Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

МО МР «Усть-Куломский»

О РАЙОНЕ (отрасль культуры)

Муниципальный район «Усть-Куломский»:

— административный центр — село Усть-Кулом.
— сельских поселений – 19, населенных пунктов – 63. 
36 культурно-досуговых учреждений: МБУК ««Усть-Куломский Районный Дом культуры», МБУК «Усть-Куломская централизованная клубная система» с 34 филиалами. 
7 коллективов со званием «Народный»/«Образцовый».

Управление культуры и национальной политики администрации МР «Усть-Куломский»: начальник Голайдо Анастасия Владимировнател. (82137) 94-5-03, эл. почта: otdelkyltur@mail.ru. Официальный сайт администрации. 

ТРАДИЦИИ

Знаковые мероприятия

Республиканский фестиваль — конкурс современной коми песни «Василей»

Проводится ежегодно с 1993 г. в с. Усть-Кулом в преддверии старого Нового года 13 января. «Василей» является одним из главных культурных событий не только для Усть-Куломского района, но и для Республики Коми. Ежегодно на конкурс отбираются 13 новых современных песен на коми языке. Участвуют в конкурсе как именитые, узнаваемые, так и начинающие поэты и композиторы.

Межрайонный детский фестиваль-конкурс современной коми песни «Василёк»

Впервые состоялся в 2013 году. С каждым годом приобретает новые краски, а география участников конкурса расширяется. Приезжают дети из разных районов и городов Республики Коми. Конкурс «Василек» стал одним из любимых мероприятий местного населения и проходит при полном аншлаге.

Народный праздник на воде «Пыжа гаж»

Проводится в с. Керчомъя. «Пыжа гаж» («Гулянье на лодках») — праздник с песнями и танцами, характерными для фольклора вычегодских коми, с участием мужских ансамблей гармонистов. В этот день на озере проходят соревнования по гребле на лодках, на цветущем лугу — скачки на лошадях и другие спортивные состязания, устраиваются «гуляния» на лодках по озере. Рыбаков нахваливают за улов и тут же на берегу варят ароматную уху для гостей праздника. Допоздна на лугу водят хороводы под веселые наигрыши керчомских гармонистов, мелодичные коми песни и задиристые частушки.

Межрайонный литературно-художественный фестиваль «Чужан сиктыд – кага потан»

Фестиваль «Чужан сиктыд – кага потан» (Родное село – колыбель детства) проводится летом в деревне Жежим по инициативе писательской семьи Напалковых — Народного писателя Республики Коми, Почетного гражданина Усть-Куломского района, уроженца деревни Жежим Виктора Напалкова и его супруги Натальи Напалковой, писательницы. Цель фестиваля — популяризации литературного творчества писателей и поэтов Республики Коми. 29 июня, в день рождения Народного писателя Республики Коми Напалкова Виктора Егоровича, организуются встречи жителей и гостей района с писателями и поэтами РК, презентации новых изданий, мастер-классы по народным промыслам и декоративно-прикладному творчеству, экскурсии по библиотеке-музею и этнодвору, литературно-музыкальная программа. В работе фестиваля принимают активное участие творческие коллективы, мастера прикладного творчества района, жители и гости района.

Праздник «Успенская ярмарка в селе Помоздино»

Успение, один из двенадцати великих церковных праздников, отмечается 28 августа. В коми сельскохозяйственном календаре эта дата была связана с окончанием жатвы. На веселье собиралась молодежь. Парни и девушки пели хороводные песни.

Празднованию Успения Богородицы в селе Помоздино уделялось особое внимание, так как именно здесь находится церковь Успения Пресвятой Богородицы. Есть мнение, что Успенская ярмарка успешно проводилась в прошлых столетиях (со своим товаром приезжали торговцы из Печоры, Ижмы, и даже из Казани).

В наше время в рамках празднования проходят выставка-распродажа изделий декоративно-прикладного творчества, мастер-классы, спортивные мероприятия, конкурс на лучшее подворье, выступления коллективов художественной самодеятельности.

Межрайонный турнир по верхневычегодской борьбе «Зумыд ош»

Турнир «Зумыд ош» («Сильный медведь») проводится с целью возрождения популярности национальных видов спорта, общественного престижа традиций коми народа.

Коми национальная борьба включает в себя два тура.

Первый тур – силовое многоборье, в парах и в составе группы. УПРАЖНЕНИЯ. Второй тур — «Ош тыш» (Бой медведей), борьба на ограниченном пространстве (территории).

Сайт «Зумыд ош»

Чисталёвские чтения

Чтения проводятся с 2006 года ежегодно 20 октября, в день рождения одного из классиков коми литературы Вениамина Тимофеевича Чисталева (Тима Вень). К юбилеям со дня рождения Тима Веня в родном селе писателя – Помоздино проводятся республиканские научно-практические конференции, в которых принимают активное участие ученые, писатели, журналисты, педагоги, библиотекари, краеведы республики, посещение музея и родительского дома Тима Веня, возложение цветов к памятнику поэта, встреча с писателями, поэтами республики, литературно-музыкальный концерт.

Вениамин Тимофеевич Чисталев – коми писатель, поэт, педагог, переводчик — родился 1890 году в с. Помоздино. Член Союза писателей СССР, один из делегатов Первого Всесоюзного съезда советских писателей в 1934 году в Москве. 27 ноября 1937 года В.Чисталев был арестован, а 13 октября 1939 года он скончался в сыктывкарской тюремной больнице.

Межрайонные зимние молодежные игрища «Йиркап»

Игрища проводятся в с. Пожег и направлены на повышение интереса молодёжи к сохранению и развитию национальных традиций и обрядов коми народа. Команды-участники проходят охотничью тропу (традиционные и спортивные состязания, например, метание копья и топора, метание валенка, установка палатки, прохождение по бревну, лаз, лыжные гонки) и творческие задания.

Йиркап —  известный герой коми предания, охотник на чудесных лыжах.  

День района в с.Усть-Кулом

Празднование дня района проходит ежегодно. Празднования всегда проходит масштабно, сочетая в себе элементы народного творчества и современного искусства. На праздновании представляют своё творчество мастера-умельцы всего района при помощи выставки-продажи, проводятся мастер-классы, а также предоставляют результаты своего творчества для выставки подворий сельских поселений.
Своим творчеством с гостями праздника делятся творческие коллективы района на большой сцене, а также на импровизированных площадках. Большой популярностью пользуется площадка гармонистов.
В 2019 году на празднике впервые масштабно станцевали ШЕН, который входит в список нематериального культурного наследия России.

