Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Традиция вычегодской росписи по дереву

  1. Наименование объекта
    Традиция вычегодской росписи по дереву
  2. Краткое название объекта
    Вычегодская роспись по дереву
  3. Краткое описание
    Вычегодская роспись входит в ареал северных и уральских народных росписей по дереву, бытовавших в XIX–XX вв. на Русском Севере. Выполнялась коми мастерами (плотниками, столярами и набойщиками по тканям) – выходцами из старообрядческих семей. Росписью покрывали  интерьеры изб, мебель, ткацкие станы, льнотрепала, прялки, швейки и деревянную посуду. Особенно интересны по декору расписные односоставные прялки, похожие по форме на овальное весло. Традиция вычегодской росписи бытовала в конце XIX – первой четверти XX вв. в коми сёлах и деревнях бассейна р. Вычегда (Усть-Сысольский и Яренский уезды Вологодской губернии – современные территории Усть-Куломского, Усть-Вымского и Корткеросского районов Республики Коми). По технике письма, орнаментации и колориту роспись вычегодских мастеров существенно отличается от росписи русского Севера и Урала. Примечательно, что выполненные коми старообрядцами расписные изделия никогда не продавались и не вывозились ни на одну из ярмарок, поэтому практически не известны за пределами бассейна р. Вычегда.
  4. ОНКН Категория
    Традиционные технологии / техники. Технологии традиционных ремесел
  5. Этническая принадлежность
    Коми (зыряне)
  6. Конфессиональная принадлежность
    Православие
  7. Язык 
    Коми-зырянский
  8. Регион
    Республика Коми, Усть-Куломский район, сс. Аныб, Дон, Керчомъя, Нижний Воч, Руч, Помоздино, Деревянск, д. Верхний Воч
  9. Ключевые слова 
    Традиция вычегодской росписи, крестьянская роспись по дереву, коми старообрядцы
  10. Сведения об объекте
    Вычегодская роспись замыкает общую цепочку северных и уральских ареалов росписей по дереву, бытовавших в XIX-XX вв. на Русском Севере. Выполнялась коми мастерами (плотниками, столярами и набойщиками по тканям) – выходцами из старообрядческих семей.
    Росписью покрывали  интерьеры изб, мебель, ткацкие станы, льнотрепала, прялки, швейки и деревянную посуду. Традиция росписи бытовала в конце XIX – первой четверти XX вв. в коми сёлах и деревнях бассейна р. Вычегда (Усть-Сысольский и Яренский уезды Вологодской губернии – современные территории Усть-Куломского, Усть-Вымского и Корткеросского районов Республики Коми).

Служебная информация

  1. Авторы описания:
    Шарапов Валерий Энгельсович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН;
    Земцова Ирина Вениаминовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Института культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета
  2. Библиография
    Кандинский В.В. Вологодская записная книжка // Василий Кандинский. Избранные труды по теории искусства. Том 2 / Издание 2-е, исправленное и дополненное / Под ред. Н.Б. Автономовой, Д.В. Сарабьянова, В.С. Турчина, М.: Гилея, 2008, C.373–393.
    Королева Н.С. Народное искусство пермских финно-угров (коми, коми-пермяков,удмуртов) XIX-XX вв. Автореф. канд. дис. …искусств. наук. М., 1969. C. 58–59.
    Грибова Л.С.  Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.: Наука, 1980.  C.58–59.
    Бернштам Т.А. Старообрядцы и крестьянская бытовая роспись на Севере и в Поволжье: XVIII–XX вв. // Коллекции отдела Европы: Выставочные проекты. Каталоги. Исследования : [сборник статей / сост. и отв. ред. Т.А. Бернштам, А.И. Терюков]. (Сборник Музея антропологии и этнографии / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) ; т. 54). СПб.: Наука, 2008. C.144–202.
    Прялки коми-зырян: из собрания Национального музея Республики Коми: [кн.-альбом/сост.: И.М. Уткина]. Сыктывкар: Коми респ. типография, 2009. C. 20–23.
    Грибова Л.С., Савельева Э.А., Васкул И.О., Зеновская В.П., Уткина И.М. Народное искусство коми. М., 1993, рис. 34.
    Шелег В.А. Крестьянские росписи Севера // Русский Север: Ареалы и культурные традиции / Росс. АН, Музей антропологии и этнографии, ПГПУ им. Ломоносова, Регион. фонд культурной программы «Европейский Север»; ред.-сост.: Т.А. Бернштам, К.В. Чистов. СПб. : Наука, 1992. С. 127–147.
    Шарапов В.Э. Графическая и свободнокистевая роспись по дереву на территории Коми края в XIX – нач. XX веков // Музеи и краеведение. Труды национального музея республики Коми, Сыктывкар, 1997. С. 104–116.
    Шарапов В.Э. Коми старообрядцы – живописных дел мастера // Арт (Лад), № 4. Сыктывкар, 2000. С.152–159.
    Зеновская В.П. Резьба и роспись по дереву // Историко-культурный атлас Республики Коми. М.: ДиК, 2001. C.162–163.
    Шарапов В.Э. Роспись по дереву у коми и русского старожильческого населения // Атлас Республики Коми. М.: Феория, 2011. С.400–401.
    Филиппова В.В. Фольклорные традиции с. Керчомья Усть-Куломского р-на (к изучению микролокальной фольклорной традиции) // Духовная культура Севера: итоги и перспективы исследования : Материалы конференции (2–4 ноября 1998 г.). К 10-летию научной деятельности Проблемной лаборатории фольклорно-археографических исследований Сыктывкарского университета. Сыктывкар, 2002. С. 22–27.
    Шарапов В.Э. Роспись по дереву у коми. Этнографическая карта и описание // Историко-культурный атлас Республики Коми. М., Дрофа, 1997. С. 264–267.
    Коллекция предметов труда – орудий льнопроизводства и ткачества (расписные швейки, трепала, блоки ткацкого стана, изготовленные вычегодскими мастерами).  30 экспонатов. Сборы 60–90-х гг. XX в.
    Коллекция полевых фотографий и слайдов с изображениями предметов труда – орудий  льнопроизводства и ткачества (расписные швейки, трепала, блоки ткацкого стана, изготовленные вычегодскими мастерами). 12 экспонатов. Фото 90-х гг. XX в. по Усть-Куломскому и Усть-Вымскому районам Республики Коми. 50 цветных слайдов и 30 черно-белых фотографий.
    Коллекция предметов труда – орудий льнопроизводства и ткачества (расписные швейки, трепала, блоки ткацкого стана, изготовленные вычегодскими мастерами). 12 экспонатов. Сборы 70–90-х гг. XX в.

Иллюстрационный материал