Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Танец «Мохченская кадриль»

  1. Название объекта: Танец «Мохченская кадриль»

  2. Категория объекта: народное исполнительство, хореографические формы

  3. Этническая принадлежность: коми, коми-ижемцы

  4. Язык: ижемский диалект коми языка

  5. Конфессиональная принадлежность: православные

  6. Места бытования: село Мохча, Ижемский район, Республика Коми

  7. Описание объекта (развёрнутое):

Танцевальные жанры являются одним из ярких проявлений ижемской фольклорной традиции, сложившейся на территории Ижемского района (далее – р-на) Республики Коми (далее – РК). Танцы, хороводы являются одной из доминант местной фольклорной культуры. Танцевальные традиции Ижмы, как и других районов Республики Коми, представляют большую историко-этнографическую и культурологическую ценность.

Проходка во время праздника «Луд» на улице Советской в с. Ижма

Хореографические формы Ижмы И.Г. Скляр разделял на два основных вида. «Первый (танцы малых лугов), – отмечает исследователь, – включает в себя танцы, которые исполняются и в праздничные, и в будние дни, по любому поводу и без повода, Среди них несколько видов кадрилей, бытовых танцев типа тустеп, падеспань, краковяк и несколько местных вариантов общенациональной пляски «Шондiбан». Второй вид – танцы больших лугов <…>. Они требовали особой праздничной обстановки, атмосферы веселья, развлечения и забав, повода, ради которого собиралось множество народа». Для каждого села был характерен свой народный танец. В селе (далее – с.) Мохча таким танцем стала кадриль. В Ижемском р-не, как и по всей России, кадриль начала распространяться в народе начиная с XIX в. Слово кадриль произошло от французского – «группа из четырёх человек», латинского – «четырёхугольник». Танец исполнялся 4 или 8 парами и состоял из пяти фигур. Народные исполнители, импровизаторы перерабатывали старые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных особенностей – манеры исполнения, музыки, песен, танцевальных движений. Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или города. Уникальность Мохченской кадрили заключается в том, что танец имеет особое композиционное построение – «тройки» (для русской кадрили характерно четное количество танцующих пар). Народный танец – кадриль, исполняемый в с. Мохче имел несколько названий, и эти названия происходили от основного принципа композиционного построения: «Куим» (Три), «Куимэн» (Втроём), «Куим-воча-куим» (Трое-на-трое). В настоящее время за танцем закрепилось название Мохченская кадриль «Куим-воча-куим» (Трое-на-трое).

Схема танца «Мохченская кадриль» в сценической версии, поставленной И.Г. Скляром. Запись сделана Жижевой Марией Степановной в 1981 г.

Жительница с. Ижма Г.М. Конева вспоминает: «У нас, на Ижме, любили танцевать вальс, польку, краковяк, коробочку, тустеп, яблочко, ночку, ‟Во саду ли в огороде” и кадриль. В с. Ижма кадриль танцевали парами. Тройками кадриль танцевали только в с. Мохча. Но основные фигуры: встреча, прочес, обмен, повторы – совпадали. В Ижме в паре парень и девушка кружились, в Мохче в тройке одна девушка, обходя парня, ‟ныряла” под поднятыми руками парня и второй девушки».

Схема танца «Мохченская кадриль» в сценической версии, поставленной И.Г. Скляром. Запись сделана Филипповой Мирой Ивановной в 1981 г.

