Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Удорская пляска «Кына-кырбӧр»

  1. Наименование объекта
    Удорская пляска «Кына-кырбӧр»
  2. Краткое название объекта
    Кына-кырбӧр
  3. Краткое описание
    Пляска с музыкальной импровизацией при помощи речевого аппарата, построенная на имитации игры гармошки, сопровождаемая частушками, хлопками в ладоши, притопами, отбиванием такта ногой или ладонью по коленке. Парная пляска, основанная на импровизации исполнителем
  4. ОНКН Категория
    Народное исполнительство. Вокальные и вокально-исполнительские жанры. Хореографические формы
  5. Этническая принадлежность
    Коми-зыряне
  6. Конфессиональная принадлежность
    Православие
  7. Язык 
    Коми (зырянский)
  8. Регион
    Республика Коми, Удорский район, пос. Усогорск
  9. Ключевые слова 
    Удорская пляска, кына-кырбӧр, танец под язык
  10. Описательные сведения
    Непереводимая игра слов «Кына-кырбӧр» обозначает собой музыкально-хореографическую импровизацию, построенную на имитации игры гармошки с развитой танцевальной лексикой, сопровождаемую частушками, хлопками в ладоши, притопами, отбиванием такта ногой или ладонью по коленке.
    «Кына-Кырбӧр» – своеобразный «заменитель» гармошки. И на Вашке, и на Мезени повсеместно встречалось множество людей, обладавших удивительной способностью к звукоподражанию. Очень точно они передавали местную манеру игры на гармони. Имитируя голосом, при помощи всевозможных каламбурных слов, гиканий, присвистов, возгласов, придыханий они добиваются убедительного сходства с игрой «гармоньщика», часто при этом помогая себе ритмическими выстукиваниями пальцами по доске, ложкой по печной заслонке, ножом по пустой бутылке или попросту стуча по столу руками. Они не только на все лады распевают гармошечные наигрыши, но и помогают себе пляской. Пульсация ритмических ударов ногами в пол становится ритмической основой танца и дополнения к его необычному аккомпанементу. Получается так, что сам танец становится аккомпанементом к себе. Мужчины редко пляшут «вöмгорув» (под губу), поэтому «Кына-кырбöр» считается женским танцем. Он родился как своеобразный протест против заносчивости парней и их союзника гармониста. Ведь девушки специально и тщательно готовятся к гулянию, ждут его с нетерпением, хотя скрывают это от парней. И если гармонист не придет или парни уведут его в другую деревню к девчатам, тогда назло всем девушки устраивают пляски «кывгорув» (под язык), играя ртом – «вöмöн ворсом», при этом стараются петь так, чтобы вся округа слышала. Эта же пляска возникала и тогда, когда гармонист «ломался», требовал к себе каких-то особых знаков внимания и вдруг прекращал игру в самый разгар гуляния. Тогда девчата пускают в ход «заменитель гармошки» кына-кырбöр. Участвуют в этом, как правило, все присутствующие девушки, на все лады распевают каламбурные, часто не поддающиеся точному переводу слова как, например:

Кына-кырбöр!                                            Непереводимая игра слов
Кына-кыр.
Кына-кынна,
Кырбöр-кыр!                                         

Атта-атта,
Кырбöр-кырбöр!
Атта-атта,
Кыр-вöча!

Индир-ди-да!
Индир-ди-да!                                             
Индир-индир,                                               
Индир-да!                                                      

И др.

 

