Свадебный обряд устьцилёмов

1. Наименование объекта
Свадебный обряд устьцилёмов
2. Краткое описание
Традиционный свадебный обряд имеет четкую структуру, состоит из семи-восьми этапов (в зависимости от локальной традиции), каждый из которых наполнен ритуальными действиями и обычаями, связанными с изменением социального статуса человека (вступающих в брак). Участники обряда – родственники и односельчане. Практиковалось их распределение по чинам, каждый их которых выполнял свои обязанности в ритуале. Важнейшими элементами обряда являлись свадебная причеть, заручение невесты, расплетение косы, благословление молодых, свадебный стол, исполнение лирических песен.

3. ОНКН Категория
Обрядовые комплексы и праздники. Обряды жизненного цикла человека
4. Этническая принадлежность
Русские, устьцилёмы
5. Конфессиональная принадлежность
Староверы (беспоповцы)
6. Язык
Русский, севернорусское наречие, печорские говоры (усть-цилемский говор)
7. Регион
Республика Коми, Усть-Цилемский район
8. Описательные сведения

Состояние бытования: В настоящее время свадебный обряд значительно изменен, из традиционных элементов сохраняются: наряжание невесты в народную одежду, прохождение испытаний женихом и его «свитой», выкуп невесты, причеть, поднос, олабыши. Исполняются народные лирические песни. Хранителями обряда являются представители семей. Сохранение информации происходит в рамках семьи.
Исключительность/Ценность: Свадебный обряд русских устьцилёмов является одним из вариантов севернорусской свадьбы. О развитости ритуала свидетельствует его структура, представленная тремя циклами: «сватовство», «досвадебные обряды», «свадьба», каждый из которых характеризуется событийной и игровой наполненностью. Исключительность обряда состоит в сохранении причети, наряжании невесты в традиционную одежду и сохранении ряда его элементов. Транслирование духовных семейных традиций является частью сохранения народной культуры в целом.
Форма бытования: Свадебный обряд устьцилемов представляет собой аутентичную форму сохранения локальной севернорусской старообрядческой культуры, представленный устными текстами, самобытным исполнением древнерусских песен и причети, спецификой танца. Сохраняется народная праздничная женская одежда.
Исторический аспект: История развития локальной культуры севернорусских староверов Усть-Цильмы начинается с XVIII века – времени переселения староверов на Печору и ее притоки Цильму, Пижму, Нерицу из Центральной и Северо-Западной России. Свадебный обряд представляет бессвященнословный брак, с молитвенным и родительским благословлением, наполнен ритуальными действиями, призванными совершить переход жениха и невесты в статус женатых/замужних представителей общины с предоставлением права участия в трудовой и праздничной жизни общины, транслирования народной культуры.
Этнологический аспект: В старообрядческой культуре в условиях утраченного священства свадебный обряд был единственной формой общественного признания новой семейной пары. Обрядовое «оформление» придавало молодоженам статус женатых людей (более уважаемых) в сравнении с теми, кто вступал в брак «уходом», «умыканием». Принципиальным отличием обряда является отсутствие жанра свадебных песен, хотя участники обряда исполняли застольные лирические песни. Исключение песен свадебной тематики из обряда является следствием непростого отношения староверов к браку, существо которого при утраченном священстве на протяжении полутора столетий (конец XVII–XVIII вв.) признавалось блудом. Возможно, идя на компромисс, и, признавая бессвященнословный брак, определяемый «по нужде», выговские духовники могли рекомендовать исключение из свадебного обряда песенного репертуара как неуместного. Поскольку доступ в Усть-Цилемский район до 1990-х годов был ограничен авиационным сообщением, свадебный обряд сохранялся в его целостности до 1970-х гг.
Способы передачи традиции: В настоящее время воссоздание свадебного обряда или отдельных его элементов (сватовство, смотрины) обусловлено интересом и потребностью молодых людей к упрочению семьи через сохранение традиций. В Усть-Цилемском районе в XXI веке показатель по количеству разводов является самым высоким за столетие. С 2000 года возобновлено благословление браков в молитвенном доме с. Усть-Цильма. Официальная регистрация брака проходит при участии фольклорных коллективов, участники которых совершают обрядовые действия, направленные на упрочение семьи. Транслированию традиций способствуют концертные программы фольклорных коллективов, разрабатывающих сценарии на основе материалов, фиксируемых от старожилов сел и деревень. В 1994 г. был снят видеофильм о пижемской свадьбе, копия, которого хранится в Центре народного творчества в г. Сыктывкаре. Народный интерес к подержанию семейных традиций на современном этапе возобновлен проектом «Родовой дом», благодаря которому многие семейные династии начали расписывать генеалогии, пишут воспоминания о представителях рода. Сохранению традиции способствуют издание научных трудов, оцифровка полевых материалов и их архивация.

Служебная информация

1. Авторы описания:
Дронова Татьяна Ивановна, ведущий научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы, истории КНЦ УрО РАН.
2. Библиография
Лирика русской свадьбы / подг. Колпаковой Н. П. Л.: Наука, 1973.
Дронова Т. И. Одежда староверов Усть-Цильмы: традиционные типы и функции в поверьях и обрядах. Сыктывкар, 2011.
Дронова Т. И. Семья и брак староверов Усть-Цильмы: конфессиональные традиции в повседневной и обрядовой жизни (сер. XIX — нач. XXI в.). Сыктывкар, 2013.
Канева Т. С. Усть-цилемские свадебные причитания: указатель основных тем и мотивов // Труды конференции «Покровские Дни»: в 3 Т. Нижний Новгород, 2011. Т. 3. С. 53-99.

Иллюстративные материалы

Фрагмент свадебного обряда, с. Усть-Цильма, 2019 г. (из фондов МБУ «РЦКДиК»)