Балетмейстер народного ансамбля песни и танца Ижемского Центрального Дома культуры им. В. Осокина (ЦДК) Е.С. Ярцева тоже отмечает, что «в Ижемском р-не только в Мохче кадриль танцевали и танцуют тройками. Один юноша танцует с двумя девушками. Он стоит в центре тройки и держит двух девушек за руки: правую от него девушку за левую руку, левую девушку – за правую руку. Все фигуры следуют одна за другой, без пауз и остановок. Обязательно наличие четырёх ‟троек”. В этом и состоит уникальность танца ‟Куим-воча-куим”». Тройки в начале танце располагаются ви-за-ви (тройки расположены по углам, по диагонали) а в конце танца тройки располагаются контр-ви-за-ви (по две тройки в ряд напротив ряда двух других троек). Оптимальное количество участников для исполнения танца – двенадцать человек: четверо юношей и восемь девушек. Если троек больше или меньше четырёх, танец исполняется без контр-ви-за-ви (переходов по диагонали). В танце применяются традиционные, характерные для всех ижемских танцев элементы: движение по кругу против часовой стрелки (по местным поверьям «от сглаза»), мужской «шаркающий» шаг, повороты через правое плечо. Ритм танца степенный, не бойкий, манера величавая. Особый шарм движениям в танце придают национальные костюмы. Как отмечают исследователи, в южных районах Коми, например, в Прилузском, женщины «предпочитают белые кофты, белые с пёстрыми цветами платки, сильно приталенный сарафан с нижней юбкой чуть ниже колен, из-под которой должны быть хорошо видны богато орнаментированные шерстяные чулки ручной вязки, и кöты» (кожаные башмачки без каблучков). В таком виде движения получаются более подвижные: с приплясываниями на ходу, с задорной всевозможной дробью». Ижемки же выходят «на праздник в широком, длинном до пят сарафане, сшитом из дорогих тяжелых тканей, с пышными парчовыми рукавами, в кокошнике с привозной, необыкновенно красивой шалью, обутыми в легкие туфли на высоком устойчивом каблуке… Особым образом повязанная на голове или накинутая на плечи шаль совершенно меняет не только облик женщины, но и придает особую выразительность, поэтичность, женственность танцевальной пластике рук, укрупняет жест». Одним из основных музыкальных инструментов, сопровождающих этот танец, является гармонь. Если в Усть-Цилемском р-не, каждому номеру обязательно соответствовала одна постоянная мелодия, то в Ижемском р-не, танцевали под любую понравившуюся, часто под частушку. Каждая фигура в танце имела своё название, возможно «переназывание», что свойственно, по сведениям информантов, всем ижемским танцам. В Мохче кадриль исполнялась и в праздничные, и в будние дни. Гуляния проходили во время Пасхи, в день Ивана Купалы (Иван лун), считавшемся церковным праздником Мохчи, в местечках Калина, Креж (Щелля), Нырд (остров), Нӧлыньшор (Пронь Иван), а в будние дни на Большом мосту (Ыджыд пос). По воспоминаниям М.Я. Кожевиной, «в летние месяцы в местечке у ручья Нӧлыньшор (Пронь Иван) особой популярностью пользовалась старинная песня ‟Я вечор в лужках гуляла”. Напевая её во время гуляний, хороводницы шли по кругу тройками. Затем, образуя маленькие круги из трёх человек, кружились по часовой стрелке и против часовой стрелки. Далее, сойдясь в большой круг, шли вправо и влево, потом к центру круга и от центра». На уникальность мохченской кадрили в народной версии впервые обратил внимание И.Г. Скляр. Находясь в 1981 г. в с. Мохча в фольклорной экспедиции, он впервые описал схему этого танца. В своём отчёте исследователь пишет: «Танец записан от участников фольклорного коллектива ижемского села Мохча 30 июня 1981 года. Данный танец был показан нам исполнителями вместе с другими ‟Танцами малых лугов”. Эти танцы по своему назначению диаметрально противоположны ‟Танцам больших лугов”. <…> танцы ‟Куим-воча-куим” (Трое-на-трое), ‟Куим” (Тройка), ‟Цветики”, ‟Ту степ”, ‟Падеспань”, ‟Коробочка”, несколько вариантов ‟Шодібанöй” (Солнцеликая) и многие другие чаще исполнялись на небольших семейных и сельских праздниках. Танцевали их, как правило, в деревне: на лужайке перед домом, на мосту, прямо на деревенской улице, в клубе на вечерах отдыха, в избах во время вечорок-посиделок, за околицей во время молодежных гуляний. ‟Танцы малых лугов” больше использовались в быту, для них не требовалось специального повода и большого количества исполнителей. Может быть, поэтому они гораздо лучше сохранились, чем ‟Танцы больших лугов”». Их до сих пор с удовольствием танцуют все поколения ижемцев. Хореография этих танцев несложная. Она легко и быстро усваивается всеми желающими. Эти танцы имеют массу вариантов, приспособленных для разных условий исполнения. Их можно танцевать парами, тройками, любым количеством танцующих: от солиста до сколь угодно большого числа участников. «‟Куим-воча-куим”» (Трое-на-трое) – один из самых интересных танцев этого цикла. <…> Мохчинский вариант больше напоминает коми кадриль, правда, исполняемую в более южных районах. И танцуют его здесь под мелодию танца ‟Краковяк”, часто используемую в кадрилях, отчего танец получил еще одно название ‟Мохчинский краковяк”. Излюбленное композиционное построение танца у мохчинцев – тройки. Один юноша танцует с двумя девушками. Оптимальное количество участников для исполнения танца – двенадцать человек: четыре юноши и восемь девушек». В 1981 году на основе народного танца И.Г. Скляром была подготовлена сценическая версия «Мохченской кадрили», которую он назвал «Куим-воча-куим» (Трое-на-трое). Впервые она была исполнена, по сведениям участниц фольклорного коллектива «Сьӧлӧмшӧръяс» (Милые) М.И. Филипповой и А.А. Артеевой, 30 июня 1981 года в Доме культуры с. Мохча. В сценический вариант И.Г. Скляр перенёс главную отличительную особенность мохченской кадрили исполнение танца «тройками», также танцевальные элементы «встреча», «прочес», «обмен девушками», «обходы девушек вокруг парней». Не включил повторы фигур, расположение «троек» ви-за-ви. Дополнил танец кружениями девушек, выходом девушек в центр, элементом «обнимание».

