Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Традиция росписи по дереву коми старообрядцев Удорского района

  1. Наименование объекта
    Традиция росписи по дереву коми старообрядцев Удорского района Республики Коми
  2. Краткое описание

Во второй половине XIX — начала XX в. росписью по дереву на Удоре занимались коми мастера из старообрядческих родов Рохмановых-Матевых, Палевых и Коровиных. «Центрами” по производству расписной деревянной утвари на р.Вашка были село Чупрово и деревни Острово (Дi),  Верхозерье (Тыйив) и Тойма. Местные мастера занимались художественным декорированием деревянных орудий ткачества, берестяной и резной посуды, а так же домовой росписью. Эта художественная традиция существенно отличается от крестьянских росписей Русского Севера и Урала — образцы удорской росписи во многом уникальны по технике исполнения, орнаментальному канону и художественно-стилистическим особенностям.

  1. ОНКН Категория
    Традиционные технологии: роспись
  2. Этническая принадлежность
    Коми-зыряне
  3. Конфессиональная принадлежность
    Старообрядцы
  4. Язык
    Удорский диалект коми-зырянского языка
  5. Регион
    Республика Коми, Удорский р-он
  6. Ключевые слова
    Удорские коми-зыряне, коми-старообрядцы, традиционные технологии, роспись по дереву
  7. ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА
    ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ

Служебная информация

  1. Автор описания

Шарапов Валерий Энгельсович. Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, сектор этнографии, Институт языка, литературы и истории, Коми НЦ УрО РАН, 167982, Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д.26. E-mail: sharapov.valery@gmail.com
Земцова Ирина Вениаминовна. Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства Института культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. 167001, Россия, Республика Коми, г.Сыктывкар, Октябрьский пр-т, д. 55. E-mail: zemtsova56@mail.ru

  1. Экспедиция:

Институт языка, литературы и истории, Коми НЦ УрО РАН
Сыктывкарский государственный университет им.Питирима Сорокина
Национальная галерея Республики Коми
Национальный музей Республики Коми

  1. Год, собиратели

1991-1994 – В.Э.Шарапов, П.Ф.Лимеров
1999 – В.В.Власова
2008-2010 – В.Э.Шарапов
2012 – Т.И.Чудова
2015 – В.Э.Шарапов, И.В.Земцова

  1. Место фиксации

Республика Коми, Удорский р-он, река Вашка.

  1. Место хранения

Национальный музей Республики Коми (коллекции КП5375; КП11708)
Национальный музей Удорского района Республики Коми (село Кослан)
Важгортский историко-краеведческий музей (село Важгорт)
Национальная галерея Республики Коми (г.Сыктывкар)

  1. История выявления и фиксации объекта

Впервые удорская роспись по дереву в коми сёлах на реке Вашка зафиксирована 1911 г. в ходе экспедиции известного венгерского этнографа Бенедикта Баратоши-Балога. В 60-70 гг. XX в. образцы самобытной удорской росписи были собраны сельским краеведом Б.А.Петровым и описаны этнографами Л.Н.Жеребцовым и Л.С. Грибовой. В 1990-е – 2000-е гг. уникальные образцы удорских расписных изделий были зафиксированы в ходе совместных этнографических экспедиций на р. Вашка ИЯЛИ КНЦ УрО РАН (В.Э.Шарапов, П.Ф.Лимеров, В.В.Власова), СыктГУ (И.В.Земцова, Т.И.Чудова), Национальной галереи Республики Коми (Н.Е.Плаксина) и Национального музея Республики Коми (В.Б.Липин).

  1. Библиография

1.Грибова Л.С., Савельева Э.А., Васкул И.О., Зеновская В.П., Уткина И.М. Народное искусство коми. – М., 1993. –  190 с.
2.Жеребцов Л.Н. Этнокультурные связи вашкинских коми с русскими соседями на Пинеге (до начала XX века) // Этнография и  фольклор  народа  коми. – Сыктывкар, 1972. С.105-113. (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР  Вып. 13)
3.Прялки коми-зырян: из собрания Национального музея Республики Коми: [кн.-альбом/сост.: И.М. Уткина]. — Сыктывкар: Коми респ. типография, 2009. –  68 с.
4.Тарановская Н.В.  Росписи на Мезени и Печоре //  Русское  народное искусство. – Л.,1968. – С.47-59.
5.Чудова Т.И. Архитектурно-декоративные украшения в домостроительстве вашкинских коми // Известия Коми научного центра УрО РАН. Выпуск 3(11). – Сыктывкар, 2012 – С.102-107.
6.Шарапов В.Э. Графическая и свободнокистевая роспись по дереву на территории Коми края в XIX — нач. XX веков // Музеи и краеведение. Труды национального музея республики Коми. – Сыктывкар, 1997. – С.104-116.
7.Шарапов В.Э. Роспись по дереву у коми. Этнографическая карта и описание // Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., Дрофа, 1997. – С. 264-267
8.Шарапов В.Э. Коми старообрядцы – живописных дел мастера // Арт (Лад), № 4. – Сыктывкар, 2000. – С.152-159.
9.Шарапов В.Э. Графическая и свободнокистевая роспись по дереву // Атлас Республики Коми / Науч. ред. Э.А.Савельева – Москва: ДиК, 2001. – С.164-167.
10.Шелег В.А. Новые данные о мезенской росписи. // Культура Европейского Севера России. Вологда, 1989. — С.57-65
11.Шелег В.А.  Крестьянские росписи Севера // Русский Север: Ареалы и культурные традиции.  – Л.,  1992. – С.127-147.
12.Barátosi-Balogh Benedek — Kisebb finn-ugor vereink. Budapest: Baráthosi Turáni könyvei, 1931 – 162 s.
13.Racz Istvan. Suomalais — ugrilaista kansantaidetta [valokuvat: Istvan Racz; teksti: Niilo Valonen]. Otava, 1977 — 336 s. 

Иллюстративные материалы