Народный праздник «Кöчамач»

Праздник проводится в селе Руч и связан с окончанием сельскохозяйственных работ, варкой капусты, приготовлением съестных запасов к зиме. Символ капусты сельчане связывают с непоколебимостью и твердостью, сохраняющих чистоту и невинность. То, что это растение заворачивает свой плод в большое количество листьев, похожих на пеленки, породило в народе отговорку для детей, что их якобы находят в капусте. Самая, пожалуй, популярная героиня фольклора — капуста, что подтверждает ее приоритет среди овощей. Ей посвящены не только сказки, предания и поговорки, но и особые дни календарного года, связанные с основными периодами выращивания капусты.
Праздник включает в себя конкурс на лучшее подворье «Огородын быдмис мач — тайö миян кöчамач», дегустацию всевозможных блюд из капусты, водят хороводы («Капусткой» называется один из самых широко распространённых видов хоровода), заканчивается праздник общей трапезой.

Традиционные православные чтения

Православные Владимирские чтения
Двухдневный форум проводится с 2009 года ежегодно в честь празднования Сретения Владимирской иконы Божьей матери. В его работе участвуют ученые-исследователи, представители учебных заведений, православных приходов, учреждений культуры и образования, краеведы Республики Коми. В рамках Чтений традиционно организуется работа в 6 секциях, проводятся презентации выставок творческих работ, экскурсии по святым местам с. Усть-Кулом. Организаторы Чтений – Администрация Усть-Куломского района, Свято-Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, приход храма Святых Апостолов Петра и Павла, координатор – Усть-Куломская межпоселенческая библиотека. 

2) Дмитриевские чтения.
Чтения проходят ежегодно с чередованием места проведения — с. Помоздино и с.Усть-Нем. Посвящены памяти новомученика Земли Коми Дмитрия Спасского, Усть-Немского священника, расстрелянного 19 сентября 1918 г. в местечке Подора возле с. Помоздино. В Чтениях участвуют ученые-исследователи, представители учебных заведений, православных приходов, учреждений культуры и образования, краеведы Республики Коми

Местный фольклор

Легенда о сокровищах Зука (с. Парч)
На горе, между селеньями Парч и Лебяжск жил Зук, колдун и разбойник. У него над водами Вычегды была натянута невидимая нить. Когда кто-то проплывал по Вычегде, то задевал эту нить, и в доме Зука раздавался звон колокольчика. Он грабил проплывающих людей, но с ним ничего сделать не могли, у него была заговоренная броня. Но все-таки нашёлся колдун, который придумал, как извести Зука. Он поехал на лодке мимо его дома ночью. Зук к этому времени спросонья вышел из дома незаговоренный. Это его и погубило. Узнав о гибели мужа, жена Зука закричала: «Вы убили моего Зука, но я тоже умею колдовать». И после её заговора 33 амбара меди, серебра и другие сокровища Зука исчезли. Найти их говорят можно. Пару лет назад вблизи местечка «Зупугув» была найдена золотая монета давних времен жителем с. Парч.
Источник: («Легенду о Зуке» в опубликованном виде нашёл фольклорист Ю.Г. Рочев в книге «Мифы народа коми», изданной в 30-е годы в Архангельске, составила эти тома А. Попова).

Легенда о возникновении церкви в селе Пожег
Жители села Пожег хотели построить церковь в самом большом населённом пункте куста – деревне Пожегдин. Приготовили лес и сплавили по реке, на ночь привязали плоты. К удивлению жителей, на следующее утро брёвен на берегу не оказалось. После долгих поисков они нашлись в 3-х километрах от деревни. Люди приняли это событие Божьим знамением и решили на этом месте построить церковь.

Кресты в с. Мыёлдино
В настоящее время в селе и его окрестностях имеются тринадцать крестов. Три креста установлены на месте бывших часовен. В деревне Куръядор была возведена часовня в честь святого Николая Мирликийского; в деревне Коджувдор — часовня великомученицы Екатерины; в деревне Денис сикт — часовня иконы Тихвинской Божьей матери. В 30-е годы XX-го столетия часовни были закрыты и разобрали. В настоящее время на месте этих часовен находятся «Шöр Спас» крест (крест, приуроченный к празднику Преображение Господне, который отмечается 19 августа) и крест в честь иконы Тихвинской Божьей Матери (отмечается 9 июля). В лесу, в четырех километрах от села, находится «чышъяна крест» («крест с платком»). Все кресты периодически обновляются. Другие кресты были приурочены к храмовым праздникам деревень. В деревне Кирсикт находится крест, приуроченный к празднику Успения (28 августа). На месте старого кладбища, в конце села, стоит обетный крест в честь святого пророка Илии (2 августа). На полях, недалеко от деревни Попсикт, установлен крест в честь святого Серафима Саровского.

Легенда об иконе Тихвинской Божьей Матери
В селе Мыёлдино, в деревне Денис сикт, на месте бывшей часовни установлен крест в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. В селе бытует легенда. Древний образ с ликом Тихвинской Богоматери поднимали по реке Вычегде. Сначала хотели причалить к Богородску и оставить её там, но пристать к берегу гребцы так и не смогли. У многих сёл ещё пробовали пристать к берегу, но лодка плыла всё дальше и дальше. А возле села Мыёлдино лодка сама причалила к берегу, возле того места где и был установлен обетный крест, позже на этом месте построили часовню. Больные люди спускались к часовне Тихвинской Божьей Матери и исцелялись.

Легенда о ясновидящей бабе Насте (Настя-пӧч)
В с. Мыёлдино жила предсказательница баба Настя. Она умела читать мысли людей, знала все наперед. Как утверждают братья Паршуковы из п. Югыдъяг – Александр и Василий, баба Настя многим предсказала будущее, причем все её слова в точности сбывались. Так, она предсказала, что в будущем к селу проложат асфальтовую дорогу. Баба Настя умерла сразу после войны, ни о какой асфальтовой дороге тогда и мечтать не могли.
По словам другой жительницы, Степан Анны, баба Настя говорила, что при любом военном потрясении в с. Мыелдино никогда жертв не будет (якобы Богородица сбережет).

