Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Технология ткачества поясов сысольских коми

Базовая информация

  1. Название объекта: Технология ткачества поясов сысольских коми
  1. Категория объекта: Традиционные технологии / техники
    Подкатегория
    : Технологии традиционных ремесел 
  1. Этническая принадлежность:коми (коми-зыряне)
  1. Язык: коми
  1. Конфессиональная принадлежность: православие
  1. Места бытования: дд. Вичкодор, Выльгрезд, Заречное, сс. Визинга, Чухлэм, Межадор Сысольского района Республики Коми
  1. Описание объекта (развернутое):

Пояса узкие, 5–10 мм шириной, выполнены из шерстяной нити в основе и льняной нити в утке. По концам поясов выполнена «тугая ножка» или оставлены просто несотканые нити основы.

            Для ткачества поясов использовали деревянное приспособление – бердечко («таб»), которое имеет вид небольшой рамы с вертикальными планками, имеющими отверстие в середине. Пояса сысольских коми выполнены перебором 1:1. Нити используются контрастного цвета. В основном пояса трёхцветные. Основа снуётся из расчёта: на одну узорную нить приходится одна фоновая.  «При тканье таким способом нити основы пропускаются через таб, причём одну половину нитей прокладывают между планками таба, а вторую половину продевают в отверстия, просверленные в табе. Первая половина нитей сохраняет устойчивое положение, вторая же половина то поднимается, то отпускается, в зависимости от поднятия или опускания таба. В образующийся зев пропускается уток из льняных нитей» (Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. 1958. С. 113) Для получения узора в образованном обычным способом зеве некоторые нити основы из верхнего ряда опускают в нижний, а из нижнего поднимают в верхний. Основой бердечных поясов служат шерстяные нити двух цветов, взятые поровну чётное число раз, а утком – льняная нить. В готовом изделии уточная нить не видна: и узорное, и фоновое изображения создаются различной по цвету шерстяной пряжей основы. Узоры поясов – это чаще всего односоставные диагонально-геометрические бордюры, построенные по принципу равенства узора и фона. Более употребительны мотивы, выполненные по счёту 2, который читается поперёк изделия. (Климова Г.Н.  Текстильный орнамент коми. Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1994.)

            Особенность и ценность ткачества поясов сысольских коми заключается в том, что, во-первых, браный диагонально-геометрический узор выполнен по счёту 2 (перебором 1:1), что является редкостью при ткачестве. Во-вторых, то, что пояса изготавливали из шерстяной кручёной многоцветной пряжи в основе, чередуя её с льняными нитями в утке. Пояса ткали из пряжи собственного изготовления и крашения, поэтому они отличались более приглушённой гаммой, в которой не было открытых ярких цветов. В-третьих, обычно в технике перебором 1:1 выполняются пояса с текстами; в сысольских же поясах сотканы красивые диагонально-геометрические браные узоры, которые выполнены на основе своеобразных, нераспространённых схем. Использовали 4 или 6 узорных нитей. Всё это указывает на локальное своеобразие особенностей традиционной культуры местности.

  1. Предметы, связанные с объектом:

          Для ткачества поясов использовали деревянное приспособление – бердечко («таб»), которое имеет вид небольшой рамы с вертикальными планками, имеющими отверстие в середине. Бердечко изготовлялось из древесины твёрдых пород. Рабочая поверхность состоит из зубьев с отверстиями  и  щелей. При тканье на бердечке нити основы пропускаются через таб, причем одну половину нитей прокладывают между планками таба,  а вторую половину продевают в отверстия, просверленные в табе. Первая половина нитей сохраняет устойчивое положение, вторая же половина то поднимается, то опускается, в зависимости от поднятия и опускания таба.

  1. Техники/Технологии, связанные с объектом:

          Cуществует два вида ткачества на бердечко: перебором 1:2 и перебором 1:1. У коми наиболее широко распространено ткачество перебором 1:2, которое сильно перекликается с нитовыми поясами, и по узорам и расцветке очень близки к поясам северных русских. «Для их основы берётся нечётное количество нитей шерстяных и вдвое больше льняных, поэтому шерстью создаётся только собственно узор, а фон образуется льняными нитями основы и утка. Узоры диагонально-геометрические, выполняются по счёту 1, 3, 5». (Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1994.) «Техника перебора 1:2 предусматривает выполнение пояса из нитей двух видов – более тонких, обычно льняных, фоновых нитей и более объёмных узорных нитей. Количество фоновых нитей в два раза больше узорных. При заправке одна узорная нить чередуется с двумя фоновыми. Все нити заправляются в отверстия и щели бёрдышка по порядку следования, независимо от их типа. При ткачестве перебором 1:2 работают только с узорными (шерстяными) нитями, на льняные (фоновые) не обращают внимания. Узорные нити либо поднимаются, либо опускаются, согласно рисунку.