Танец «Куим воча куим. Мохченская кадриль» в школе

«Мохченская кадриль» имеет глубокие национальные корни и богатые вековые исполнительские традиции. Данный локальный вариант кадрили является самостоятельным, самобытным и высокохудожественным творческим явлением народной культуры ижемцев.

8. Предметы, связанные с объектом: Танец «Мохченская кадриль» обязательно исполняется в традиционных ижемских костюмах. Гармонь – основной музыкальный инструмент, под музыку которого исполняется танец.

9. Техники/Технологии, связанные с объектом: –

10. Способы и формы передачи традиции:

К настоящему времени подготовлены три видеозаписи исполнения танца «Мохченская кадриль» фольклорным коллективом средней школы с. Мохча (руководитель Л.К. Канева): 1) на сцене Мохченской школы; 2) на сцене Ижемского Дома культуры; 3) на лугу с. Мохча, в местечке под названием Калина (видеозаписи 2 и 3 представлены в разделе: «видеоматериалы» 1.01, 1.02). Подготовлена серия фотографий с изображением отдельных фигур танца (см. раздел: «фотоматериалы»). Проводятся мастер-классы для желающих изучить этот танец. Так, Н.Я. Хозяинова провела мастер-класс по танцу для участников республиканского фестиваля мастер-классов среди педагогических работников РК по сохранению коми языка, культуры и традиций коми народа, проходившего в средней школе с. Бакур Ижемского р-на РК.

