Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Ижма ― территория традиций

Дата публикации:

В Коми завершилась Всероссийская фольклорно-этнографическая экспедиция по выявлению объектов нематериального этнокультурного достояния. Напомним, экспедиция проходила в Ижемском районе Республики Коми с 4 по 14 июля.

С 4 по 7 июля в районе работала съёмочная группа из Москвы, которая собирала видеоматериал для будущего фильма о традиционном празднике коми-ижемцев «ЛУД». Планируется, что фильм выйдет в свет в декабре 2025 года.

С 8 по 14 июля работал обновлённый состав экспедиционной группы. В него вошли федеральные и региональные эксперты из Перми, Норильска и Сыктывкара. Основной фокус внимания был направлен на песенную традицию ижемцев и традиционный женский костюм. Планируется описать эти явления народной культуры как объекты нематериального этнокультурного достояния. Собраны также новые материалы по традиции празднования «ЛУДА», особенно его современной составляющей. Большое внимание эксперты уделили фиксации традиционной кухни ижемцев: выпечке, блюдам из рыбы и оленины, всевозможным видам применения в народной кулинарии борщевика Сибирского и пр.

Свою работу эксперты начали с села Ижма, где посетили Ижемский центральный Дом культуры имени Валерия Осокина и Ижемский районный историко-краеведческий музей. В районном центре экспедицию сопровождала научный сотрудник музея Татьяна Владимировна Артеева.

В Доме культуры состоялась встреча с Галиной Григорьевной Каневой и Анной Михайловной Сянгиной, которые исполнили сценический вариант трудовых причитаний коми-ижемцев (бӧрдӧдчӧм). Информанты передали экспертам видеозапись коми свадьбы 1991 года. На видеозаписи можно увидеть фрагмент исполнения свадебного причитания. Старшее поколение информантов было представлено Татьяной Ильиничной Филипповой и Галиной Михайловной Коневой, от которых были зафиксированы песни, информация о традиционном быте ижемцев, исторические сведения (например, рассказ о японце, державшем торговую лавку в Ижме до революции).

В музее группа исследователей встретилась с Мариной Петровной Артеевой, которая рассказала о традиционных ижемских рыбных блюдах. Группа продегустировала печорскую слабосолёную сёмгу, несколько видов квашеной рыбы «иска чери», рыбацкую уху без муки и картофеля и др. Информант рассказала о своей принадлежности к роду Северьяна (Северьян рӧд), выходцы из которого на протяжении веков занимаются рыбным промыслом.

Также в музее Ижмы состоялась встреча с фольклорным коллективом «Сьӧлӧм сьылӧм» («Пение сердца»). Руководитель Галина Михайловна Конева много лет занималась собиранием ижемских народных песен в разных регионах России. Эксперты зафиксировали и отметили хороший, слаженный репертуар коллектива, а также старинные наряды участников.

Много информации по традиционному женскому костюму удалось записать в доме местной жительницы Валентины Кирилловны Каневой. Она показала доставшиеся ей по наследству сарафаны, передники, платки из старинных тканей.

В деревне Гам исследователи фиксировали песенный репертуар любительского коллектива «Шӧвк тугъяс» («Шёлковые кисти»). Руководитель коллектива Нина Николаевна Чупрова провела экскурсию по интересным местам Гама. В числе прочего группа исследователей посетила обетный крест 1910 года и дом известной ижемской целительницы Тандзе Марьи (Марии Фёдоровны Рочевой). Могила Тандзе Марьи, где группа также побывала, до сих пор является местом паломничества. Местные просят исцеления, сидя на могильном холмике у её креста.

В Сизябске группу принимала Ольга Валерьевна Семяшкина. Работа в селе началась с посещения обетного креста. Это живая традиция, заключающаяся в том, что на день Святого Пантелеймона люди тайно набивают вышитые тканевые крестики на обетный крест. Так местные жители просят исцеления для себя и своих близких. В Сизябске состоялась встреча с семьёй потомственных оленеводов Каневых ― Татьяной Анатольевной и Митрофаном Яковлевичем. Хозяева встретили гостей блюдами традиционной кухни оленеводов: жареными на печи-буржуйке оленьими рёбрышками (хайна), супом из оленины, блинами на оленьем жире (яя вый) и др. Татьяна Анатольевна продемонстрировала гостям авторские изделия из оленьей шкуры и даже провела небольшой мастер-класс по выделке. Ценные сведения о народном костюме записали от местной жительницы ― опытной швеи Ольги Олеговны Чупровой. Там же в Сизябске у старожилов села Матильды Васильевны Артеевой и Клары Петровны Артеевой записали образцы песенного фольклора. Интерес у исследователей вызвал фрагмент свадебного причитания, исполненный Кларой Петровной по её личным записям. В Сизябском сельском Доме культуры им. Т.С. Чупрова эксперты ознакомились с репертуаром фольклорного коллектива «Ыбса дзоридзъяс» («Цветы на холме»). Записаны варианты песен «Един молодец», «Сидела Катюшенька», «Сад йӧрын» (коми вариант «Во саду ли в огороде») и др.

В деревне Бакур экспедиционная команда побывала в настоящем чуме. Информантами на месте стала Екатерина Маратовна Семяшкина и три тёзки ― Надежда Григорьевна Чупрова, Надежда Георгиевна Чупрова и Надежда Николаевна Чупрова. Они исполнили несколько песен, которые любили петь их родители-оленеводы, рассказали о быте оленеводов.

Работа в селе Мохче также началась с обзорной экскурсии, которую провели местные краеведы Любовь Филипповна Терентьева и Вероника Эмильевна Сметанина. Экспедиционная группа посетила действующую школу 1916 года постройки, где сохранилось много элементов оригинального интерьера. Работа продолжилась в Мохченском сельском Доме культуры, где для экспертов была подготовлена большая культурно-просветительская программа. Вероника Эмильевна Сметанина приготовила блюда, обязательным ингредиентом которых является борщевик Сибирский (азь гум): суп из оленины (азя шыд), студень и даже варенье. Любовь Робертовна Семяшкина представила генеалогический проект «Золотые корни». Светлана Георгиевна Чупрова рассказала о проекте «Двухэтажная Мохча». Приятной находкой дня стала песня «Юлонька» (от русского «улонька»). Коллектив «Сьӧлӧмшӧръяс» (букв. «те, кто в самом сердце») воспроизвёл песню в аутентичной манере по фонограмм-записи, сделанной от бабушки одной из участниц коллектива: «Юлонька, юлонька, улка широка / Как по этой улонька выросла трава / Росчвели чветики ала-голуба». Художественный руководитель коллектива Надежда Яковлевна Хозяинова передала исследователям записи ижемских народных песен из личного архива.

Последними пунктами экспедиционного маршрута стали Зареченский куст селений и деревня Мошъюга. По последней ― экскурсию провела начальник Управления культуры администрации Ижемского района, уроженка деревни Мошъюга Виктория Яковлевна Вокуева. Коллега также стала важным информантом ― от неё записаны сведения, касающиеся народного православия и мифологических представлений.

Несколько информантов из Ижемского района рассказали о традиции колыбельных импровизаций, когда под повторяющийся мотив мать напевает ребёнку события прошедшего дня.

* Главным организатором Всероссийского проекта «Фольклорно-этнографические экспедиции по выявлению объектов НЭД» выступает Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Центр народного творчества и повышения квалификации является соорганизатором проекта.