146.
2.Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX – начало XX в. – Труды Института Этнографии. Новая серия. Т. 45. Москва: Наука. 1958. – С.277-278. Рис.127-128.
3.Бойко Ю.А. Традиционные женские головные  уборы лузско-летских коми // Известия Коми научного центра УрО РАН. № 1(29). Сыктывкар, 2017 — С.89-95.
4.Гагиева Н.Г., Артемьева В.В. Традиционные женские головные уборы коми (зырян) конца ХIХ — начала ХХ в. – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. – 56 с.
5.Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. Москва: Наука, 1980. – С.98-102; Рис.42.
6.Загребин А.Е., Шарапов В.Э. К истории пермской экспедиции У.Т. Сирелиуса // Этнографическое обозрение. М., 2008, №1. С.110-117.
7.Кольчурина Т.С. Традиционная летняя одежда коми конца конца XIX – начала XX вв. // Генезис и эволюция традиционной культуры коми. – Сыктывкар, 1989. – С.90–102. (Труды ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. Вып.43).
8.Климова Г.Н. Вышивка летских коми // Этнографические исследования Северо-Запада СССР: Традиции и культура сельского населения.
9.Этнография Петербурга / Отв. ред. Н.В. Юхнева; АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. 219 с.: ил. С.49-62.
10.Климова Г. Н. Местные названия орнаментальных мотивов у народов коми // Этнография и фольклор коми / Отв. ред. Л. Н. Жеребцов. Сыктывкар: Коми филиал АН СССР, 1976/Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып. 17/Отв. за вып. Ю.Г. Рочев. С. 91-95.
11.Климова Г.Н. Вышивка; Вязание узорное // Республика Коми: Энциклопедия. Т.1. – Сыктывкар, 1997. – С.347-348.
12.«Паськoм» [Электронный ресурс]: Коми народный костюм. Мультимедийная энциклопедия / Гл. ред. и сост. И.А. Пасынкова; Авторы текста: Ю.П. Шабаев, В.Э. Шарапов. Дизайн и программирование: С.В. Пасынков / Министерство культуры и нац. политики Респ. Коми, Национальный музей РК. — Электрон. дан. – Сыктывкар: НМРК, Компания «Мультимедиа проект», 2008. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.
13.Пьянкова Т.А. Сокровища народной культуры. О новых поступлениях в этнографическое собрание Национального музея Республики Коми// Музей в научно-образовательном процессе: сборник статей / Отв. ред. М. И.Бурлыкина. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2015. C.263-267.
14.Сирелиус У.Т. Из путешествия по северо-востоку России / Пер. с финск. А. Сурво // Арт/Лад. Сыктывкар, 1998. №1, с.114-117; 1998, №3, С.172-177.
15.Сурво В.В., Сурво А.А., Шарапов В.Э. «Зырянские узоры» в коллекции Национального музея Финляндии // III Международный конгресс традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства (23 — 25 октября 2017 г. Ханты-Мансийск). М., 2018. — C.449-458.
16.Традиционный костюм сысольских коми (конец XIX – начало XX вв.): методическое издание (2-е издание, доработанное) / Сост. Л.А. Цветкова.– Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2020. – С.20 ил.
17.Уткина И.М. Национальный головной убор // Родники пармы. Вып.2. Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1990. С.176–178.
18.Шарапов В.Э. Прикладное искусство коми: ткачество, вязание, вышивка; Традиционная одежда // Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. / отв. ред. и сост. Н.Д.Конаков. – Сыктывкар, 1994. – С.239-255.
19.Шарапов В.Э. Коми-зыряне. Коми-пермяки: Гл. 4. Материальная культура. Раздел «Одежда и обувь»; Гл. 8. Народное искусство и фольклор. Раздел  «Народное декоративно–прикладное искусство: роспись по дереву» // Народы Поволжья и Приуралья: Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. / Сер. Народы и культуры. – М.: Наука, 2000. –  С.91-107; 167-169.
20.Шабаев Ю.П., Шарапов В.Э. Очерк 4. Традиционный быт коми: Традиционная одежда // Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми. / Под ред. Н.Д. Конакова. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004. – C.201-223.
21.Шарапов В.Э. Очерк 11. Народное искусство: Традиционный орнамент; Ткачество, вязание, вышивка. // Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми. / Под ред. Н.Д. Конакова. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004. – С.367-372.
22.Шарапов В.Э., Дронова Т.И. Узорное ткачество, вязание, вышивка, набойка коми и русского старожильческого населения // Атлас Республики Коми / Науч. ред. Э.А.Савельева, Отв.ред. Е.В.Корниенко. Москва: ООО «Феория», 2011. – C.408-409.
23.Шарапов В.Э. Традиционная одежда коми // Зыряне — народ даровитый. Альбом. Коллекции предметов народного искусства коми-зырян в собрании Национального музея Республики Коми / Министерство культуры Республики Коми, Национальный музей Республики Коми. — Сыктывкар, 2015. — С.15-32.
24.Шипунова Г.В. Народное искусство коми: (Узорное тканье, вязанье, вышивка) // Советская этнография, 1960. №2. – С.57–71.
25.Manninen, Ilmari. Syrjäänit [Зыряне] // Suomensukuiset kansat [Родствен­ные финнам народы]. Poorvo, 1929, s. 271-303.
26.Sirelius U. T. Matkakertomus kansatieteelliseltä matkalta permalaiskansain keskuuteen kesällä 1907 [Заметки об этнографической экспедиции к пермяцким народам летом 1907 г.] // Suomalais-Ugrilaisen Seuran Aikakauskirja = Journal de la Societe Finno-Ougrienne, XXV. Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran kirjapainon osakeyhtiö, 1908. 208р. S.15-17.
27.Vahter, T. Permalaisnaisten korukäsitöitä [Декоративные рукоделия пермяц­ких женщин] // Kalevalaseuran vuosikirja, 29: Uuden Kalevalan satavuotismuistolle omistettu. Helsinki-Porvoo: WSOY, 1949. — S. 296-317.

иные

Современное состояние объекта.

Технологическая традиция летской вышивки сохраняется современными мастерами декоративно-прикладнодного искусства коми в селах Прилузского и Сысольского районов Республики Коми.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

Museovirasto [Музейное Ведомство Финляндии, Национальный музей Финляндии] 
Фонды Национальный музей Республики Коми, г.Сыктывкар
Фонды Российский этнографический музей, г.Санкт-Петербург

Авторы/Составители

Шарапов Валерий Энгельсович, к.и.н., ведущий научный сотрудник сектора этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. Тел.: 89121520441. E-mail: sharapov.valery@gmail.com