При этом все сидящие на лавках ударяют рукой по колену на первую долю каждого такта, а затем продолжают ударять стопой по полу:
1 такт. На «раз» – сильно шлепнуть раскрытой ладонью правой руки по правому колену, одновременно топнуть всей стопой правой ноги в пол. На «и, два, и» – три удара стопой правой ноги по полу, оставляя ее на каблук все время прижатой к полу. Правая рука с раскрытой ладонью лежит на правом колене.
2 такт. Повторить движения 1 такта.
Те, кто стоит, делают это движение иначе:
1 такт. На «раз» – хлопок в ладоши перед собой вместе с ударом всей стопой правой ноги в пол.
На «и» – пауза.
На «два» – удар в пол всей стопой левой ноги.
На «и» – удар в пол всей стопой правой ноги.
2 такт. Повторить движение 1 такта с левой ноги.
Девушки, не участвующие в пляске, сидящие на лавках и помогающие отбивать общий ритм, делают это так:
Затакт. Кладут обе руки себе на колени. Носки обеих стоп поднимают над полом.
1 такт. На «раз» – хлопок ладонями обеих рук по коленям и одновременный удар двумя каблуками в пол. После удара ноги поднимаются на высокие полупальцы, каблуки высоко над полом.
На «и» – пауза.
На «два» – хлопок ладонями обеих рук по коленям и одновременный удар двумя каблуками в пол.
На «и» – повторить затакт.
2 такт. Движение повторяется так же, как и в 1 такте. Входящие на пляску солистки должны петь самые бойкие и остроумные частушки, а в своей импровизационной пляске использовать следующие танцевальные движения и комбинации.
Танцевальные проходки. Музыкальный размер 2/4. Темп быстрый.
Вариант первый. 8 тактов. Исходное положение – 6 позиция.
Затакт. Ударить каблуком правой ноги в пол, поднимаясь после удара на полупальцы левой ноги.
1 такт. На «раз» – шаг правой ногой вперед на средние полупальцы. На «и» – опускаясь с полупальцев на всю ступню и затем в полуприседание, ударить каблуком левой ноги в пол рядом с правой. После удара подняться вновь на полупальцы правой ноги.
На «два» – шаг левой ногой в пол рядом с правой. После удара подняться вновь на полупальцы, правой ногой вперед на средние полупальцы. На «и» – опускаясь с полупальцев на всю ступню и затем в полуприседание, ударить каблуком левой ноги в пол рядом с правой. После удара подняться вновь на полупальцы правой ноги.
На «два» – шаг левой ногой вперед на средине полу пальцы.
На «и» – повторить движения 1 такта.
2 такт. Повторить движения 1 такта.
3 такт. На «раз, и, два» – три шага подряд вперед на средних полупальцах, начиная с правой ноги.
На «и» – опускаясь с полупальцев на всю ступню и затем в полуприседание, ударить каблуком левой ноги в пол рядом с правой. После удара вновь подняться на полупальцы  правой ноги.
4 такт. Повторить движения 3 такта с левой ноги.
5–8 такты. Повторить движения 1–4 тактов.
Вариант второй. 8 тактов. Исходное положение – 6 позиция.
Затакт. Подняться на средние полупальцы обеих ног.
1 такт. На «раз» – шаг правой ногой вперед на средние полупальцы.
На «и» – акцентированный соскок на правой ноге с полупальцев на всю ступню. Левая нога поднимается сзади. Колени обеих ног чуть присогнуты. Корпус слегка подать вперед.
На «два» – шаг левой ногой вперед на средние полупальцы.
На «и» – акцентированный соскок на левой ноге с полупальцев на всю ступню. Правая нога поднимается сзади. Колени обеих ног слегка присогнуты.
2 такт. На «раз и» – два шага вперед на средних полупальцах сначала правой, а потом левой ногой. Корпус стройный, прямой.
На «два» – акцентированный соскок на левой ноге с полупальцев на всю ступню. Правая нога поднимается сзади. Колени обеих ног слегка присогнуты. Корпус подать вперед.
На «и» – акцентированный удар каблуком правой ноги рядом с левой, одновременно поднимаясь на полупальцы левой ноги и выпрямляя корпус.
3–4 такты. Повторить движения 1–2 тактов.
5 такт. На «раз, и, два» – три шага подряд на средних полупальцах, начиная с правой ноги.
На «и» – акцентированный соскок на правой ноге с полупальцев на всю ступню. Левая нога поднимается сзади. Колени обеих ног чуть присогнуты. Корпус подать вперед.
6 такт. Повторить движения 5 такта с левой ноги.
7 такт. Повторить движения 1 такта.
8 такт. На «раз, и, два, и» – четыре шага подряд вперед на средних полупальцах, начиная с правой ноги.
Вариант третий. 8 тактов. Исходное положение – 6 позиция. Затакт. Подняться на полупальцы обеих ног.
1 такт. На «раз» – шаг правой ногой в правую сторону на средние полупальцы.
На «и» – шаг левой ногой в правую сторону, переступая через правую ногу. Колени скрещены. Вес тела перенести на левую ногу.
На «два» – переступить с левой на правую ногу.
На «и» – акцентированный соскок на правой ноге с полупальцев на всю ступню. Левая нога поднимается впереди с прямым коленом.
2 такт. Повторить движение 1 такта с левой ноги.
3 такт. На «раз, и, два» – три шага подряд на средних полупальцах вперед, начиная с правой ноги.
На «и» – подскок на правой ноге, левую вынести вперед с прямым коленом. Корпус слегка откинут назад.
4 такт. Повторить движение 3 такта с левой ноги.
5 так. На «раз» – шаг правой ногой вперед на полупальцы.
На «и» – подскок на полупальцах правой ноги. Левую вынести вперед с прямым коленом.
На «два, и» – два шага подряд на средних полупальцах, левой, затем правой ноги.
6 такт. Повторить движение 5 такта с левой ноги.
7 такт. На «раз» – шаг вперед правой ногой на средние полупальцы. Левую ногу согнуть в колено и прижать ступней к щиколотке правой ноги.
На «и, два, и» – три скользящих подскока вперед на полупальцы правой ноги. Колено левой ноги направлено вперед.
8 такт. Повторить движение 7 такта с левой ноги.
Добрые проходки. Музыкальный размер 2/4. Темп быстрый.
Вариант четвертый. 2 такта. Исходное положение – 6 позиция.
1 такт. На «раз» – соскок из 6-ой во 2-ую позицию с полуприседанием на обеих ногах.
На «и» – высокий подскок на двух ногах. В воздухе ударить каблуки друг об друга.
На «два» – приземлиться на левую ногу, правую согнуть в колене перед собой.
На «и» – удар каблуком правой ноги перед носком левой.
2 такт. На «раз, и» – повторить движение на «раз, и» 1 такта.
На «два» – приземлиться на правую ногу, левую согнуть в колене перед собой.
На «и» – удар каблуком левой ноги перед носком правой.
Вращение на месте и с продвижением – «БЕРГАВНЫ»/кружиться/. Вариантов вращательных движений очень много. Девушки, желая показать себя со всех сторон, кружатся на месте, используя любые из вышеописанных движений. Часто проходки также исполняют с поворотами, продвигаясь в любом направлении, или обходя площадку по кругу. Повороты могут быть и очень динамичными, быстрыми, и плавными, спокойными.
Приведенные в нашем описании танцевальные движения удорчанки комбинируют как угодно. Каждая стремится придумать свое, более «заковыристое» движение. Они наполняют пляску не только интересными танцевальными элементами, но и огнем темперамента, женским обаянием и грациозностью. Поддерживая, подбадривая друг дружку в пляске и веселясь, они как бы бросают вызов парням и гармонисту, особенно, если те не пришли на гулянье.
«Кына-кырбӧр» – танец, позволяющий девушкам показать свое танцевальное мастерство в сольной пляске. По старопрежним удорским обычаям женщина не может плясать «юрнибӧж» /во всю прыть/, если с ней рядом танцует мужчина. Скромные, но очень гордые удорчанки в парном танце «оберегаются» мужчины, не вступают с ними в танцевальный спор. Совсем другое дело, когда они сами выходят на пляску. Только удивляться приходится виртуозному мастерству танца удорских женщин. Удивить всех каскадом «дробей», поразить грациозностью движений, покорить женственностью и обаянием, а когда надо, доказать свое превосходство над соперницей – все могут удорчанки в танце.

