Традиция художественной резьбы по дереву вычегодских коми-зырян

  1. Наименование объекта
    Традиция художественной резьбы по дереву вычегодских коми-зырян
  2. Краткое название объекта
    Геометрическая и сюжетная резьба по дереву вычегодских коми
  3. Краткое описание

Для народного изобразительного искусства вычегодских коми традиционна техника контурной и трехгранно-выемчатой плоскостной резьбы в оформлении орудий ткачества и прядения.
В коми селах на р.Вычегде получает распространение и сюжетная геометризированная резьба на прялках (сс. Богородск, Сторожевск, Большелуг, Нившера). Геометризированные резные композиции выполнялись в виде зубчатых кругов, розеток, треугольников, ромбов и косых крестов. Прялки, швейки, веретена так же оформлялись контурной резьбой на плоскости, выполненной в виде параллельно идущих полосок, волнистых линий, зубцов и елочек, образующих в разнообразных комбинациях различные фигуры геометрического орнамента — квадраты, косые кресты, лучевые розетки, восьми-, шести- и пятиконечные звезды.

  1. Номер фотографии для обложки объекта
    00 Фото. Эжваса сера печканъяс / Резные вычегодские прялки. Конец XIX в. Из фондов Национального музея Республики Коми. КП -11708/3, КП-11708/4. Опубликовано в каталоге: Прялки коми-зырян: из собрания Национального музея Республики Коми: [кн.-альбом/сост.: И.М. Уткина]. — Сыктывкар: Коми респ. типография, 2009 – C.34.
  2. ОНКН Категория
    Традиционные технологии, Декоративно-прикладное искусство, Народные знания
  3. Этническая принадлежность
    Коми-зыряне
  4. Конфессиональная принадлежность
    Православные христиане
  5. Язык
    Вычегодский диалект коми языка
  6. Регион
   Республика Коми, Усть-Куломский р-он: с. Аныб, с. Воч, с. Выльгорт, с. Дон, с. Деревянск, с. Керчомъя, с. Помоздино
   Республика Коми, Корткеросский р-он: с. Богородск, с. Большелуг, с. Вомын, с. Нившера, с. Небдино, с. Сторожевск, с. Троицк
  1. Ключевые слова
    Республика Коми, Усть-Куломский район, Корткеросский район, коми-зыряне, традиционные технологии, декоративно-прикладное искусство, резьба по дереву, пасы
  2. ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА
    ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ

Служебная информация

1.Автор описания:

Шарапов Валерий Энгельсович, к.и.н., ведущий научный сотрудник сектора этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. Тел.: E-mail: sharapov.valery@gmail.com

2. Экспедиция:

Институт этнологии и антропологии РАН, г.Москва
Институт языка, литературы и истории, Коми НЦ УрО РАН, г.Сыктывкар
Национальный музей Республики Коми, г.Сыктывкар
Национальный музей Финляндии, г.Хельсинки
Российский этнографический музей, г.Санкт-Петербург

3.Год, собиратели:

1907 – У.Т.Сирелиус
1928-1931 – Г.В.Шипунова
1945-1950 – В.Н.Белицер
1961-1965 – М.А.Браун
1960-1970 – Н.С.Королёва
1970-1980 – Л.С.Грибова
1989 – Н.В.Титова, В.Э.Шарапов, Хейки Пярди, Терье Алоп
1990-2010 – А.А.Смилингис, Л.Н.Королёва
2014- 2016 В.Э.Шарапов, И.В.Земцова, Е.А.Худин

4.Место фиксации:

Республика Коми, Корткеросский р-он, с. Богородск
Республика Коми, Корткеросский р-он, с. Большелуг
Республика Коми, Корткеросский р-он, с. Подъельск
Республика Коми, Корткеросский р-он, д. Важкуръя
Республика Коми, Корткеросский р-он, д. Выльыб
Республика Коми, Корткеросский р-он, д. Ивановская
Республика Коми, Корткеросский р-он, д. Лунь
Республика Коми, Корткеросский р-он, с. Нившера
Республика Коми, Корткеросский р-он, с. Небдино
Республика Коми, Корткеросский р-он, с. Сторожевск
Республика Коми, Корткеросский р-он, с. Троицк
Республика Коми, Усть-Куломский р-он, с. Аныб
Республика Коми, Усть-Куломский р-он, с. Воч
Республика Коми, Усть-Куломский р-он, с. Дон
Республика Коми, Усть-Куломский р-он, с. Деревянск
Республика Коми, Усть-Куломский р-он, с. Керчомъя
Республика Коми, Усть-Куломский р-он, с. Мыёлдино
Республика Коми, Усть-Куломский р-он, с. Помоздино
Республика Коми, Усть-Куломский р-он, с. Усть-Нем
Республика Коми, Усть-Куломский р-он, д. Выльгорт
Республика Коми, Усть-Куломский р-он, д. Сордйыв

5.Место хранения:

Историко-краеведческий музей при Деревянской сельской библиотеке, с. Деревянск, Усть-Куломский р-он, Республика Коми
Корткеросский районный историко-краеведческий музей, с. Корткерос, Корткеросский р-он, Республика Коми
Жежимская библиотека-музей, с. Жежим, Усть-Куломский р-он, Республика Коми
Национальная Галерея Республики Коми, г. Сыктывкар, Республика Коми
Национальный музей Республики Коми, г. Сыктывкар, Республика Коми
Национальный музей Финляндии, г. Хельсинки
Российский этнографический музей, г. Санкт-Петербург
Частный этно-музей «Купеч Митрей-керка» («Дом купца Дмитрия»), с. Дон, Усть-Куломский р-он, Республика Коми
Частная коллекция краеведов А.А. Смилингиса и Л.Н. Королевой из с. Корткерос, Корткеросский р-он, Республика Коми

