Свадебные традиции летских коми

  1. Наименование объекта
    Свадебные традиции летских коми
  2. Краткое описание объекта
    Анализ этнографического материала показывает: в свадебном обряде летских коми выделяется ряд примечательных особенностей, таких как уплата калыма, пропой, обычай предсвадебного посещения родственников, ношение невестой меховой шапки, ряжение на третий день свадьбы, имеющих сходство с обрядовыми церемониями коми-пермяков, поволжских финнов, соседнего русского населения.
  3. ОНКН Категория
    Обрядовые комплексы и праздники. Обряды жизненного цикла человека.
  4. Этническая принадлежность
    Коми-зыряне
  5. Конфессиональная принадлежность
    Православие
  6. Язык 
    Коми-зырянский (лузско-летский диалект)
  7. Регион
    Республика Коми, Прилузский район
  8. Ключевые слова 
    Свадебные традиции, Прилузье, Летка
  9. Описательные сведения об объекте
    В свадебном цикле летских коми выделяются: предсвадебный период, охватывающий время от сватовства до девичника; свадебный, представляющий собственно свадьбу и по времени совпадающий с днем венчания; послесвадебный, включающий в себя этап вступления молодых в семейную и трудовую жизнь рода.
    Предсвадебный период подразделяется на следующие основные этапы: сватовство корасьöм, пропой невесты, рукобитье кикутöм, обряды кануна свадьбы каризна, включая обрядовое мытье невесты в бане.
    У летских коми существовала традиция предсвадебного нанесения визита родственникам. Невеста с сестрой или близкой подругой, жених с братом или другом вечерами обходили каждый свою родню, извещая о предстоящей свадьбе и приглашая к назначенной дате, что нашло отражение в обозначении данного обычая корöм ‘приглашение’. Совместная трапеза в доме родственников, как правило, завершалась причитаниями, исполнявшимися невестой вместе с замужними женщинами.
    Накануне дня свадьбы проводили прощальный вечер у невесты – девичник, приходившийся обычно на субботу, каризна, блин сёян рыт ‘вечер поедания блинов’, суббота рыт. Этот вечер, на который собирались подруги невесты, жених с друзьями, принято было проводить с угощением за столом, игрой на гармони. Одним из основных событий была обрядовая баня, устраиваемая поздно вечером или рано утром после девичника невеста пывсьöдöм ‘парение невесты’. Перед отправлением в баню, крестная расплетала волосы невесте, иногда ленты с волос невесты снимали уже в бане. Расплетение косы, символа девичества, сопровождалось специальными причитаниями невесты. Во время посещения невестой бани молодежь веселилась, исполнялись песни, частушки, молодые люди стреляли из ружей холостыми патронами: «Менö  мыськис вежань, пока мыськис, пыр лыйлiсны пищальöн, нылъя олöм пö тукайтам» (‘Меня мыла крестная, пока мыла, всё время стреляли из ружья, девичью жизнь, мол, прогоняем’).
    Основными обрядами этапа свадьбы являлись передача невесты жениху, пир в доме невесты, венчание, пир в доме жениха, ритуальное укладывание молодых.
    Яркой спецификой отличается обычай летских коми, по которому невесте, сидевшей на момент прихода жениха в ветхой одежде, надевали головедец без лент и меховую шапку. При этом крестная невесты спрашивала жениха: «Это ли твоя невеста?». После утвердительного ответа, головедец и шапку снимали и отдавали незамужней девушке либо младшей сестре невесты кöса кутысь ‘косу держащая’. Шапка обязательно выкупалась женихом, поскольку в ней невеста отправлялась на венчание.
    Мать либо крестная выводила нарядно одетую невесту к жениху, после чего они, взявшись за руки в рукавицах, обходили вокруг стола по солнцу. За столом рассаживались в следующем порядке: сначала крестный жениха, затем жених, невеста и крестная. Жениху, невесте, крестным родителям покрывали плечи вышитыми полотенцами, в которых они оставались в течение всего свадебного дня.
    Перед отправлением к венцу отец и мать невесты благословляли молодых, стоявших под матицей или на месте обеденного стола в поклоне, накрывали шубой, складывали на них приданое («вот сколько капиталу у нас есть» – хвастаются), дарили иконы. Невеста отправлялась в церковь в головедце и меховой шапке, которые при входе в церковь снимали, набрасывая вместо них платок. После венчания крестная жениха заплетала невесте волосы, делая прическу замужней женщины водзын шмак ‘шмак спереди’, надевала традиционный женский головной убор сороку.