Озеро «Ыбты»
В окрестностях села Мыёлдино есть озеро «Ыбты», которое питает более 40 источников. По преданию местных жителей, искупавшись в озере, можно исцелиться от болезней, заживлять раны, поднимать иммунитет.
Пожилые рыбаки рассказывают, что раньше ночью ловили рыбу с лучиной и видели на озере огромную старую щуку. Думали, что это большое бревно, а оказалась – древняя щука.

Чудо-ель в селе Руч
В местечке Кывтыд села Руч растет необычная ель с несколькими стволами. Никто из местных жителей не знает, кто ее посадил. Примерный возраст дерева — около века.
Древняя ёлка стала местным чудом. Жители села считают, что дерево обладает таинственной силой: оберегает, рядом стоящие дома от пожара, передаёт свою силу людям обнявшим её могучий ствол. За необычной елью ухаживала женщина, которая умерла около десяти лет назад в возрасте более 90 лет.

Медвежатники из Бадьёльска
Жили в деревне Бадьёльск охотники – Кӧрт Öлеш (Железный Алексей) и трое его сыновей. Охотились они в верховьях Лымвы.
Во время осенней охоты, еще до снега, нашли они медвежью берлогу. Но сколько медведей в ней было, не смогли разузнать. Как только выпал глубокий снег, поднялись вчетвером отец с сыновьями в верховья Лымвы добывать медведя. Придя в охотничью избушку, зарядили патроны одиночными пулями, наточили медвежье копье. На другой день поднялись к медвежьей берлоге. Кӧрт Öлеш говорит старшему сыну: «Давай, Петыр, пошевели жердью в берлоге». Отец с двумя другими сыновьями встали напротив берлоги. Петыр взял жердь, сунул его в берлогу и ткнул медведя в бок. Медведь выскочил из берлоги и в этот момент Кӧрт Öлеш выстрелил и убил медведя. Петыр снова сунул жердь, из берлоги вышел второй медведь. Выстрелил в медведя средний сын Кӧрт Öлеша. Тут вышел из берлоги третий медведь. Снова его застрелили. И снова велит Кӧрт Öлеш Петыру пошевелить жердью внутри берлоги. Из берлоги вышел еще один медведь, но его они не сумели убить. Отец с двумя сыновьями пустились вдогонку за убегающим медведем. Петыра отец оставил свежевать медведе. И Петыр начал снимать шкуры. С одного медведя снял, только начал другого свежевать, из берлоги вышел медведь и Петыра до смерти загрыз.
Кӧрт Öлеш с сыновьями преследовали медведя два дня. Догнали его в верховьях речки Од на охотничьем угодье Сеньӧ Ивана. Освежевав медведя, пошли обратно к медвежьей берлоге и увидели Петыра мертвым.

Источник «Кӧлыся ва» в с. Кужба
В Усть-Куломском районе, между Большой и Малой Кужбой, находится чудодейственный источник «Кöлыся ва» («Свадебная вода»). Существует поверье, что если девушка мечтает о замужестве, ей нужно приехать за свадебной водой к заговоренному источнику. По легенде, век назад парень Митрей Иван Öльöксей отправился из Усть-Кулома к своим охотничьим угодьям силки проверить. Путь лежал через Кужбу. У одного из домов конь встал как вкопанный. В тот момент парень захотел пить. Постучал он в окно ближайшего дома. Вышла бабка, завела в дом, усадила за стол, подала холодной воды из кувшина из того самого родника. Выпил парень, и так хорошо ему стало, будто он все время жил в этом доме. Из другой комнаты вышла девица. Бабка выставила на стол разные разносолы. Молодой человек сказал, что еды много, как на свадьбе, а девушка ответила: «Так это и есть свадьба». Так и создана была новая семья.
Чтобы выйти замуж, девушкам нужно спуститься к роднику с красным поясом, взяв с собой непрозрачный сосуд без плотной крышки. Над водой надо прочитать заговор. Если есть суженый, его нужно напоить свадебной водой, если нет – самой выпить.

«Глаз земли» в с. Деревянск
В 18 веке в центре села Деревянск возле крутого обрыва стояли жилые дома, проходила дорога на пристань. С обрыва можно было увидеть участок земли округлой формы из красной глины диаметром 5 метров с черной точкой в центре. По рассказам старожилов, это «зыбучее место» люди обходили стороной. Сейчас внизу обрыва растут деревья и «глаза земли» уже не видно. До сих пор на этом месте жители опасаются возводить постройки.

Легенда-быль про озеро Кадам
Давно это было. Местные жители поговаривали, что в озере живёт огромная щука с орлом на голове, и что эта щука может запросто утащить человека на дно. Ужас и страх испытывали люди, находясь у озера Кадам. Люди боялись не только купаться, но и рыбачить. Долго ещё эта щука наводила ужас. Но нашлись смельчаки, которые выловили эту страшную щуку. Оказалось, что она была действительно очень больших размеров, а на голове её был вцепившийся орел, но уже высохший, и остался один скелет (видимо, орёл вцепился в голову, пытаясь поднять щуку, но она утащила его на дно, так и осталась щука с орлом на голове). Со временем местные жители забыли о страшной щуке и стали приходить на озеро отдыхать, рыбачить и купаться. Сегодня озеро Кадам — самое красивое место нашего края.

Легенда о 12 лебедях в с. Керчомья
Местные жители рассказывают, что ранним утром, накануне праздника «Пыжа гаж», на озеро Вад всегда с юга прилетала стая птиц из 12 лебедей, которая покидала озеро только на третий день после праздника. Прилетели лебеди и под утро на праздник в 1996 году. Но в тот день какой-то заезжий мужчина выстрелил в стаю лебедей. Говорят, сам он потом напился и во время праздничных гуляний утонул в озере Вад. Никто и не заметил, как это произошло. Но с тех пор лебеди больше не прилетают в Керчомъю. У вычегодских охотников до настоящего времени строго соблюдается запрет охоты на лебедей. Считается, что даже за случайно убитого лебедя виновного ждет неминуемая кара.