  1. Способы и формы передачи традиции:

– Проведение мастер-классов учебных заведениях и учреждениях культуры Сысольского и Прилузского районов Республики Коми.

– Участие мастериц Сысольского района Республики Коми в выставочных проектах Ремесленной палаты РК.

– Технология ткачества на бердо представлена в методическом издании Музея истории и культуры Сысольского района: Традиционный костюм сысольских коми (конец XIX – начало XX вв.) / Сост. Л.А.Цветкова. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2020. 164 с., илл.

Справочная информация

  1. История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.):

Первые сведения по традиции изготовления тканых поясов у сысольских коми были зафиксированы в ходе этнографических «Пермской экспедиции» 1907 г. известного финлядского этнографа Уно Таави Сирелиуса, который собрал и подробнейшим образом описал коллекцию экспонатов по народной одежде летских, сысольских и вычегодских коми для финно-угорской экспозиции  Национального Музея Финляндии (г.Хельсинки). Начало комплектованию коллекции поясов в Национальном музее Республики Коми (г.Сыктывкар) было положено в 1920-1930-е гг. сотрудницей музея Глафирой Васильевной Шипуновой, проводившей полевые сборы в Усть-Куломском, Сысольском и Прилузском районах Республики Коми. Г.В.Шипунова впервые обратилась к систематическому изучению тканых орнаментов коми-зырян, в частности, к изучению местных наименований тканых и вязанных орнаментальных мотивов. В 1940–1950-х гг. в на территории Коми АССР регулярные полевые этнографические исследования проводились под руководством известного советского этнографа финно-угроведа Веры Николаевны Белицер. В своей монографии «Очерки по этнографии народов коми» (1958) В.Н.Белицер приводит обстоятельное описание процесса изготовления традиционных поясов у коми 3 способами: на дощечках, на бердечке и на ниту. Коллекция традиционных поясов сысольских коми существенно была пополнена в 1960-е гг. в ходе экспедиций Государственного Музея Этнографии (ныне — Российский этнографический музей, г.Санкт-Петербург), которые проходили на территории Коми АССР (в частности, на реке Сысоле) под руководством Марии Александровны Браун. В 1970-1980 гг. в исследованиях известного специалиста по народному искусству финно-угорских народов Любовь Степановны Грибовой, так же, значительное внимание было уделено рассмотрению традиции изготовления, декорированию и цветовой композиции традиционных для коми поясов. В обобщающей монографии «Декоративно-прикладное искусство народов коми» (1980) Л.С.Грибовой выделено несколько традиционных для коми способов изготовления тканых узорчатых поясов: тканые на ниту (бичульки), на дощечках и бердышках (таб), на ткацком станке, а также вязаные крючком, плетенные на спице и на пальцах. В 1980-е гг. выходят две монографии коми этнографа Г.Н. Климовой, посвященные этнографическому изучению текстильного орнамента коми, в которых рассматривается различная техника изготовления поясов, типология орнаментальных композиций на тканых поясах, а так же представлен опыт этнографического районирования тканых орнаментальных изделий коми. 

Традиционная для сысольских коми технология изготовления узорчатых поясов восстановлена Цветковой Л.А. на основе схем, представленных автором книги Климовой Г.Н. «Текстильный орнамент коми». Галина Николаевна живёт в г. Пермь. Ей сейчас 85 лет (на 2022 г.). Она работала в Сыктывкаре в Институте языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН с 1968 по 1984 гг.  Побывала с экспедициями во всех районах Коми Республики. Исследовала исторические основы коми орнаментального искусства, проводила сравнительный анализ орнамента коми с орнаментом других народов. В 2022 г. во время беседы по телефону с Галиной Николаевной выяснено, что исследование проводилось ею в Сысольском районе в 1974–1975 гг. Со слов автора, к тому времени к поясам «сложилось не совсем высокое отношение, немного пренебрежительное», и не было уже старожилов, которые могли показать технологию ткачества. Галина Николаевна изучала пояса-подлинники, разбиралась сходу и прорисовывала схемы ткачества непосредственно во время экспедиций.