    При встрече молодых в доме жениха совершался обряд посыпания куриным или утиным пухом, шерстью, чтобы «так же легко жили, как пух». При этом считалось, чтобы свекровь приняла невестку, новобрачной необходимо было подпрыгнуть несколько раз в тот момент, когда происходило осыпание. Родители жениха благословляли молодых, стоявших под матицей, и передавали им хлеб и соль, иногда деньги. Желая обеспечить свое благополучие в новой семье, новобрачная в этот момент трижды произносила про себя: «Век-тö овны, а не повны» ‘Век жить, а не бояться’  или «Ме лакты овны, а не повны» ‘Я пришла жить, а не бояться’.
    Перед тем как приступить к трапезе, совершали троекратный обход обеденного стола по ходу солнца, закрепляя тем самым брачный союз после церковного венчания. Родственники невесты привозили с собой отдарок, включавший пиво и пироги, приданое, постельные принадлежности.
    Брачное ложе молодым устраивали в голбце, сарае или в неотапливаемой избе, при этом подкладывали в постель камни, дрова, с целью получить от жениха гостинцы. Перед укладыванием молодые угощали каждого из присутствующих вареными яйцами. Молодушка разувала мужа, забирала выпавшие из обуви деньги.
    Во второй день свадьбы сур юан лун букв. ‘день распития пива’ новобрачная раздавала родственникам мужа подарки, в качестве которых выступали самотканые изделия, элементы одежды, угощала пивом.
    В этот же день молодушка пекла блины молодка блин из приготовленного свекровью теста. Стопку блинов ставили на стол перед женихом и по его действиям определяли: переворачивание блинов свидетельствовало о целомудрии девушки. Второй день свадьбы также называли смотрины, так как родственники и соседи приходили смотреть «какую невесту привезли».
    Спецификой третьего дня празднования свадьбы у летских коми, носившего название пирöг сёян лун ‘день поедания пирогов’, был обычай выпекания пирогов ёсьта пирöг ‘пирог с остриями (занозами)’, а также связанные с ним обрядовые действия. Молодая готовила из ржаного недрожжевого теста основу для пирогов корка, на которую свекровь выкладывала начинку из муки. В пирогах  запекались лучины, назначение которых трактовалось по-разному: «кому попадется лучинка, того жених с невестой суром угощали, а сами должны были целоваться»; «говорили, сколько лучинок, столько лет и вам жить»; «кому попадалась лучинка, считалось замуж скоро выйдет или женится».
    Одной из наиболее ярких особенностей обрядов третьего дня у летских коми является ряженье, когда родственники жениха, переодевшись в ветхую одежду, брали с собой корзину и обходили односельчан, просили угощения, после чего кормили всех участников свадьбы, в первую очередь, новобрачных. Главным подношением были яйца, ими кормили молодоженов, при этом невесте говорили: «кыдз позтырсö любитан, сідзжö и миянöс любит» ‘как яйца любишь, так и нас люби’.
    Спустя некоторое время после свадьбы молодые с близкими родственниками собирались в доме родителей невесты. В качестве основного угощения в этот день, носивший название блин сёян лун ‘день поедания блинов’, были блины и домашнее пиво. В этот же день родители молодой отдавали в качестве приданого несколько голов овец, корову.
    В летний период бытовал обычай послесвадебного «купания» невесты, символизировавший приобщение молодушки к новой социально-возрастной, семейно-родовой и, иногда, территориальной группе: «летом обязательно купали в реке всех, кто вышел в этот год замуж, говорили, вöчам мöлöдка» (‘делаем молодку’), такая была традиция» (Югова А. И.); «если молодая до замужества жила в другой деревне, то когда ее купали в реке, говорили: “теперь ты наша”» (Косолапова В. М.). Как правило, молодую неожиданно окунали в воду при стирке белья, или во время сенокоса. 

Служебная информация

  1. Описание основано на материалах исследователя:
    Бойко Юлия Ивановна, кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН.
  2. Библиография
    Бойко Ю.И. О некоторых особенностях свадебной обрядности летских
    коми // Материалы докладов I Всероссийской молодежной научной конференции «Молодежь и наука на Севере». Сыктывкар, 2008. Том II. С. 54–55.
    Савельева Г.С. Фольклор с. Прокопьевка Прилузского района: механизмы консервации иноэтнической традиции // Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера «Рябининские чтения – 2007». Петрозаводск, 2007. С. 382–386.
    Канева Т.С. Краеведческие материалы П.Г. Сухогузова в контексте изучения фольклорной традиции с. Прокопьевка Прилузского р-на Республики Коми // Славянская традиционная культура и современный мир.  Вып. 11. Личность в фольклоре: исполнитель, мастер, собиратель, исследователь. Сборник научных статей. М.: ГРЦРФ, 2008. С. 260-266.

Иллюстрационный материал

Фотографии предоставлены фондом Национального музея Республики Коми.