Легенда с. Ульяново
Место Ульяново стало знаменито тем, что в 1860 г. по ходатайству жителей Усть-Сысольского и Яренских уездов здесь, на месте древней Спасской пустыни, был учрежден Троицко-Стефановский Ульяновский мужской общежительский монастырь. В наименовании монастыря отразились имена его небесных покровителей.
Святитель Стефан Пермский основал небольшой монастырь (пустынь) в верховьях реки Вычегды в конце XIV века. Эта пустынь была учреждена им во имя Нерукотворного Образа Спасителя (Спасова пустынь). Сколько в ней было братии, какой устав, долго ли она существовала, когда пришла в запустение, ни записей, ни преданий не сохранилось.
Как полагают историки, причиной запустения Спасовой пустыни был вогульский князь Асыка, разорявший верхневычегодские селения в 1435 и 1447-1448 годах. С этого времени, вероятно, и сохранилось предание о девице Ульяне, дочери священника, которую забрали в полон вогулы, посадили в лодку и повезли вверх по Вычегде. Она же попыталась убежать, прыгнула в воду и хотела доплыть до берега, но не смогла. Место, где утонула девушка, стали называть Ульяново плесо или просто Ульяново.
Прошло почти два века. В 1667 г. на это место приехал из г. Москвы вдовый священник Федор Тюрнин (в иночестве Филарет) вместе с четырьмя сыновьями Гурием, Стефаном, Никоном и Иваном, чтобы возобновить деятельность Спасовой Пустыни. В том же году Тюрнины построили и освятили небольшую деревянную церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, снабдив ее церковной утварью, привезенной с собой из Москвы и Великого Устюга. В 1684 году эта церковь сгорела и была восстановлена в 1689 году.

Легенда о Кыска. Это герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском, печорский колдун (тун). Легенда бытует в с. Ульяново.

Легенды озера «Донты»
1) Ястребиный остров «Варыша дi».
На озере Донты, в местечке Ястребиный остров (коми. «Варыша дi»), жили ястребы, коршуны и большой орёл. Местные рыбаки и охотники не смели подплывать туда, так как большая птица охраняла себя и своих соседей. На том острове были большие запасы ягод, грибов, много рыбы. Мужикам надоело терпеть. Они тщательно подготовились. В один день охотники и рыбаки собрались и совместными усилиями уничтожили большого орла. Только одна его голова была с размером упитанной овцы, а когти словно корни большого дерева пугали даже самых бывалых старожилов. Говорят, кости гигантской птицы до сих пор находятся где-то на том острове.
2) Орёл «Кутш».
В местечке Ёль, в самом конце длинного извилистого озера Донты обитал орёл (коми.«кутш»). Однажды коми охотник застрелил большую птицу. Через месяц этот охотник умер. С тех пор орлов никто никогда не трогал. В настоящее время на озере обитают четыре орла, имеются два гнезда.
3) Сир «Щука».
На озере Донты обитает щука размером с лодку, покрытая мхом. Большой рыбе много-много лет. Однажды с местечка Широкий (самое широкое место на озере) большая щука начала гнаться за рыбаком. От страху он греб на лодке как никогда. Как только он доплыл до канала, огромная щука развернулась и исчезла в пучине озера. Говорят, большая старая щука до сих пор обитает на озере и периодически появляется перед рыбаками. Она запросто может опрокинуть лодку, но добрых людей огромная щука не трогает.

Ремёсла

Художественная обработка бересты – Помоздино, Пожег.
Художественная обработка и резьба по дереву – Помоздино.
Узорное вязание – Усть-Кулом; Югыдъяг, Пожег.
Производство художественной керамики – Аныб.
Художественное ручное ткачество – Аныб.

ИМЕНА

Артисты

Профессиональные артисты
Булышева Вера Витальевна – солистка филармонии, народная артистка Республики Коми, лауреат премии Правительства Республики Коми имени Валентины Есевой. Коми АССР, Усть-Куломский район, с. Парч.
Карманова Альбина Владимировна – солистка ансамбля «Парма», артистка ГБУ РК «Национального музыкально-драматического театра Республики Коми», лауреат премии Правительства Республики Коми им. В.А. Савина в области культуры и искусств, Заслуженный работник Республики Коми.
Кузнецов Александр Ефимович – артист Академического театра им. В.А.Савина, народный артист Республики Коми, лауреат премии Правительства Республики Коми, Заслуженный работник Республики Коми. Коми АССР, Усть-Куломский район, с.Кужба.
Липин Михаил Иванович — артист Академического театра им. В.А.Савина, заслуженный артист Республики Коми, народный артист Республики Коми, лауреат Государственной премии Республики Коми. Коми АССР, с.Усть-Кулом.
Попова Анна Васильевна — солистка-вокалистка ансамбля «Парма», актриса ГБУ РК «Национального музыкально-драматического театра Республики Коми», лауреат премии Правительства Республики Коми. Республика Коми, Усть-Куломский район, д.Парма
Уляшев Владимир Андреевич — солист ансамбля «Парма» и артист ГБУ РК «Национального музыкально-драматического театра Республики Коми», лауреат премии Правительства Республики Коми. Коми АССР, Усть-Куломский район, с. Керчомья.

Самодеятельные артисты
Соколюк Валентина Владимировна – Заслуженный работник культуры Республики Коми, директор Помоздинского ДК МБУК «Усть-Куломская ЦКС»; руководитель, артист народного хора «Радлун» с. Помоздино.

Краеведы

Игнатов Лениан Алексеевич. Его краеведческие исследования вошли в энциклопедии и книги: «Археология Республики Коми» (1997); «Мича ывла, коми вужвойтыр да морт инöдъяс» (2001). Статьи публикуются в районных и республиканских периодических изданиях.
Игнатов Михаил Константинович. Издал книги об Усть-Куломском районе: «Взгляд сквозь годы» (1998 г.), «Гордость и трудовая слава Усть-Куломского района» (2005 г.), «Помни прошлое. Знай настоящее. Делай будущее» (2009 г.), «Усть-Куломский район в годы Великой Отечественной войны. Труженики тыла» (2015 г.).
Кунгин Василий Прокопьевич (1863-1936). Произведения Кунгина остались в рукописях и хранятся в Центральном гос. архиве Республики Коми и в архиве Национального музея РК. Писал стихи, рассказы, исторические этнографические и экономические статьи и заметки. Публиковал в газетах и журналах путевые заметки из своей жизни, в т.ч. и о селах Помоздино, Пожег, Усть-Кулом, Усть-Нем.
Рассыхаев Иван Степанович (1878-1952). В литературном музее И.А. Куратова сохранилась его рукописная библиотека. Особое место в рукописном наследии занимают его «Дневные записки» – автобиографическое сочинение о значимых событиях из жизни семьи, коми народа. «Дневные записки» изданы в 1997 г. Заметки «Менам олöм» опубликованы в журнале «Войвыв кодзув» после его смерти.
Юдин Борис Михайлович (1947-2002). Долгое время изучал историю своей семьи и земляков. Работая в архивах, сотрудничая с Корткеросским музеем (Панюковым А.А.), собрал уникальный фотоэтнографический альбом, архив записей с родословной росписью семей до 10 поколений, списки жителей села Руч с 1800 г., большой видеоархив о событиях Усть-Куломского района. Статьи опубликованы на страницах районных, республиканских газет и журналов.

