Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Кадриль «Усть-Цилемская»

  1. Наименование объекта
    Кадриль «Усть-цилемская»
  2. Краткое описание
    Кадриль «Усть-Цилёмская» имеет «угловое» или «квадратное» построение, в ней принимают участие четыре пары юношей и девушек. Композиция состоит из пяти   фигур (из разных источников): «Сени», «Камаринская», «Во саду ли», «По улице», «Марусенька», «Нареченька» («Выйду ль я на реченьку»), «Барина» (или «Барыня»). В сценической версии 1980-х гг. в постановке Анны Васильевны Носовой кадриль имеет линейное построение. Музыкальным сопровождением является исполнение кадрильных припевок самими участниками или под сопровождение гармони. Кадриль исполняется на «посидках», «игрищах», а также на празднике «Горка».
  3. ОНКН Категория
    Народное исполнительство. Хореографические формы. Танец
  4. Этническая принадлежность
    Русские (устьцилёмы)
  5. Конфессиональная принадлежность
    Старообрядцы (беспоповцы)
  6. Язык 
    Русский, севернорусское наречие, печорские говоры (усть-цилемский говор)
  7. Регион
    Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма, деревни и сёла Усть-Цилемского района
  8. Ключевые слова 
    Кадриль, фигурное построение, фигуры, праздник, танцующие пары
  9. Описательные сведения
    Особенностью фигур является положение рук в парах: партнёр касается руки партнёрши только за кисть и под локоть. Это объясняется тем, что партнёрша дорожит парчовыми «руками», а партнёр во время танца может нечаянно зацепить костюм. Также данная сдержанность объясняется старообрядческой традицией в манере поведения устьцилёмов.
    Основные ходы: сарафан должен «плыть», шаги без приседаний, размер шага небольшой, чтобы не касаться сарафана.
    Осанка горделивая, голова у женщин не поворачивается, потому что на неё надет тяжёлый и дорогой плат.
    Руки в женском танце раскрываются во вторую позицию, ладонями вперёд, демонстрируя  рукава.
    Руки у танцующих никогда не поднимаются выше плеч.
    В парных поворотах под руку танцующие берутся за запястье.

    Основные ходы: одинарный и тройной. Одинарный шаг исполняется как бытовой шаркающий шаг пяткой. А тройной шаг исполняется на один такт 2/4:
    «раз» − шаг правой ногой вперёд,
    и – небольшой шаг левой ногой вперёд,
    «два» − небольшой шаг правой ногой вперёд,
    и – скользящий удар каблуком правой ноги.
    Следующий такт исполняется с левой ноги.

    В фигуре «Нареченька» основной шаг девушек:
    «раз» – шаг правой ногой,
    и – шаг на полупальцы с левой ноги,
    «два» – шаг правой ногой,
    и – пауза.
    Следующий такт исполняется с левой ноги.
    В фигуре «Нареченька» основной ход у парней идёт с левой ноги.

    Служебная информация
  1. Авторы описания
    Елена Геннадиевна Вострых, Почетный работник культуры Республики Коми;
    Анна Васильевна Носова, Заслуженный работник культуры Республики Коми;
    Ольга Владимировна Просужих, Заслуженный работник культуры Республики Коми, преподаватель Коми республиканского колледжа культуры имени В.Т. Чисталева;
    Максим Георгиевич Сиетиньш, выпускник Коми республиканского колледжа культуры имени В.Т. Чисталева
  1. Библиография
    А в Усть-Цильме поют. Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450-летию села) / Подг. текстов и коммент. А.Н. Власова, З.Н. Бильчук, Т.С. Каневой. Муз. расшифровки А.Н. Захарова. Вступит. статья А.Н. Власова, Т.С. Каневой. СПб.: Инка, 1992. Раздел 1.

    Канева Т.С. Фольклорная традиция Усть-Цильмы. Некоторые аспекты характеристики локальной традиции: Учебное пособие по спецкурсу. Сыктывкар: ИПО СыктГУ, 2002. С. 46–54.

    Дронова Т.И. Величавая красота Усть-Цилемского костюма / Т.И. Дронова // На благо мира и согласия: консультативному совету по делам национально-культурных автономий РК 10 лет. – Сыктывкар, 2007. – С. 22-25. Традиции, мастерство, воспитание. М., 1985. С. 47–66.

    Скрынник Т.Н. Воспитательный аспект хореографии народного празднества (на примере гулянья в с. Усть-Цильма) // Художественная самодеятельность. Традиции, мастерство, воспитание. М., 1985. С. 47–66.

    Афанасьева А.Б. «Традиционный танцевальный фольклор современной русской деревни». Диссертация.

    Неклюдова Т.Н. Поэтика северной «горки» // Декоративное искусство СССР. – 1984. № 4. С. 19–23.

    Канева Т.С. «Не в саду девки гуляли, да в хороводе на лужку…» (усть-цилемская «горка» в контексте местной традиции) // Арт. 2007. № 2. С. 119–133.

    Руднева Е. Особенности традиционной хореографии усть-цилемской «горки» // Традиционный фольклор и современность: Всероссийская конференция молодых фольклористов. М., 1978. С. 54–55.

В фигуре «Нареченька» основной ход у парней идёт с левой ноги.

Иллюстративные материалы

Видео

Кадриль в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля Русь Печорская