Традиция художественной вышивки летских коми

  1. Название объекта.
    Традиция художественной вышивки летских коми
  2. Категория объекта
    Изготовление предметов традиционного костюма
  3. Этническая принадлежность
    Коми-зыряне
  4. Язык
    Лузско-летский диалект коми языка
  5. Конфессиональная принадлежность
    Православные христиане
  6. Места бытования

Республика Коми, Прилузский район: села и деревни в бассейнах рек Летка (сс. Летка, Черемуховка, Мутница, Гурьевка, Слудка и дд. Талица, Кулига, Березовка).

  1. Описание объекта (развернутое)
    ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ
  2. Предметы, связанные с объектом

«Сорока» или «юркӧртыд» (к.-з. юр – голова, кӧртыд — повязка). Мягкий головной убор (повязка) замужних женщин, который состоял из нескольких частей. Первой являлась круглая шапка, сшитая из ситца или вязаная, которая надевалась непосредственно на волосы. А второй уже была непосредственно сама сорока, состоящая из четырёх элементов: налобника, двух крыльев и хвоста с бахромой.

Рубаха (к.-з. дӧрӧм ). Мужские и женские традиционные рубахи летских коми, декорированные на оплечьях и по вороту однотонной и многоцветной вышивкой.

  1. Техники/Технологии, связанные с объектом

Летские коми мастерицы в совершенстве владели искусством художественной вышивки, которая выполнялась на женских головных уборах и рубахах хлопчатобумажными, шелковыми и шерстяными нитями белого и разнообразными оттенками красного цвета – от вишневого до терракотового. Контуры узоров на головных уборах вышивались черным цветом, в орнаментальные композиции также вводились нити зеленого, желтого, коричневого, голубого цветов, но основными были нити различных оттенков красного цвета. Наибольший интерес представляют сороки — вышитые геометрическими узорами женские головные уборы: узоры на белом фоне, выполненные гладьевым швом шелковыми белыми нитями, которые обрамлялись ковровыми стежками крестом и набором из шерстяных нитей.

  1. Способы и формы передачи традиции

В настоящее время искусство узорной вышивки летских коми изучается на кафедре декоративно прикладного–искусства Института культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета, в Коми республиканском колледже культуры и воспроизводится мастерами-прикладниками Ремесленной Палаты РК. 

Справочная информация

  1. История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

1907 – У.Т.Сирелиус (Национальный музей Финляндии, Хельсинки)
1928-1931 – Г.В.Шипунова (Историко-краеведческий музей, Сыктывкар)
1945-1950 – В.Н.Белицер (Институт этнографии АН СССР, Москва)
1959-1960 – Л.Н.Жеребцов, Л.П.Лашук (ИЯЛИ КФАН СССР, Сыктывкар)
1961-1965 – М.А.Браун (Музей народов СССР, Ленинград)
1962-1968 – Н.С.Королёва (НИИХП, Москва)
1970-е гг – Г.Н.Климова (ИЯЛИ КФАН СССР, Сыктывкар)
1980-е гг. – Л.С.Грибова (ИЯЛИ КФАН СССР, Сыктывкар)