6.История выявления и фиксации объекта

Единичные образцы вычегодской художественной резьбы по дереву были приобретены для Национального музея Финляндии У.Т. Сирелиусом в ходе «Пермской экспедиции» 1907 г. Во второй половине 1920-х гг. некоторые предметы с художественной резьбой по дереву были собраны на р.Вычегда Г.В. Шипуновой для фондов краеведческого музея в г.Сыктывкаре. Первый опыт систематического описания традиции художественной обработки дерева различных этнографических групп коми, включая население бассейна р. Вычегда, был предпринят московским этнографом В.Н.Белицер, которая впоследствии опубликовала результаты своих полевых разысканий в академической монографии «Очерки по этнографии народов коми» (1958 г.).
В 1960-е гг. богатая коллекция орудий ткачества, декорированных резьбой и росписью, была собрана на р.Вычегда и детально описана ленинградским этнографом М.А.Браун для фондов Музея народов СССР в г.Ленинград. В середине 1960 гг. московский искусствовед Н.С.Королева проводила сравнительные исследования резьбы и росписи по дереву у коми и других финно-угорских народов и, в частности, описала некоторые специфические особенности художественной резьбы вычегодских коми. Более детально стилистические и композиционные особенности, а также традиционная технология резьбы по дереву у вычегодских коми описана известным коми этнографом Л.С. Грибовой во второй половине 1970 гг. в ходе проведения систематических полевых исследований и изучения разрозненных коллекций республиканских краеведческих музеев. Некоторые образцы вычегодской художественной резьбы по дереву были зафиксированы в ходе совместной этнографической экспедиции КРКМ, ЭНМ и ИЯЛИ КФАН СССР в 1989 г., а также в ходе полевых исследований НМРК и КНЦ УрО РАН в 2000-е гг.
Пожалуй, наиболее репрезентабельная коллекция художественной резьбы по дереву вычегодских коми была собрана на р.Вишера в 1990-2000-е гг. краеведами из с.Корткерос – А.А. Смилингисом и Л.Н. Королевой. Ими был предпринят беспрецедентный опыт описания и систематизации коллекции из нескольких десятков резных прялок второй половины XIX – первой четверти XX вв. К сожалению, результаты многолетних исследований краеведов-энтузиастов до настоящего времени не опубликованы в полной мере, а были лишь фрагментарно представлены на немногочисленных этнографических выставках и краеведческих публицистических изданиях.

7.Библиография

Артеев Артур. Прялки: письма из прошлого // Республика, 30.01.2020. 
Белицер В.Н. Искусство коми-пермяков и коми-зырян // Народное декоративное искусство РСФСР. М., 1957 – С.143-146.
Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX – начало XX в. – Труды Института Этнографии. Новая серия. Т. 45 Москва: Наука. 1958 –
С.342-345.
Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. Москва: Наука, 1980 – С.52-62; C.211 Таблица XI .
Королёва Н.С. Резьба и роспись по дереву коми и коми-пермяков // «Народное декоративное искусство традиции и поиск». Сборник трудов. Научно-исследовательский институт художественной промышленности. №9, 1979 — С.91-107.
Прялки коми-зырян: из собрания Национального музея Республики Коми: [кн.-альбом/сост.: И.М. Уткина]. – Сыктывкар: Коми респ. типография, 2009 – 68 с.
Смилингис А.А. О родовых знаках предков с верховьев Вычегды и Богородска // Звезда. – 1998 – 17 марта.
Смилингис А.А., Королева Л.Н. Вишерская прялка – хранитель семейно-родовой памяти // Стратегическое развитие музея как центра науки, культуры, образования: сборник научных трудов/ отв. редактор М.И. Бурлыкина. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. C.193-197
Уткина И.М. «О чем рассказывают прялки?» (Коллекция прялок в собрании НМРК) // Арт (Лад), Сыктывкар, 2000 №1. – С.111-120.
Шарапов В.Э. Роспись и резьба // Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. / отв. ред. и сост. Н.Д.Конаков. – Сыктывкар, 1994 – С.246-255.
Шарапов В.Э. Резьба по дереву, обработка бересты коми и русского старожильческого населения // Атлас Республики Коми / Науч. ред. Э.А.Савельева, Отв.ред. Е.В.Корниенко. Москва: ООО «Феория», 2011 – C.403-404.
Шелег В.А. Севернорусская резьба и роспись по дереву: ареалы и этнические традиции. Архангельск: Архангельский центр Русского географического общества, 2017 – С.52-56.
Шипунова Г. В. Народное искусство коми: (Резьба по дереву) // Всесоюзное Географическое Общество. Доклады по этнографии географического общества СССР. – Л., 1967 – Вып. 5 – С. 116–125.

Иллюстративные материалы

Видео

Сюжет об открытии выставки «Висер вожыд – зарни печкан» в Сыктывкаре (ГТРК «Коми гор», 30 января 2020 г.)

Сюжет о работе этнографов в Республике Коми (ГТРК «Коми гор», 19 июля 2020 г.)

Сюжет о выставке «Висер вожыд – зарни печкан» в Сыктывкаре (ГТРК «Ямал-Регион», 26 августа 2020 г.)