Справочная информация

11. История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

На мохченскую кадриль впервые обратил внимание И.Г. Скляр. Находясь в 1981 г. в с. Мохча в фольклорной экспедиции, он впервые описал схему этого танца. Информантами стали участники фольклорного коллектива и старожилы села. В 1981 году на основе народного танца И.Г. Скляром была подготовлена сценическая версия «Мохченской кадрили», которую он назвал «Куим-воча-куим» (Трое-на-трое). Впервые она была исполнена, по сведениям участниц фольклорного коллектива «Сьӧлӧмшӧръяс» (Милые) М.И. Филипповой и А.А. Артеевой, 30 июня 1981 года в Доме культуры с. Мохча. Вместе с тем интерес к танцу проявили со временем и местные хореографы. Из воспоминаний жительницы с. Мохча Л.К. Витязевой стало известно, что «Мохченская кадриль» была исполнена на празднике, посвященном 250-летию с. Мохча, 26 июня 1988 года в районе старого аэропорта, на острове Нырд: «Мы танцевали народную кадриль. Ходили тройками друг к другу навстречу по диагонали и прямыми параллельными линиями по две тройки в линии. Танец был поставлен хореографом Дома культуры с. Мохча Хозяиновой Энгельсиной Михайловной, которая очень часто расспрашивала пожилых женщин о движениях, фигурах мохченской кадрили тройками. Сохранилась фотография с исполнением кадрили». В конце XX и начале XXI вв. танец «Мохченская кадриль» теряет свою популярность и практически исчезает из живого бытования. Для того чтобы сохранить богатство и традиции танцевального фольклора с. Мохча, была проведена большая исследовательская работа учителем русского языка и литературы Мохченской СОШ Н.Я. Хозяиновой. Перед исследователем была поставлена задача возродить уникальный танец. В первую очередь были организованы встречи с участницами фольклорного коллектива «Сьӧлӧмшӧръяс» (Милые) при Доме культуры с. Мохча с А.А. Артеевой и М.И. Филипповой, которые встречались с И.Г. Скляром в июне 1981 года и приняли участие в танце «Мохченская кадриль», поставленном известным учёным-хореографом. Н.Я. Хозяиновой удалось встретиться и записать их рассказы. Из воспоминаний участницы фольклорного коллектива «Сьӧлӧмшӧръяс» (Милые) при Доме культуры с. Мохча А.А. Артеевой: «Мне посчастливилось встретиться с Игорем Скляром. Как-то фольклорную группу по его просьбе попросили собраться в Доме Культуры для встречи с ним. После того как вся группа собралась, Игорь Скляр попросил нас показать ему народные танцы под старинные песни, такие, как ‟Ме гуляйтi лун да вой” (Я гуляла днём и ночью), ‟Я вечор в лужках гуляла” и другие, танцевальные движения. После просмотра он предложил нам разучить еще один танец. Танцуя вместе с нами, он продемонстрировал нам наряду с известными нам фигурами другой рисунок танца. Танец нам всем понравился. После разучивания движений Скляр предложил нам назвать этот танец ‟Мохченской кадрилью”. Спросил: ‟Вы не против?” Все согласились. Я еще помню, как он сказал: ‟Пусть этот танец станет вашей изюминкой”». Из воспоминаний участницы фольклорного коллектива «Сьӧлӧмшӧръяс» (Милые) при Доме культуры с. Мохча М.И. Филипповой: «Приближался шестидесятилетний юбилей Республики Коми. Для проведения праздника в Сыктывкар из Московского института культуры пригласили хореографа И.Г. Скляра. Он ездил по селам и готовил по частям общий хоровод, который должен был состояться на стадионе в Сыктывкаре в августе восемьдесят первого года. В Ижемский р-н Игорь Григорьевич приехал в июне. Управление культуры отправило его к нам, в Мохчу, так как у нас уже был сформирован фольклорный коллектив, в состав которого входили помнящие и знающие старинные песни и хороводы женщины в возрасте. Игорь Скляр хотел просмотреть нашу программу. Руководила коллективом любительница старинных песен, медсестра Мохченской больницы Жижева Мария Степановна. Она играла на балалайке, ходила к бабушкам, собирала старинные песни, тексты которых записывала в тетрадь: тогда же не было ни магнитофонов, ни компьютеров. Игорь Григорьевич нам очень понравился: высокий, стройный, красивый, прекрасно танцевал, с нами был вежлив. Мы ему, видимо, тоже понравились. Просмотрев нашу программу, он пожелал поставить с нами коми кадриль в национальных ижемских нарядах. Выбрал более молодых восемь женщин и четырех мужчин. Чтобы запомнить движения и фигуры, я все записала в тетрадь. Мои записи танца коми кадрили хранятся до сих пор. Этот танец мы еще сами (фольклорные коллективы ‟Мадаяс” (Дорогие) и ‟Сьӧлӧмшӧръяс” (Милые) при Доме культуры с. Мохча) много раз ставили в восьмидесятые и девяностые годы на сцене Мохченского Дома культуры. Коллектив менялся. Многих из участников уже нет в живых.