На художественную уникальность вышивки летских коми впервые обратил внимание финляндский этнограф У.Т.Сирелиус, который в ходе экспедиции 1907 г. приобрел для Национального музея Финляндии более 50 различных орнаментированных изделий (рубахи и головные уборы), изготовленных летскими коми мастерицами в конце XIX в. Подробнейший рукописный отчёт Сирелиуса об экспедиции 1907 г.  насчитывает несколько сотен страниц, включая зарисовки, фотографии и комментарии к ним. Во второй половине 1920-х гг. некоторые образцы вышивки летских коми были приобретены коми этнографом Г.В.Шипуновой для фондов краеведческого музея в г.Сыктывкаре и в настоящее время представлены в фондах НМРК. В 1950-е гг. к изучению вышивки летских коми на основе коллекций, собранных У.Т.Сирелиусом, обратилась финский искусствовед Т.Вахтер, которая впервые выдвинула гипотезу о происхождении этой художественной традиции. Некоторые технологические и декоративные особенности вышивки летских в начале 1950 гг. были описаны московским этнографом В.Н.Белицер, которая проводила систематические исследования на территории Коми АССР в период 1946-1952 гг. Впоследствии результаты этих исследований были опубликованы в академической монографии «Очерки по этнографии народов коми» (1958 г.).  В конце 1950-х гг. единичные образцы вышитых головных уборов летских коми были зафиксированы Л.Н.Жеребцовым и Л.П.Лашуком в ходе полевых исследований на р.Летка. В начале 1960-х гг. образцы летской вышивки были приобретены ленинградским этнографом М.А.Браун для фондов Музея народов СССР в г.Ленинград. В середине 1960 гг. московский искусствовед Н.С.Королева на основе собственных полевых разысканий на территории Коми АССР проводила сравнительные исследования традиционной вышивки коми и других финно-угорских народов и, в частности, описала некоторые уникальные особенности декорирования головных уборов летских коми, не характерные для типологически близких головных уборов народов Поволжья. Детальному описанию технологических особенностей летской вышивки в конце 1970-х гг. были посвящены специальные исследования коми этнографа Г.Н.Климовой, которая рассмотрела не только композиционные особенности, но и предложила оригинальную типологию орнаментальных мотивов вышивки летских коми. Обобщающий историко-этнографический обзор стилистических и  композиционных особенностей вышивки летских коми, подготовленный на основе систематических полевых исследований и изучения разрозненных коллекций республиканских краеведческих музеев, приводится в известной монографии коми этнографа Л.С.Грибовой «Декоративно-прикладное искусство народов коми» (1980 г.).

  1. Источники информации:

— архивы

1.Suomalais-ugrilaiset kokoelmat, Kansallismuseo: SUK [Finno-Ugric collections, The National Museum of Finland, Helsinki].
2.Научный архив Российского этнографического музея, г.Санкт-Петербург.
3.Научный архив ФИЦ КНЦ УрО РАН, г. Сыктывкар.

