Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Традиция росписи пижемской ложки

  1. Наименование объекта
    Традиция росписи пижемской ложки
  2. Краткое название объекта
    Пижемская ложка
  3. Краткое описание
    Пижемские ложки изготавливались ручным способом при помощи топора и ножа-резака. По размерам, форме и назначению делятся на два типа: ложки собственно для еды – «пижемки» и черпаки – «ластовицы», которые используются в качестве поварешки. Обе разновидности ложек не претерпели каких-либо изменений в течение почти двух веков. Описывая хозяйственную деятельность пижемцев, Т.И. Дронова отмечает: «…здесь развиты ремесла, особенно изготовление деревянных изделий…отсюда устьцилемы  увозят веретена, чепахи – инструмент для расчесывания шерсти, расписные ложки и др… пижемцы… соблюдают дедовский способ изготовления ложек; при этом у каждого мастера была своя форма ложки и только ему присущая роспись. В прошлом сравнивали красоту девушки с изящностью пижемской ложки: «Молодка уж така баска, как пижемска ложка». По словам Л.П. Кучеренко, представительницы древнего рода Аншуковых на Пижме, «в роду многие занимались изготовлением ложек. Ложечное мастерство было перенято от основателя рода. Особенно хороши были ложки Федота Иосифовича. На дарственных ложках с внутренней стороны он обычно делал надпись: „Ложку работал Аншуков Федот“. Далее следовало имя того, кому ложка дарилась, и его родственный статус. На внешней стороне указывалось, когда ложка была „работана“… Было принято преподносить такие ложки на свадьбах…».
  4. ОНКН Категория
    Традиционные технологии / техники. Технологии традиционных ремесел
  5. Этническая принадлежность
    Русские (устьцилемы)
  6. Конфессиональная принадлежность
    Староверы (беспоповцы)
  7. Язык 
    Русский, севернорусское наречие, печорские говоры (усть-цилемский говор)
  8. Регион
    Республика Коми, Усть-Цилемский район, с. Замежная, дер. Скитская, дер. Степановская, с. Усть-Цильма. Ряд сел, расположенных по течению реки Пижма, притока реки Печора в Усть-Цилемском  районе
  9. Ключевые слова 
    Ложка, пижемская
  10. Особенности объекта
    История традиционных видов северных росписей по дереву до сих пор ещё недостаточно изучена; публикации о северных росписях завершаются в 1970–1980-е гг., а между тем имеются новые экспедиционные материалы, апробированные технологии, новые возможности для более полного анализа того или иного расписного промысла. Пижемская роспись все реже и реже используется в творческой деятельности профессиональных художников-прикладников; работы самодеятельных мастеров утрачивают традицию. Несколько учебных заведений в Республике Коми знакомят учащихся с пижемской росписью, в том числе в Центре дополнительного образования в с. Усть-Цильма. Данная ситуация объясняется утратой традиции, малой активностью собирательской работы и научного осмысления ее результатов, нехваткой научно-популярной и методической литературы. Между тем, имеется десятилетний опыт по возрождению росписи в Сыктывкарском госуниверситете.
    В настоящее время народное искусство активно изучается в Республике Коми, но, к сожалению, за рамками внимания исследователей осталась самобытная пижемская роспись, как составная часть русской культуры Усть-Цилемского района – места компактного проживания русских, находящихся в окружении коми населения. Подобная ситуация сложилась в связи с тем, что существовал запрет на изучение культуры старообрядческого населения Печорского края, который был снят только в конце 90-х гг. ХХ в. Переписчики старинных рукописных книг декорировали заставки, буквицы и концовки растительным орнаментом, который и послужил основой для орнаментации деревянных изделий. Стойкая приверженность вере отцов и традициям культурного наследия Древней Руси староверческого населения позволили в условиях изоляции и самоизоляции сохранить и донести до наших дней мастерство старинного промысла. Это делает актуальной задачу изучения и возрождения традиции на примере пижемской росписи, корни которой уходят в далекое прошлое. Самобытная культура старообрядческого населения Усть-Цилемского района Республики Коми должна занять свое место в культурном пространстве многонациональной России. Известный исследователь народного искусства Наталья Васильевна Тарановская (к сожалению, ныне покойная) в статье «Мастера народных росписей по дереву на Печоре» заявила: «…анализ  этих росписей позволил нам в общих чертах охарактеризовать художественные особенности местного стиля, который сформировался,  возможно, с середины ХVIII в. в селениях по притоку Печоры, затерянной в тайге порожистой р. Пижме, ввести новое для русского народного искусства понятие – «пижемская роспись»… Но самобытные росписи печорской Пижмы требуют дальнейшего углубленного изучения…».
    Пижемская  роспись является одной из самых старинных на Севере России, так как,  выдержав испытание временем, просуществовала на протяжении более двух веков. Впервые о существовании расписного промысла в Печорском крае заговорили исследователи древнерусской литературы, которые отмечали существование его среди староверческого населения Печорского края. В частности, известный ученый-филолог, знаток и собиратель рукописной литературы В.И.Малышев отмечал, что «…только с 1949 г. началось планомерное, систематическое археографическое обследование Печоры, и в первую очередь Усть-Цилемского района Коми АССР как наиболее богатого рукописной стариной…» Отмечая особенности печорской рукописной традиции, В.И.Малышев заметил следующее: «…Пижемские девицы, подражая работам лескинских писиц, рисовали настенные листы духовного содержания…». Появление пижемской росписи связано с освоением Печорского края новгородцами с начала 16 века (Ивашка Ластка с товарищами), затем, на рубеже 17–18 вв., новым миграционным потоком старообрядцев. Рукописная традиция, принесенная первыми поселенцами и продолженная последователями старой веры, послужила источником для появления расписного промысла. Орнаментика книжной графики (заставки, буквицы и концовки)  вдохновила  печорского крестьянина на создание изящного  неповторимого графичного узорочья для украшения предметов быта, названного впоследствии пижемской росписью. «На усть-цилемских ложках мы видим скромный узор. Это как правило, геометрические орнаменты, выполненные осторожной и тщательно прорисованной линией, затем раскрашенные. Чаще всего ложка внутри и снаружи украшена симметрически расположенными миниатюрными орнаментами…» – пишет о ложкарном промысле известный исследователь народного искусства В.М. Василенко.
    Технология изготовления изделий с пижемской росписью развивалась и изменялась вместе с развитием производственных отношений. Ложкарный промысел чудом сохранился до наших дней; еще в  70–80-е годы ХХ в. работали последние пижемские мастера, благодаря работам которых можно достоверно судить о технологии изготовления изделий с пижемской росписью. Впервые весь этот процесс увидел и описал журналист, любитель народного искусства Юрий Арбат, который побывал в здешних краях и отыскал одного из работающих мастеров. П.А. Мяндин из с. Замежная поведал писателю о  традиционном промысле: «Откуда повелось наше дело? С отцов – дедов и режем и пишем… Ложки стали резать не сразу: лет сто назад… Делаем по 17 тысяч в год… Мой дед научился ложкарному делу у мастера Минея Чупрова. А еще у нас резал и красил Ванька Куц. От них я уму-разуму набрался…». Ложки изготавливались при помощи нехитрых инструментов: топора, ножа-резака и стамески для выборки внутренней поверхности ложки. Березовая чурка распиливается на чурочки по длине будущих ложек, затем разрубается на плахи, которым придается форма ложки, поначалу огрубленная, затем, после выборки углубления, окончательная, после чего изделие сушится. После сушки с последующим шлифованием – «скоблением» ложку начинают расписывать. Инструментом для росписи долгое время  служили перья птицы (гусиные и тетеревиные), которые, в свою очередь, также являлись основным инструментом книгописцев. Краску разводили на смоле лиственницы, олифу для закрепления росписи варили  из льняного семени.