http://ustkulombib.ru/?page_id=9398

Мастера

Булышев Николай Иванович. Родился в 1950 г. в селе Керчомъя. Мастерит санки для детей и большие сани для возки сена, лодки, лыжи для ходьбы в лес. Также вяжет веники, голики для уборки снега, корзины для сбора грибов и ягод, ставит печки.
Вологжанина Анастасия Михайловна. Родилась в 1985 г. в д. Малый Аныб. Профессия – художник-дизайнер. В свободное время профессиональный художник рисует картины, делает различные поделки из глины, меха, бересты и т.д. Для туристов в д. Малый Аныб проводит занятия по изготовлению и росписи сувениров из глины.
Дроботун Игорь Алексеевич. Родился в 1965 г. на Украине в городе Нежен Черниговской области. Занимается резьбой по дереву, созданием чучел птиц, животных.
Игнатов Евгений Алексеевич. Родился в 1978 г. в Вологде. Изготавливает разные поделки из бересты и прутьев, занимается резьбой по дереву, капе. Участвует во многих районных и республиканских выставках декоративно-прикладного искусства (Пожег).
Карманова Елизавета Ануфриевна. Родилась в 1955 г. в селе Нёбдино Корткеросского района. Занимается вышивкой, вязанием.
Касев Александр Иванович. Родился в 1979 г. в селе Нижний Воч. Делает санки и лодки всех размеров для сельчан, ремонтирует бензопилы, подшивает валенки, стеклит оконные рамы.
Логинов Михаил Витальевич. Родился в селе Нижний Воч. Мастерит лодки, санки, лыжи, коромысла, изготавливает оконные рамы, ставит печи.
Лодыгина Мария Егоровна (1932-2017). Родилась в 1932 г. в починке Ивановка. Изготавливала половики, дорожки, поделки из соломы.
Лужиков Дмитрий Михайлович. Родился в 1950 г. в селе Пожег. Занимается изготовлением поделок из дерева и бересты, участвовал во многих районных и республиканских конкурсах и выставках декоративно-прикладного искусства.
Мошков Дмитрий Евгеньевич. Родился 10 октября 1990 г. Художественная ковка (механическая обработка металлических изделий). Профессионально занимается ковкой, предприниматель.
Наумик Алексей Николаевич. Родился 29 июня 1983 года. Направления деятельности: автоматизированная резка дерева (полки, сувениры), пластика из мягких металлов с помощью станка ЧПУ, создание и реставрация станков (дровокол, отвал для УАЗа для чистки снега и другие усовершенствованные бытовые приспособления –не для продажи).
Овсянников Евгений Алексеевич. Родился в п. Ягкедж. Занимается производством мебели.
Петракова Диана Степановна. Занимается изготовлением мыла, шампуней на основе натуральных продуктов.
Попов Илья Андреевич. Родился в 1962 г. в селе Руч. Делает под заказ столы, стулья, кровати, грабли и т.д. Для детского сада смастерил детскую мебель.
Созонова Наталья Леонидовна. Родилась в 1980 г. в посёлке Тимшер. В свободное от работы время занимается декупажем. Её работы неоднократно выставлялись в Доме культуры поселения Тимшер, на выставке к юбилею Усть-Куломского района в селе Усть-Кулом.
Шахов Мелентий Никитович (1922 – 1988). Родился в 1922 г. в деревне Кекур. Виды его творчества: резьба и роспись по дереву, обработка бересты, изготовление народных музыкальных инструментов. Выставлял свои работы в Домах культуры посёлка Кебанъёль, села Усть-Кулом, в городе Сыктывкаре. Его работы хранятся в музеях Мосвкы, Суздаля, в музее истории и культуры Сысольского района (с. Визинга), в частных собраниях.
Шомысов Владимир Игоревич. Родился в 1954 г. в селе Пожег. Плотник, столяр, занимается резьбой по дереву, плетением из бересты. Более сорока лет занимается фотографией. После школьных занятий педагог в собственной мастерской дает ребятам уроки резьбы по дереву, обучает плести из бересты туеса, корзины и многое другое. Владимир Шомысов участвовал во многих районных и республиканских выставках изделий народных промыслов, в Представительстве Республики Коми при Президенте РФ в городе Москве, Финно-угорском культурном центре Республики Коми, в Центре коми культуры города Сыктывкара.

Музыканты

Самодеятельные композиторы
Гущин Василий Яковлевич — поэт, композитор, заслуженный работник культуры Республики Коми.
Игнатов Григорий Николаевич – композитор, участвовал в трех республиканских конкурсах самодеятельных композиторов «Василей». Музыкальный диск «Помӧсдiн 300».
Кочанов Гелий Сергеевич – композитор-песенник, заслуженный работник культуры Республики Коми, неоднократный обладатель премии республиканского фестиваля «Василей».
Лодыгин Василий Григорьевич — член Союза писателей России, коми поэт, композитор, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Лодыгин Владимир Николаевич – композитор, поэт, неоднократный участник республиканского фестиваля «Василей» и республиканских конкурсов.
Лютоев Василий Александрович — композитор-песенник, неоднократный участник республиканского фестиваля «Василей».
Нестеров Иван Васильевич — заслуженный работник Республики Коми, лауреат Госпремии правительства РК.
Остряков Виктор Егорович — композитор-песенник, неоднократный участник республиканского фестиваля «Василей». В 2004 г. его песня получила Приз зрительских симпатий.
Тюрнин Василий Александрович – композитор-песенник. Его песни входят в репертуар народного ансамбля «Югыдлань».
Уляшев Александр Егорович — поэт, композитор, заслуженный работник культуры Республики Коми, лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества, организатор и руководитель эстрадного ансамбля «Юрган».
Чувьюров Василий Николаевич (1938-2019) — лауреат Государственной премии, заслуженный работник культуры Коми АССР, член Союза композиторов России.
Чувьюрова Лидия Даниловна (1949-1993) — поэт, композитор, заслуженный деятель искусств Республики Коми. Возглавляла отделение народного хора и организовала фольклорный ансамбль «Коми сьылан».
Шахов Михаил Евлогиевич – композитор, неоднократный участник и обладатель премии республиканского конкурса «Василей».