Служебная информация

  1. Авторы описания:
    Просужих Ольга Владимировна, преподаватель колледжа культуры им. Чисталева, г. Сыктывкар; Скляр Игорь Григорьевич, кандидат философских наук, специалист по коми танцам.
  2. Библиография:
    Скляр И. Коми народные танцы. В 2 ч. Часть 2 :Удорский район. Министерство культуры РК, ГУ РК «Коми республиканский центр культуры, искусства и народного творчества». Сыктывкар: ГУ РК «КРМЦКиНТ», 2008. 44 с. (Серия « В копилку клубного работника»; вып. 6).
    Скляр И. Коми народные танцы. (Удорский район). Министерство культуры РК, ГУ «Учебно-методический центр культуры Республики Коми». Сыктывкар: ГУ «УМЦК РК», 2010. 39 с. (Серия « В копилку клубного работника»; вып. 20).
    Скляр И. Коми народные танцы. Сольная пляска. Удорский район. Министерство культуры РК, ГУ РК «Коми республиканский центр культуры, искусства и народного творчества». Сыктывкар: ГУ РК «КРМЦКиНТ», 2009. 48 с. (Серия « В копилку клубного работника»; вып. 14).

Иллюстрационный материал

Все фото предоставлены ММУК «Центр культуры и досуга» поселок Усогорск Удорского района Республики Коми