Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Технология изготовления традиционного усть-цилемского праздничного женского костюма

  1. Наименование объекта
    Технология изготовления традиционного усть-цилемского праздничного женского костюма
  2. Краткое описание
    Технология изготовления традиционного праздничного костюма русских «устьцилёмов» является уникальной и направлена не только на сохранение народной праздничной женской одежды, но и самобытного хороводного праздника «горка», бытующего в настоящее время только в Усть-Цилемском районе Республики Коми, в проведении которого традиционная одежда является необходимым условием. В технологии изготовления видов костюма используются современные швейные машины, в плетении поясов – традиционные способы изготовления при помощи деревянных предметов бёрдо.
  3. ОНКН Категория
    Традиционные технологии / техники. Изготовление предметов традиционного костюма
  4. Этническая принадлежность
    Русские (устьцилёмы)
  5. Конфессиональная принадлежность
    Старообрядцы (беспоповцы)
  6. Язык 
    Русский, севернорусское наречие, печорские говоры (усть-цилемский говор)
  7. Регион
    Республика Коми, Усть-Цилемский район
  8. Ключевые слова 
    Костюм
  9. Описательные сведения
    Праздничная одежда отличалась от повседневной набором дорогих тканей – золотое шитьё, штоф, репс – называлась наряд. Она входила в комплектность одежды, получившей название за́добро. По сведениям Мартынова, «Женщины любят обшивать свою одежду по швам цветными кантами и другими украшениями, а во время гуляний, например, одевают в Усть-Цильме старинные парчовые одежды, опушённые соболем или дорогими мехами, на голову надевают кокошник, на шею массу старинных цепей и крестов. Словом, получается старинный боярский костюм русской боярыни или боярышни, какой нигде нельзя встретить теперь в русской деревне. Всюду на Печоре женщины одеваются очень хорошо, и в праздничные дни на них можно видеть не только хорошие ситцы или сатины, а шёлк, бархат, дорогое сукно или драп». В одежду из дорогих тканей наряжались девушки и молодые женщины в весенне-летний период: в дни двунадесятых праздников и хороводных (горочных) гуляний. Особо выделяли наряд, в котором водили хороводы и называли го́рочный. В его комплектность входила одежда, выполненная из так называемых золоты́х матерья́лов, известных на Русском Севере как шитье золотом. Устьцилёма по-прежнему очень бережно относятся к одежде, особенно к праздничной, которая передаётся по наследству и служит нескольким поколениям. Нарядную одежду, изготовленную из репса, – матерчата одежда – никогда не стирали, поскольку при стирке цвет ткани становится размытым, и одежда теряет свою праздничность; её и теперь шьют на подкладке, которую периодически меняют. Под наряд всегда надевают рубаху с длинными рукавами, чтобы он не соприкасался с телом. Ежегодно летом всю одежду проветривают на улице. Её обязательно сушат и после ношения: зимой возле печки, в весенне-осенний период на улице.

Служебная информация

  1. Авторы описания:
    Дронова Татьяна Ивановна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы, истории КНЦ УрО РАН
  1. История выявления и фиксации объекта:
    Впервые традиционная праздничная усть-цилемская женская одежда была представлена в заметках путешественников и исследователей сер. XIX в. На рубеже XIX – XX вв. Н. Ончуков писал: «Даже в костюмах Печора сохранила парчовые боярские наряды, в центре хранящиеся только в музеях». Усть-Цильма донесла, сохранила и продолжает нести моду «допетровских» времен, удивляя величием старопрежных одеяний.
    Несмотря на исключительную устойчивость народной женской одежды и сохранявшуюся до середины 1950-х гг. мужской, она не являлась предметом специального исследования учёных. В настоящее время традиционный костюм русских (устьцилёмов) признаётся культурным феноменом. Развитию традиционной одежды, бесспорно, способствовали сохранение конфессиональных традиций и удаленное расположение Усть-Цилемского района от центра России. Особенностью сохранения технологии костюма является сохранение названий деталей одежды, раскрывающих глубинные истоки народного мировоззрения.
  2. Библиография:
    Дронова Т.И. Величавая красота усть-цилемского костюма // На благо мира и согласия: Консультативному совету по делам национально-культурных автономий Республики Коми – 10 лет. Сыктывкар, 2007. С. 22–25.
    Дронова Т.И. Культурный феномен «традиционная одежда» как один из факторов, формирующих имидж Усть-Цилемского района // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере. Материалы IX Всероссийской (с международным участием) научно-теоретической конференции 16 апреля 2010.Ч-IV. Сыктывкар, 2010. С. 44-48.
    Дронова Т.И. Одежда староверов Усть-Цильмы: традиционные типы и функции в поверьях и обрядовой культуре. Сыктывкар, 2011.
    Дронова Т.И. Одежда староверов Усть-Цильмы: традиционные типы и функции в поверьях и обрядовой культуре (Сер. XIX – нач. XXI вв.). Сыктывкар, 2011.
    Истомин Ф.М. Предварительный отчет о поездке в Печорский край летом 1890 года // Известия императорского Русского географического общества. СПб., 1890. Т. 26. Вып. 2.
    Ончуков Е.А. Печорская старина // ИОРЯС. Т. X. 1905. №2.

Иллюстрационные материалы