 Рисунки под номером 11–13, 15, 17, 18 (в поясах сысольских коми и в единичных экземплярах поясов верхневычегодских коми). Рисунки под номерами 14, 15, 19 (в поясах верхневычегодских коми). Верхневычегодские пояса – более широкие, из 8 узорных нитей. Пояса сысольских коми сотканы по рисунку 4-6 узорных нитей. Всего же изучено 38 поясов – подлинников: в фондах Национального Музея Республики Коми – 31, Музея истории и культуры Сысольского района – 3, в частных коллекциях жителей Сысольского района – 4. Из них 17 поясов бытовали на территории проживания сысольских коми, 17 поясов – верхневычегодских коми (из них 12 у двух сдатчиков из Четдино и Мордино Корткеросского района, наиболее близких к территории расселения сысольских коми, возле Верхней Сысолы). Основателем же селения Мордино, по материалам исследований И.Л. Жеребцова, является Шевелёв Кондрат, «родом Сысольских волостей». И в материалах исследований Л.Н. Жеребцова и Л.П. Лашука «Этнографический уклад населения Верхней Вычегды» указывается на осваивание верхневычегодских земель переселенцами из Сысолы, Вычегды, Выми или Вишеры. Возможно, и технология ткачества поясов на вычегодские земли тоже пришла из сысольских традиций.

В ходе изучения подлинников выявлена закономерность при заправке бердечка: на кромочные с двух сторон идут 2 шерстяные нити одного цвета, а на узор – по 4 или 6 шерстяных нитей одного цвета и 4 или 6 нитей другого контрастного цвета. В утке – льняная нить.

  1. Источники информации:

— архивы

  1. Национального Музея Финляндии, г.Хельсинки (Финляндия)
  2. Фонды Национального музея Республики Коми, г. Сыктывкар.
  3. Фонды Российского этнографического музея, г.Санкт-Петербург
  4. Фонды Музея истории и культуры Сысольского района, с.Визинга.
  5. Частные коллекции жителей Сысолькского района Республики Коми.

 

— библиография

  1. Белицер В.Н. Народная одежда // Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. XIX – начало XX в. Труды Института этнографии. Новая серия. Т. 45. М., 1958. С.333-336.
  2. Белицер В.Н. Народное изобразительное искусство коми // Краткие сообщения. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Миклухо-Маклая / Ред. колл.: М. Г. Левин (отв. ред.) и др. Вып. 10. М., 1950. – С. 15-28.
  3. Браун М.А. Экспедиция в Коми АССР в июле-августе 1967 г. Опись коллекции // Архив отдела отдела этнографии Северо-Запада и Поволжья РЭМ. Опись №7366-48; 7366-49.
  4. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980. С.88-93.
  5. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1995. С.6-11, 82-94.
  6. Коллекция поясов в собрании Национального музея Республики Коми: Каталог / Сост. Е.К. Коровина; отв. ред. А.А. Павлов. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2012. — 84 с.: илл.
  7. Традиционный костюм сысольских коми (конец XIX – начало XX вв.) : методическое издание (2-е издание, доработанное) / сост. Л. А. Цветкова. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2020. С.37-41.
  8. Чувьюров А.А. Семиотические функции пояса в обрядах жизненного цикла у коми // Жилище и одежда как феномены этнической культуры. Материалы Седьмых Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2008. С.262-268.
  9. Шипунова Г.В. Народное искусство коми: (Узорное тканье, вязанье, вышивка) // Советская этнография. 1960. №2. С.57–71.
  10. Sirelius U.T. Permalainen. 1907 // Kansallismuseo: Suomalais-ugrilainen kokoelmat. 4815:1-317; 4816:1-126.
  1. Современное состояние объекта

          В живой традиции технология утрачена: носителей традиций не осталось, однако технология восстановлена Цветковой Л.А. в ходе изучения подлинников и на основе схем, представленных автором книги Климовой Г.Н. «Текстильный орнамент коми».

  1. Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры:

В Сысольском районе при Музее истории и культуры Сысольского района  проводятся мастер-классы. Бердечные пояса, сотканные современными мастерами, становятся украшением на традиционных костюмах сысольских коми фольклорных коллективов Сысольского района.

  1. Авторы/Составители:

Методист Муниципального учреждения культуры «Музей истории и культуры Сысольского района» Лариса Алексеевна Цветкова.

  1. Дата публикации: декабрь 2022 г.
  2. Дата обновления:

  3. Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы:

аудио и видео материалы:

  1. Браный пояс. Представлены фото поясов подлинников и процесс ткачества на бердечке Цветковой Л.А.
  2. 2020 год.
  3. Место хранения видеоматериала.
    https://vk.com/video-150259000_456239033?t=3m28s

Фотоматериалы