Самодеятельные авторы, барды
Игнатов Владимир Афанасьевич, писатель, самодеятельный композитор. Стихи, рассказы, которые опубликованы на страницах районной газеты «Парма гор». Сочиняет песни на свои стихи.
Игнатов Григорий Николаевич, автор стихов, самодеятельный композитор. Пишет стихи, сочиняет музыку. Участник республиканского конкурса самодеятельных композиторов «Василей».
Мартюшева Лия Серафимовна, автор стихов и рассказов. Стихи публикуются в республиканской и районной прессе, сборниках рассказов и стихов «Сикöтш», «Дзиръя öшинь дорын».
Лютоев Иван Андреевич, автор стихов и рассказов. Произведения публикуются на страницах районной газеты «Парма гор».
Тарабукин Иван Асекритович, (1960-2016), поэт, журналист. Стихи, очерки, рассказы опубликованы на страницах республиканской и районной прессы, сборниках стихов и рассказов «Сикöтш», «Дзиръя öшинь дорын». Член Союза журналистов России.
Шебырев Александр Васильевич, журналист, поэт, композитор. Стихи, рассказы и очерки публикуются в республиканских газетах и журналах и сборниках. Автор книги «Олöм туйтi» (2001). Член Союза журналистов СССР, Союза писателей России.

Писатели и поэты Усть-Куломского района

Писатели, поэты, драматурги

Антоновский Дмитрий Борисович, писатель, журналист. Пишет рассказы, публикует на страницах журнала «Войвыв кодзув». Состоит в Союзе журналистов России, заслуженный работник Республики Коми
Бабин Вячеслав Леонидович, поэт, журналист. Автор 4 сборников стихов для детей, член Союза писателей России, Союза журналистов России.
Ельцова Елена Власовна, поэт. Автор 4 сборников стихов, член Союза писателей России.
Иванова Валентина Васильевна, писатель, журналист, автор двух книг.
Кирушев Василий Александрович, (1956-2011), поэт, журналист. Стихи, очерки публиковались в районных и периодических изданиях, в сборнике стихов и рассказов «Лöсасъяс». Состоял в Союзе журналистов России.
Лодыгин Василий Григорьевич, поэт, композитор, журналист. Народный поэт Республики Коми, заслуженный деятель культуры Коми республики, член Союза писателей СССР с 1982 г. Автор 16 книг.
Лужиков Александр Михайлович (1964-2007), поэт. Автор 3 книг, член Союза писателей России.
Лютоев Николай Александрович, писатель, журналист. Публикуется в республиканских и районных периодических изданиях, активно сотрудничает с газетой «Трибуна». Член Союза журналистов России, автор 4 книг.
Напалков Виктор Егорович, писатель, журналист. Народный писатель Республики Коми, член Союза журналистов СССР, член Союза писателей России, заслуженный работник Республики Коми, почётный житель Усть-Куломского района, лауреат Премии правительства РК (им. И.А. Куратова) в области литературы.
Напалкова Наталья Васильевна (Дубская), писательница. Издано пять книг о репрессированных украинцах – роман-хроника «Исповедь», переведены книги Виктора Егоровича Напалкова «Я Вас люблю», «Прости, Аньтусь», «Они среди нас» с коми на русский язык. С 1997 г. – член Союза журналистов России.
Ногиев Иван Иванович, писатель. Повести и рассказы публикуются в республиканских журналах и газетах республики, его произведения переводят на языки финно-угорских народов. Неоднократный обладатель Республиканской литературной премии «Эзысь борд» (Серебряное крыло), член Союза писателей России.
Тимушев Степан Фёдорович, (1919-1986), журналист, писатель. Писал стихи, рассказы, очерки. Автор повестей «Зумыд кок йылö», «Зумыш пармаын».
Тимушев Эдуард Алексеевич, (1962-2006), поэт, писатель, журналист. Автор 4 книг, член Союза писателей России.
Ульянов Александр Васильевич, писатель, журналист. Член Союза журналистов России и Союза писателей России. Автор 7 книг.
Уляшев Виталий Васильевич, (1946-2018), поэт. Стихи публиковались в республиканских газетах и журналах. Автор 2 сборников. В 2015 г. издана книга для детей «Ю дорын кöч».
Уляшев Олег Иванович, писатель, фольклорист, ученый. Прозаические произведения издавались в совместных сборниках, в школьных учебниках по коми литературе. Член Союза писателей России, автор 3 книг.
Чисталёв Вениамин Тимофеевич (Тима Вень, Сьöлöм), (1890-1939), писатель, поэт, педагог, переводчик. Один из основоположников коми литературы, состоял в Союзе писателей СССР. Издано 10 сборников произведений.
Чисталёв Иона Тимофеевич (Жан Морöс), (1893-1923), поэт, переводчик, критик, деятель народного просвещения. Создатель одного из первых коми букварей «Шыпас йöртöд». Писал лирические и сатирические стихотворения, перевел на коми язык произведения русских авторов.
Шахов Борис Федотович (Педот Борис), (1928-2002), писатель. Автор 5 книг и сборника, член Союза писателей СССР и России, заслуженный работник культуры Коми АССР, лауреат государственной премии им. И.А. Куратова, лауреат премии общества Кастрена, Почётный житель г. Ухта.
Шахов Петр Федотович, (1931-2006), писатель. Автор 7 книг, член Союза писателей СССР. Заслуженный деятель культуры Коми АССР.
Шомысова Алена Александровна, поэт. Автор 4 книг, Лауреат литературной премии имени Александра Лужикова (2012). Член Союза писателей России.