— библиография

1.Белицер В.Н. Искусство коми-пермяков и коми-зырян // Народное декоративное искусство РСФСР. М., 1957 – С.143-146.
2.Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX – начало XX в. – Труды Института Этнографии. Новая серия. Т. 45. Москва: Наука. 1958. – С.277-278. Рис.127-128.
3.Бойко Ю.А. Традиционные женские головные  уборы лузско-летских коми // Известия Коми научного центра УрО РАН. № 1(29). Сыктывкар, 2017 — С.89-95.
4.Гагиева Н.Г., Артемьева В.В. Традиционные женские головные уборы коми (зырян) конца ХIХ — начала ХХ в. – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. – 56 с.
5.Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. Москва: Наука, 1980. – С.98-102; Рис.42.
6.Загребин А.Е., Шарапов В.Э. К истории пермской экспедиции У.Т. Сирелиуса // Этнографическое обозрение. М., 2008, №1. С.110-117.
7.Кольчурина Т.С. Традиционная летняя одежда коми конца конца XIX – начала XX вв. // Генезис и эволюция традиционной культуры коми. – Сыктывкар, 1989. – С.90–102. (Труды ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. Вып.43).
8.Климова Г.Н. Вышивка летских коми // Этнографические исследования Северо-Запада СССР: Традиции и культура сельского населения.
9.Этнография Петербурга / Отв. ред. Н.В. Юхнева; АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. 219 с.: ил. С.49-62.
10.Климова Г. Н. Местные названия орнаментальных мотивов у народов коми // Этнография и фольклор коми / Отв. ред. Л. Н. Жеребцов. Сыктывкар: Коми филиал АН СССР, 1976/Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Вып. 17/Отв. за вып. Ю.Г. Рочев. С. 91-95.
11.Климова Г.Н. Вышивка; Вязание узорное // Республика Коми: Энциклопедия. Т.1. – Сыктывкар, 1997. – С.347-348.
12.«Паськoм» [Электронный ресурс]: Коми народный костюм. Мультимедийная энциклопедия / Гл. ред. и сост. И.А. Пасынкова; Авторы текста: Ю.П. Шабаев, В.Э. Шарапов. Дизайн и программирование: С.В. Пасынков / Министерство культуры и нац. политики Респ. Коми, Национальный музей РК. — Электрон. дан. – Сыктывкар: НМРК, Компания «Мультимедиа проект», 2008. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.
13.Пьянкова Т.А. Сокровища народной культуры. О новых поступлениях в этнографическое собрание Национального музея Республики Коми// Музей в научно-образовательном процессе: сборник статей / Отв. ред. М. И.Бурлыкина. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2015. C.263-267.
14.Сирелиус У.Т. Из путешествия по северо-востоку России / Пер. с финск. А. Сурво // Арт/Лад. Сыктывкар, 1998. №1, с.114-117; 1998, №3, С.172-177.
15.Сурво В.В., Сурво А.А., Шарапов В.Э. «Зырянские узоры» в коллекции Национального музея Финляндии // III Международный конгресс традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства (23 — 25 октября 2017 г. Ханты-Мансийск). М., 2018. — C.449-458.
16.Традиционный костюм сысольских коми (конец XIX – начало XX вв.): методическое издание (2-е издание, доработанное) / Сост. Л.А. Цветкова.– Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2020. – С.20 ил.
17.Уткина И.М. Национальный головной убор // Родники пармы. Вып.2. Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1990. С.176–178.
18.Шарапов В.Э. Прикладное искусство коми: ткачество, вязание, вышивка; Традиционная одежда // Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. / отв. ред. и сост. Н.Д.Конаков. – Сыктывкар, 1994. – С.239-255.
19.Шарапов В.Э. Коми-зыряне. Коми-пермяки: Гл. 4. Материальная культура. Раздел «Одежда и обувь»; Гл. 8. Народное искусство и фольклор. Раздел  «Народное декоративно–прикладное искусство: роспись по дереву» // Народы Поволжья и Приуралья: Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. / Сер. Народы и культуры. – М.: Наука, 2000. –  С.91-107; 167-169.
20.Шабаев Ю.П., Шарапов В.Э. Очерк 4. Традиционный быт коми: Традиционная одежда // Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми. / Под ред. Н.Д. Конакова. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004. – C.201-223.
21.Шарапов В.Э. Очерк 11. Народное искусство: Традиционный орнамент; Ткачество, вязание, вышивка. // Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми. / Под ред. Н.Д. Конакова. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004. – С.367-372.
22.Шарапов В.Э., Дронова Т.И. Узорное ткачество, вязание, вышивка, набойка коми и русского старожильческого населения // Атлас Республики Коми / Науч. ред. Э.А.Савельева, Отв.ред. Е.В.Корниенко. Москва: ООО «Феория», 2011. – C.408-409.
23.Шарапов В.Э. Традиционная одежда коми // Зыряне — народ даровитый. Альбом. Коллекции предметов народного искусства коми-зырян в собрании Национального музея Республики Коми / Министерство культуры Республики Коми, Национальный музей Республики Коми. — Сыктывкар, 2015. — С.15-32.
24.Шипунова Г.В. Народное искусство коми: (Узорное тканье, вязанье, вышивка) // Советская этнография, 1960. №2. – С.57–71.
25.Manninen, Ilmari. Syrjäänit [Зыряне] // Suomensukuiset kansat [Родствен­ные финнам народы]. Poorvo, 1929, s. 271-303.
26.Sirelius U. T. Matkakertomus kansatieteelliseltä matkalta permalaiskansain keskuuteen kesällä 1907 [Заметки об этнографической экспедиции к пермяцким народам летом 1907 г.] // Suomalais-Ugrilaisen Seuran Aikakauskirja = Journal de la Societe Finno-Ougrienne, XXV. Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran kirjapainon osakeyhtiö, 1908. 208р. S.15-17.
27.Vahter, T. Permalaisnaisten korukäsitöitä [Декоративные рукоделия пермяц­ких женщин] // Kalevalaseuran vuosikirja, 29: Uuden Kalevalan satavuotismuistolle omistettu. Helsinki-Porvoo: WSOY, 1949. — S. 296-317.

иные

Современное состояние объекта.

Технологическая традиция летской вышивки сохраняется современными мастерами декоративно-прикладнодного искусства коми в селах Прилузского и Сысольского районов Республики Коми.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

Museovirasto [Музейное Ведомство Финляндии, Национальный музей Финляндии] 
Фонды Национальный музей Республики Коми, г.Сыктывкар
Фонды Российский этнографический музей, г.Санкт-Петербург

Авторы/Составители

Шарапов Валерий Энгельсович, к.и.н., ведущий научный сотрудник сектора этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. Тел.: 89121520441. E-mail: sharapov.valery@gmail.com