Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Родовые знаки коми (пасы)

(Республика Коми)

1. Наименование объекта
Родовые знаки коми «Пасы»
2. Краткое название объекта
Пасы
3. Краткое описание
Пасы – система графических знаков преимущественно геометрической формы, содержащая информацию о происхождении и родственных связях конкретного человека. Пас-основа передавался от отца к младшему сыну наследнику в неизменном виде, а к старшим сыновьям, трансформируясь с помощью добавления новых деталей или изменения его расположения. Знаковая основа усложнялась от поколения к поколению добавлением к имеющимся наклонных, параллельных, перпендикулярны черточек, зигзагов, овалов, точек и т.д. Наносятся с помощью зарубок, нарезок топором и ножом и или начертания углем, дегтем, красками.

4. ОНКН Категория
Традиционные технологии / техники. Хозяйственные и промысловые технологии. Народные знания
5. Этническая принадлежность
Коми
6. Конфессиональная принадлежность
Православие
7. Язык
Коми-зырянский
8. Регион
Республика Коми, Вуктыльский, Ижемский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский,Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Куломский районы
9. Ключевые слова
Знак родовой принадлежности
10. Полное описание объекта 

Проблема происхождение пасов до настоящего времени является дискуссионной. По мнению Л.С.Грибовой первоначально графические знаки использовались как магические обереги. А лишь затем или одновременно – в качестве знака родовой принадлежности, знака собственности, подписи. Происхождение геометрических форм пасов объясняется с одной стороны утилитарно-производственными причинами – нанесение их на деревянные, глиняные поверхности ножом или топором, с другой стороны связывается с предположительной ролью в качестве образца для пасов отпечатков рыболовной сети, с древности, использующейся на обширной территории Евразии как магический оберег. Ряд исследователей считает, что пасы послужили основой для формирования традиционного коми орнамента, а также древнепермской письменности.
На протяжении веков коми-зырянами пас использовался в традиционном быту как знак собственности и в магической практике как оберег. Пас ставили в качестве подписи на различные документы, наносили с помощью зарубок, нарезок или начертания углем, дегтем на объекты личной и семейной собственности (сельскохозяйственный и промысловый инвентарь, утварь, границы угодий, домашний скот и т.д.), на намогильные памятники.
С распространением грамотности из официальной практики были вытеснены инициалами и личными подписями, но в повседневном быту используются и до настоящего времени. С конца ХХ в. намечается тенденция создания индивидуальных пасов на традиционной основе представителями национальной и творческой интеллигенции. В качестве авторской подписи ставятся на произведения искусства.
Особую ценность имеют для этнического самосознания коми, поскольку в системе родовых знаков сохраняется память о многих поколениях предков, воссоздается генеалогия семей. В теоретическом плане пасы представляют материал для реконструкции древнего мировоззрения, этногенеза коми-зырян, решения отдельных проблем формирования декоративно-прикладного искусства коми.

Служебная информация
1. Авторы описания:
Уляшев Олег Иванович, канд. фил. наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, сектор этнографии; Лимеров Павел Фёдорович, канд. фил. наук, ведущий научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН; Смилингис Антон Павлович, заведующий отделом гражданско-патриотического воспитания МОО «Районный центр дополнительного образования» с. Корткерос; Королева Людмила Николаевна, методист по музейно-образовательной работе МУ «Корткеросский районный историко-краеведческий музей»
2. История выявления и фиксации объекта
Впервые описание 50 родовых пасов коми-зырян было сделано в 1885 г. Е.Т.Соловьевым, собравшим архивный материал по знакам собственности народов мира. В XIX-XX вв. лингвисты, этнографы, краеведы зафиксировали большое количество образцов, бытовавших в коми среде, проследили способы трансформации пасов-основ на протяжении нескольких поколений, поставили вопросы о происхождении пасов и их значении в повседневной жизни, ритуальной практике, влиянии на формирование орнамента и древнекоми письменности.
В результате археологических исследований в середине ХХ в. были обнаружены предметы с пасами на памятниках, принадлежащих Перми Вычегодской – непосредственным предкам коми-зырян.
3. Библиография
Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М. 1980
Грибова Л.С. 1999. Пас // Республика Коми: Энциклопедия. Т.2. Сыктывкар. С. 411-412.
Лимеров П.Ф. Образ св.Стефана Пермского в письменной традиции и в фольклоре народа коми. Сыктывкар, 2006.
Лыткин В.И. Древние памятники коми письменности // История коми литературы. Сыктывкар: ККИ, 1980.

Иллюстративные материалы