И вот в прошлом году, в двадцать первом, ко мне обратилась учительница русского языка и литературы Мохченской школы, ранее в составе фольклорного коллектива танцевавшая этот танец, Н.Я. Хозяинова. Она решила поставить со своим классом коми кадриль и обратилась ко мне с просьбой напомнить фигуры танца. Надежда Яковлевна отлично поставила кадриль со своим классом. Хорошо, что у меня сохранились записи, иначе танец был бы забыт (см. раздел «фотоматериалы» 3.01).

Коми кадриль мы стали называть Мохченской, так как, я думаю, этот танец был поставлен в селе Мохча и больше никто в районе его не исполнял и не исполняет по сей день».

Последний раз сценический вариант танца был исполнен на сцене Мохченского Дома культуры фольклорной группой «Сьöлöмшöръяс» (Милые) в 2015 году.

Благодаря сохраненным записям М.И. Филипповой и М.С. Жижевой с графическим изображением хореографических фигур, словесному описанию пластики движений танца участницами фольклорного коллектива «Сьӧлӧмшӧръяс» (М.И. Филипповой и А.А. Артеевой), а также устным рассказам о танце других информантов на первом этапе исследования удалось полностью восстановить сценический вариант танца «Мохченская кадриль», поставленный в 1981 г. И.Г. Скляром.

На втором этапе исследования Н.Я. Хозяиновой удалось выявить экспедиционные материалы И.Г. Скляра, хранящиеся в Центре народного творчества и повышения квалификации. На основе сохранившихся записей удалось восстановить народный вариант кадрили, бытовавшей в с. Мохча.

В настоящее время танец «Мохченская кадриль» функционирует в двух версиях: 1) традиционной, народной; 2) сценической, поставленной в 1981 году И.Г. Скляром.

  1. Источники информации:

– библиография:

Скляр И.Г. Луговой праздник коми-зырян (полевой очерк) // Традиционная культура. Научный альманах. 2007. № 3. С. 90 – 102.

– экспедиции:

Скляр И.Г. «Куим-воча-куим». Экспедиционные материалы. Место хранения: Центр народного творчества и повышения квалификации.

– архивы:

Семейные архивы:

  1. Л.К. Витязевой
  2. Г.М. Коневой
  3. М.Я. Кожевиной
  4. М.И.Филипповой
  5. А.С. Хозяиновой
  6. Н.Я. Хозяиновой

– информанты:

  1. Артеева Альбина Александровна, 1951 г.р. с. Мохча, Ижемский р-н (см. аудиоматериал 2.02).
  2. Витязева Лия Константиновна (1952 2023), с. Мохча (устный рассказ-воспоминание о танце, записанный Н.Я. Хозяиновой, хранится в семейном архиве Н.Я. Хозяиновой).
  3. Конева Галина Михайловна, 1952 г.р., с. Ижма, Ижемский р-н (устный рассказ-воспоминание о танце).
  4. Кожевина Мария Яковлевна (1937 2021), с. Мохча (устный рассказ-воспоминание).
  5. Филиппова Мира Ивановна, 1941 г.р. с. Мохча, Ижемского р-на, РК (см.: аудиоматериал 1.01).
  6. Хозяинова Александра Семеновна, 1931 г.р., с. Мохча (устный рассказ-воспоминание).
  7. Ярцева Елена Степановна, 1959 г.р., с. Ижма (устный рассказ-воспоминание).

 13. Современное состояние объекта:

С 2022 г. Н.Я. Хозяиновой проводится работа по восстановлению танца «Мохченская кадриль». Источники: 1) научные работы и экспедиционные материалы И.Г. Скляра; 2) сохранившиеся рукописные материалы М.И. Филипповой и М.С. Жижевой с графическим изображением хореографических фигур; 3) словесное описание пластики движений танца участницами фольклорного коллектива «Сьӧлӧмшӧръяс» (М.И. Филипповой и А.А. Артеевой), а также устные рассказы о танце других информантов. Совместно с балетмейстером Народного ансамбля песни и танца Ижемского ЦДК Е.С. Ярцевой подготовлены графические схемы народного и сценического вариантов танца.

14. Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры:

Фольклорный коллектив Мохченской СОШ принимает активное участие в различных мероприятиях районного и республиканского значения. Так, в феврале 2023 г. коллектив выступил с танцем «Мохченская кадриль» на республиканском фестивале мастер-классов среди педагогических работников РК по сохранению коми языка, культуры и традиций коми народа, проходившем в СОШ им. А.П. Филиппова деревни Бакур Ижемского р-на. Фольклорный коллектив часто выступает с этим танцем на различных школьных мероприятиях, на праздниках в местном Доме культуры.

 15. Авторы /Составители:

Н.Я. Хозяинова – учитель русского языка и литературы МБОУ «Мохченская СОШ им. Героя Советского Союза А.Г. Хатанзейского», руководитель проекта «Мохченская кадриль».

Консультанты:

Е.С. Ярцева – режиссер-балетмейстер Народного ансамбля песни и танца Ижемского ЦДК им. В.Осокина, заместитель директора по творческой работе МБУК «Ижемская МКС».

Н.С. Коровина – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН.

16. Дата публикации: Декабрь 2023 г.

17. Дата обновления: –

18. Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы:

  1. Аудиоматериалы:

1.01. Рассказ-воспоминание об истории возникновения сценического варианта танца «Мохченская кадриль».

Информант – Мира Ивановна Филиппова;

Автор записи – Н.Я. Хозяинова;

Место фиксации – с. Мохча, Ижемский р-н;

Время фиксации – 24.07.2022 г.;

Место хранения – семейный архив Н.Я. Хозяиновой.

1.02. Рассказ-воспоминание об истории возникновения сценического варианта танца «Мохченская кадриль».

Информант – Альбина Александровна Артеева;

Автор записи – Н.Я. Хозяинова;

Место фиксации – с. Мохча;

Время фиксации – 30.07.2022 г.;

Место хранения – семейный архив Н.Я. Хозяиновой.

2. Видеоматериалы:

2.01. Видео исполнения танца учащимися и сотрудниками МБОУ «Мохченская СОШ им. Героя Советского Союза А.Г. Хатанзейского» членами фольклорного коллектива школы (руководитель Канева Лариса Константиновна) народного танца «Мохченская кадриль»:

Участники: Хозяинова Елена Владимировна, Немчинов Михаил Сергеевич, Хозяинова Надежда Яковлевна, Рочева Виктория Николаевна, Канев Федор Евгеньевич, Канева Анастасия Андреевна, Кожевина Лариса Павловна, Артеев Александр Сергеевич, Канева Лариса Константиновна, Канева Софья Васильевна, Рочев Тарас Андреевич, Рочева Виктория Алексеевна.

Аккомпаниатор – Артеев Александр Сергеевич.

Автор записи – Филиппова Мария Владимировна.

Место фиксации – местечко Калина, с. Мохча.

Время фиксации – 01.08.2023 г.

Место хранения – семейный архив Н.Я. Хозяиновой.

Литература и источники:

Скляр И.Г. Луговой праздник коми-зырян (полевой очерк) // Традиционная культура. Научный альманах. 2007. № 3. С. 94.

Запись устного рассказа-воспоминания о танце Г.М. Коневой хранится в семейном архиве Н.Я. Хозяиновой.

Скляр И.Г., Чисталев П.И // Коми народные танцы. Прилузье, Сысола, Вычегда. Сыктывкар. 1990. С. 7.

Запись устного рассказа-воспоминания о танце М.Я. Кожевиной хранится в семейном архиве Н.Я. Хозяиновой.

Скляр И.Г. Куим-воча-куим. Экспедиционные материалы. // Центр народного творчества ГАУ РК «ЦНТ и ПК». 

Экспедиционные материалы, а также рукопись статьи «Куим-воча-куим» (Трое-на-трое) хранятся в настоящее время в фондах ГАУ РК «ЦНТ и ПК».

Запись устного рассказа-воспоминания о танце Л.К. Витязевой хранится в семейном архиве Н.Я. Хозяиновой.

Аудиозапись рассказа-воспоминания о танце А.А. Артеевой хранится в семейном архиве Н.Я. Хозяиновой.

Аудиозапись рассказа-воспоминания о танце М.И. Филипповой хранится в семейном архиве Н.Я. Хозяиновой.