Писатели и поэты Усть-Куломского района

Художники

Булатов Геннадий Евгеньевич (1944 – 2010). Родился в 1944 г. в деревне Паладово Вологодской области. Живописью стал увлекаться еще в молодом возрасте, когда служил в армии. Рисовал акварелью, фломастером и карандашом, писал пейзажи и портреты.
Ветошкин Ким Степанович (1934 – 2010). Уроженец села Деревянск. Сюжеты его картин – пейзажи родного края. Пейзажи Кима Степановича неоднократно экспонировались не только на районных и республиканских выставках, но и в Москве. В 1999 г. Ким Степанович стал победителем смотра-конкурса талантов среди самодеятельных художников района. В 2001 г. состоялась персональная выставка его картин в селе Усть-Кулом.
Игутов Геннадий Васильевич (1949 – 2003). Родился в 1949 г. в селе Пожег. Организовал кружки в Мыелдинском доме культуры по фото и изобразительному искусству. Кроме живописи занимался изготовлением изделий из бересты. В последние годы увлекся музыкой, написал три песни на стихи А. Мишариной и А. Некрасова.
Кипрушев Василий Андреевич (1926 – 1998). Родился в 1926 г. в селе Усть-Кулом. Его первая работа — копия картины Перова В.Г. «Охотники на привале», написанная в 1953-54 гг. Затем написал копии картин «Богатыри» Васнецова В.М. и «Утро в сосновом лесу» Шишкина И.И. Далее появились копии картин Васнецова В.М. «Алёнушка» и Маковского К. Е. «Дети, бегущие от грозы». Занимался оформлением по заказу райкома партии: рисовал стенды и плакаты. К 100-летию В.И. Ленина оформлял агитационные плакаты.
Кирушева Ангелина Александровна. Родилась в 1965 г. в селе Руч. Окончила художественно-графическое отделение Сыктывкарского педагогического училища. Рисует акварелью, пишет иконы. Творческие работы Ангелины Кирушевой были представлены на персональной выставке в районном Доме культуры села Усть-Кулом, на которой художник смог показать весь свой талант и мастерство.
Коновалов Владимир Григорьевич (1949-2011). Родился в 1949 г. в селе Восток Арсеньевского района Тульской области. В свободное время занимался рисованием, писал иконы.
Кочанов Анатолий Петрович (1954-2010). Родился в 1954 г. в селе Усть-Кулом. Живописью Анатолий начал увлекаться еще в детстве. Начинал с натюрмортов, затем стал писать пейзажи родного края и портреты. В период возрождения Усть-Куломской церкви Петра и Павла занимался реставрацией старых икон и писал новые. Много читал об иконописи, просматривал изображения старых ликов святых. Написал шесть икон, принимал заказы от односельчан.
В 1988 г. на 150-летие Усть-Куломской школы в Доме культуры состоялась выставка работ Анатолия Кочанова, после которой художник раздарил все картины. Много картин передал в школьный музей.
Мальцев Николай Васильевич. Родился в 1932 г. в селе Вотча Сысольского района. Писал пейзажи, в том числе архитектурные, с изображением церквей родного края, портреты, натюрморты, жанровые картины. В 1990-е гг. занялся иконописью. В 1994 г. написал пятиярусный иконостас Троицкой церкви села Усть-Нем. В 1996 г. состоялась выставка картин «Самородки Севера» в Сыктывкаре. Также были организованы персональные выставки в селах Усть-Кулом и Усть-Нем, в поселке Югыдъяг, в финно-угорском центре города Сыктывкара, к 70-летию Республики Коми и к 50-летию Победы в Сыктывкаре. Пять работ Мальцева Н.В. закуплено в «Золотой фонд народного творчества Республики Коми». Часть произведений из «Золотого фонда» была передана в Музей истории и культуры Сысольского района Республики Коми (село Визинга).
Пильщик Наталья Сергеевна. Родилась в 1978 г. в п. Диасеръя. Рисовать начала еще в детстве. Ее рисунки выставлены в Доме культуры и библиотеке посёлка Диасерья. В своих рисунках показывает природу родного края, ее красоту.
Попов Вениамин Иванович (1927-2015). Родился в 1927 г. в деревне Сордйыв. Основные темы творчества – родная деревня, портреты односельчан, лесные пейзажи. Ряд картин художника воплощает его мечты и фантазии о будущем родного края. В картинах Вениамина Попова особый мир красок – солнечных и радостных, особый мир гармонии и покоя, мир того заветного и, увы, потерянного крестьянского уклада, в котором протекала жизнь коми деревни. Вениамин Попов — участник многих республиканских выставок самодеятельных художников в Сыктывкаре, выставки художников-любителей в Москве, выставки картин в селе Усть-Кулом. Многие работы В.И. Попова вошли в «Золотой фонд народного искусства Республики Коми» и хранятся в музеях селе Выльгорт Сыктывдинского района и селе Визинга Сысольского района.
Тюрнин Иван Алексеевич. Родился в 1957 г. в поселке Максаковка. Пишет лесные пейзажи и портреты. Иван Алексеевич нарисовал портреты жителей села Деревянск — участников Великой Отечественной войны. Сегодня эти портреты выставлены в краеведческом музее при библиотеке на стенде «Народная память их хранит».
Уляшев Александр Васильевич (1925 – 1998). Родился в 1925 г. в селе Помоздино. Заслуженный учитель Коми АССР (1959), Народный учитель СССР (1981). Будучи на пенсии, продолжал увлеченно заниматься живописью. Его картина «Зима» вошла в Золотой фонд народного искусства Республики Коми. Картины А.В. Уляшева неоднократно выставлялись на республиканских выставках самодеятельных художников в Сыктывкаре. Шахов Мелентий Никитович (1922 – 1988). Родился в 1922 г. д. Кекур. Жанровые предпочтения – портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина. Занимался резьбой и росписью по дереву, обработкой бересты, изготовлением народных музыкальных инструментов. Выставлял свои работы в Домах культуры поселка Кебанъель, села Усть-Кулом, в городе Сыктывкаре.
Участник многих республиканских и всесоюзных выставок. Работы Мелентия Никитовича хранятся в музеях Москвы, Суздаля, в музее истории и культуры Сысольского района (с. Визинга), в частных собраниях. Картина «Новые сани» была приобретена Музеем декоративно-прикладного искусства народов РСФСР (Москва).
Шевченко Диана Терентьевна (1928-2007). Родилась в 1928 г. в г. Вуктыл. Живописью начала увлекаться еще в молодом возрасте. Рисовала масляными красками, хорошо писала пейзажи родного края и натюрморты.