Служебная информация

  1. Авторы описания:
    Земцова Ирина Вениаминовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина.
  2. Библиография
    Земцова И.В. «Теория и методика обучения северной графической пижемской росписи в художественных образовательных учреждениях Республики Коми: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2006.
    Земцова И.В. Мотивы христианской символики в орнаментальных мотивах пижемской росписи // Символ в системе культуры: символические миры и знаковые системы: Мат-лы междунар. конф. Сыктывкар: изд-во КГПИ, 2004. С. 232–237.
    Земцова И.В. Орнаментальные мотивы пижемской (печорской) росписи и их композиционное построение // Традиционная культура Усть-Цильмы: Мат-лы республ. конф.  Сыктывкар: Полиграф-Сервис, 2005. С.39–45.
    Земцова И.В. Проблема синтеза искусствоведения и методики преподавания народного искусства (на материале северной пижемской росписи)// Онтология художественной культуры Западного  Приуралья: Коллективная монография  / Сост. В.Б.Кошаев.  Ижевск: УдГУ, 2008.  С.417–430.
    Земцова И.В. Трансформация мотивов старообрядческой книжной графики в мотивы пижемской росписи.//Духовное наследие народов Республики Коми: история и современность: Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции «Редкие книги в фондах современных библиотек, архивов, музеев (к 20-летию отдела редкой книги научной библиотеки Сыктывкарского госуниверситета) Сыктывкар:СыктГУ, 2009. С.53–57.

Иллюстрационный материал

Все фото предоставлены автором описания – Земцовой Ириной Вениаминовной