Певцы северной красоты

ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ

Живопись
«Красота Верхней Вычегды» с.Усть-Кулом;
«ИЗО-искусство» с.Усть-Кулом;
«Волшебная палитра» с. Выльгорт;
«Юный художник», «Оформитель» с. Керчомъя;
«Радуга» с. Кужба;
«Каляка-маляка» с. Скородум;
«Краски радуги» с. Дон;
«Волшебная кисточка» п. Тимшер;
«Веселые пейзажи» с. Усть-Нем;
«Веселая кисточка» п. В. Ярашью.

Декоративно-прикладное искусство
«Рукоделие» с.Усть-Кулом;
«Забава» с. Выльгорт;
«Мичлун», «Жар птица» с. Деревянск;
«Очумелые ручки» п. Зимстан;
«Рукодельницы» п. Кебанъель;
«Рукодельницы», «Умелые руки» с. Керчомья;
«Кудесники» с. Кужба;
« Вязание» п. Лопьювад;
«Умелые ручки» с. Носим;
«Каруселька» п. Озъяг;
«Очумелые ручки» п. Паспом;
«Рукодельница», «Бабушкин сундучок» с. Помоздино;
«Шкатулка идей», «Иголочка» с. Скородум;
«Фантазеры» с. Дон;
«Умельцы» п. Тимшер;
«Поделки», «Умелые руки», «Веселые петельки» с. Усть-Нем;
«Кукла», «Иголочка», «Очумелые ручки» п. Югыдъяг;
«Мастерок» п. В. Ярашью;
«Самоделкин», «Своими руками», «Копилка идей», «Волшебные петельки» п. Ягкедж.

Хоровые
Народный хор имени В.Т. Чисталева «Эжваса дзоридзьяс» — с. Усть-Кулом;
Народный хор «Пӧлӧзнича» с. Аныб;
«Сударушка», с. Руч;
«Мича аньяс», «Олан гаж» с. Выльгорт;
«Катшасинъяс» с. Деревянск»;
«Вӧльса аньяс» п. Диасерья;
«Прекрасное настроение», п. Кебанъель»;
«Волшебный микрофон» п. Кебанъель»;
«Кыпыд лов» с. Керчомья;
«Катшасинъяс» с. Кужба;
«С песней по жизни» п. Логинъяг;
«Мысса аньяс» с. Мыелдино;
«Оз тусьяс» п. Озъяг;
«Зарань» д. Пожегдин;
«Сьӧлӧм сьылӧм», «Кодзувьяс» с. Помоздино;
«Хорошее настроение» п. Пузла;
«Северяночка», «С песней по жизни», «Звездочки» п. Тимшер;
«Мелодия», «Запевайки» с. Усть-Нем;
«Югыд кодзув», «Янтарики» п. Шеръяг;
«Йӧлӧга» п. В. Ярашью;
«Бусинка», « Шалунишки», «Веснушки», «Гармония» п. Югыдъяг;
«Калинушка», «Родничок» п. Ягкедж.

Хореографические
«Ренессанс» с. Усть-Кулом
«Солнышко», Колокольчики», «Малинки», «Веселушка», «Молодежка», «Лебедушка», «Ватага», «Сударушка» п. Югыдъяг;
«Топотухи» с. Аныб;
«Ивушки» д. Бадъельск;
«Улыбка» д. Великополье;
«Фантазия» д. Великополье;
«Девчата» с.Выльгорт;
«Фламинго», «Колибри» п. Диасерья;
«Фавориты», «Девчата», «Зимстаночка» п. Зимстан;
«Васильки» с. Керчомья;
«Ивушка», «Задоринки», «Вдохновение» с. Кужба;
«Импровизация» п. Логинъяг;
«Смайлики», «Шондḭ югὅр» с. Н.Воч;
«Светлый ручей», «Грация» п.Озъяг;
«Карамельки» п. Паспом;
«Задоринка», «Непоседы» с. Пожег;
«Вдохновение» (2кл,3кл,4кл,5-6кл,7-9кл) с. Помоздино;
«Наш стиль» п.Пузла;
«Рябинушка», «Данс-авеню», «Василек» с. Скородум;
«Девчата», «Бусинки» п. Тимшер;
«Мечта» с. Усть-Нем;
«Веснушки», «Непоседы» п. Шеръяг;
«Изюминка» п. Н. Ярашью;
«Девчата» п. В.Ярашью;
«Родничок» п. Ягкедж.

Театральные

Помоздинский Народный театр – с. Помоздино;
Народная агитбригада команда КВН «Скородумы»;
«Азьлас» и «Ловъя кыв» — театральные объединения при Усть-Куломской центральной библиотеке;
«Зазеркалье», «Кедр», кукольный театр «Ключ» п. Диасерья;
«Радуга», «Эврика» п. Кебанъель;
«Теремок», «Шуда кад», команда КВН «Керчомъяса чикишьяс» с.Керчомья;
«Кужса моньяс», «Ассорти» с. Кужба;
«Женский батальон», «Праздник» п. Логинъяг;
«Экспромт» с. Мыелдино;
«Мойд» с. Носим;
«Креатив» с. Н.Воч;
«Артисты- юмористы» п. Озъяг;
«Зарни куд» с.Парч;
«Лицедеи», «Радлун», «Фантазия» д. Пожегдин;
«Йὅлὅга», «Капитоша»,» «Майὅгйывсаяс» с. Пожег;
«Амплуа» -2 кол. п.Пузла;
детская команда КВН «Шок»; с. Скородум;
«Юные театралы» с. Дон;
«Галерка» с. Усть-Нем;
«Маска», «öшкамὅшка» п. Шеръяг;
«Маленькие волшебники», «Карусель», «Глобус», «Праздник» п. Югыдъяг;
«Лицедеи» п. Н. Ярашью;
«Улыбка» п. В. Ярашью;
«Фантазия» п. Ягкедж.