Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Символика традиционных резных календарей Коми-Зырян

  1. Наименование объекта:
    Пу святсi – резные деревянные календари коми-зырян.
  2. Краткое название объекта: символика традиционных резных календарей коми-зырян
  3. Краткое описание: До 1920-х гг. коми охотники и рыболовы на рр. Сысола, Вычегда и Печора для счёта времени по юлианскому (церковному) календарю использовали традиционные Пу святсi – бипирамидальный деревянный брусок с 12 полурёбрами (по числу месяцев), на которые были нанесены насечки, означающие дни. Общее количество насечек соответствовало количеству дней в году. Специальными значками на гранях были обозначены церковные праздники (обычно таких значков было 40-50, иногда больше). Прошедшие дни отмечали, залепливая зарубки воском или лиственничной смолой. Умели вести счет времени по такому календарю далеко не все коми крестьяне. Людей, умеющих им пользоваться, особенно уважали в сельской среде. В больших семьях это, как правило, был глава семьи, в охотничьих артелях — вожак или «хозяин» артели. Примечательно, что в среде русского населения сел и деревень бассейна рек Пинега и Мезень, а так же за Уралом  у обских угров, аналогичные резные календари до настоящего времени определяются местным населением как «зырянские».
  4. ОНКН Категория:
    Традиционные технологии, Декоративно-прикладное искусство, Народные знания
  5. Этническая принадлежность:
    коми-зыряне
  6. Конфессиональная принадлежность: старообрядцы беспоповцы; православные христиане
  7. Язык:
    вычегодский, ижемский и сысольский диалекты коми языка
  8. Регион:
    Республика Коми, Сысольский район, коми сёла и деревни на реке Сысола
    Республика Коми, Троицко-Печорский район, коми сёла и деревни на реке Илыч
    Республика Коми, муниципальное образование муниципального района «Вуктыл», коми сёла и деревни на реке Печора
    Республика Коми, Усть-Куломский район, коми сёла и деревни на реке Вычегда
  9. Ключевые слова:
    Республика Коми, Сысольский район, Усть-Куломский район, Троицко-Печорский район, коми-зыряне, календарная символика, традиционные технологии, декоративно-прикладное искусство, резьба по дереву, пасы
  10. Полное описание объекта: 
ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ

Служебная информация

  1.  Автор описания: ФИО, ученое звание и степень, место работы и должность, контактная информация: эл. адрес, телефон (раб.)
    Шарапов Валерий Энгельсович, к.и.н., ведущий научный сотрудник сектора этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. Тел.: 89121520441. E-mail: sharapov.valery@gmail.com
  2. Экспедиция: Организация, от которой была проведена экспедиция (указать полностью название организации). Если экспедиция проводилась по личной инициативе собирателя, то этот пункт остается незаполненным
    Институт этнологии и антропологии РАН, г.Москва
    Институт языка, литературы и истории, Коми НЦ УрО РАН, г.Сыктывкар
    Национальный музей Республики Коми, г.Сыктывкар
    Русский музей, г.Санкт-Петербург
    Российский этнографический музей, г.Санкт-Петербург
  3. Год, собиратели:
    1906 – С.И.Сергель
    1922-1926 – Л.Л.Капица
    1925 – Д.Д.Травин
    1961-1965 – М.А.Браун
    1970-1980 – Л.С.Грибова
    1978-1979 – Н.Д.Конаков, А.И.Терюков
    1992-1994 – В.Э.Шарапов, А.А.Чувьюров
    1998 – А.А.Смилингис
    2006-2009 – В.Э.Шарапов
    2014 – В.Э.Шарапов
    2015-2016 – Н.И.Сивков
    2016 – А.А.Чувьюров
    2017 – Е.А.Худин
  4. Место фиксации:
    Республика Коми, Троицко-Печорский район, д.Саръюдiн
    Республика Коми, Троицко-Печорский район, д.Еремей (Еремеево)
    Республика Коми, Троицко-Печорский район, с.Троицко-Печорск
    Республика Коми, Троицко-Печорский район, п.Приуральский
    Республика Коми, городской округ Вуктыл, д. Савинобор
    Республика Коми, Корткеросский район, с.Вомын
    Республика Коми, Корткеросский район, с.Югыдтыдор
    Республика Коми, Усть-Куломский район, с.Помоздино
    Республика Коми, Усть-Куломский район, д.Фроловск
    Республика Коми, Усть-Куломский район, д. Кузьмыльк (Кузьминская)
    Республика Коми, Усть-Куломский район, д. Бадьёльск
    Республика Коми, городской округ Усинск, с.Усть-Уса
    Республика Коми, городской округ Усинск, д.Денисовка
    Республика Коми, Усть-Вымский район, с.Усть-Вымь
    Республика Коми, Сысольский район, с.Визинга
    Республика Коми, Сыктывдинский район, с.Гарья
  5. Место хранения:
    Национальный музей Республики Коми, г.Сыктывкар, Республика Коми
    Национальная Галерея Республики Коми, г.Сыктывкар, Республика Коми
    Троицко-Печорский районный историко-краеведческий музей им. А.Н.Попова, с.Троицко-Печорск, Республика Коми
    Музей «Родное Приуралье» п. Приуральский, Троицко-Печорский район, Республика Коми
    Интинский краеведческий музей, г.Инта, Республика Коми
    Печорский историко-краеведческий музей, г.Печора, Республика Коми
    Историко-краеведческий музей  с.Усть-Уса, городской округ Усинск, Республика Коми
    Историко-краеведческий музей д.Фроловск, Усть-Куломский район, Республика Коми
    Историко-этнографический музей с.Усть-Вымь, Усть-Вымский район, Республика Коми
    «Музей истории и культуры Сысольского района», с.Визинга, Сысольский район, Республика Коми
    Российский этнографический музей, г.Санкт-Петербург
    Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», г.Ростов
  6. История выявления и фиксации объекта:
    Первые краткие упоминания о резных деревянных календарях у коми-зырян встречаются в публикациях А.Шренка о его путешествии по Северу России в 1837 г.
    Подробно резной зырянский «пас-календарь» впервые был описан известным историком и языковедом П.И. Савваитовым  и опубликован им в 1871 г. в трудах I-го археологического съезда, который состоялся в Москве в 1869 г. П.И. Савваитов относил происхождение известного ему деревянного зырянского календаря к ХІV веку и связывал с древнепермской письменностью. Основываясь на рассмотрении пиктографической символики резных святцев П.И.Савваитов выдвинул гипотезу, что создателем календаря являлся Св. Стефан Пермский”.
    Изображения различных вариантов деревянных зырянских календарей были опубликованы во второй половине XIX в. в работах П.Д.Шестакова (1877) и французского путешественника Шарль Рабо (1894). В начале XX в. изображения зырянских пу святцев были представлены в обзорной работе по финно-угорским народам финского этнографа И.Маннинена.
    В начале 1920-е гг. С.И.Сергелем зафиксированы 4 резных календаря в селах и деревнях на р.Вычегда и переданы им в фонды Русского Музея в г.Санкт-Петербург. Во второй половине 1920-х гг. уникальные образцы резных календарей у вычегодских и печорских коми были зафиксированы и описаны этнографом Л.Л.Капицей для коллекции этнографического отдела Русского Музея в г.Ленинграде.
    В 1950-1970 редкие образцы резных календарей сысольских, вычегодских и печорских коми были зафиксированы в ходе экспедиционных исследований на территории Коми АССР московскими, ленинградскими и сыктывкарскими этнографами (В.Н.Белицер, М.А.Браун, Л.С.Грибовой, А.И.Терюков и Н.Д.Конаковым).
    В 1990-х гг. этнограф Н.Д.Конаков в ряде публикаций представил описание символики Пу святсi в контексте традиционной промысловой деятельности и календарной обрядности коми (1993, 1999). Интересный опыт систематического описания христианской символики зырянских календарей на основе сравнительного изучения экспонатов из различных музейных коллекций и новых уникальных находок на территории Республики Коми предлагается в публикациях В.Б.Липина (2006, 2013) и Н.И.Сивкова (2013, 2016, 2017).
  7. Библиография:
    Баранова О.Г. Народные резные календари (к этнографическому описанию предмета) // Проблемы классификации,  типологии, систематизации в этнографической науке. Материалы Пятых Санкт-петербургских этнографических чтений. – СПб., 2006. – С.185-187.
    Бараксанов Г.Г. Важ коми гижӧдъяс [Древние коми письмена]- Сыктывкар, 1992.
    Кузнецов Н.И. Природа и жители восточного склона Северного Урала: Предвар. сообщ. чл.-сотр. Н.И. Кузнецова : (Читано в общем собр. И.Р.Г.О. 7 окт. 1887 г.). – Санкт-Петербург: «тип. А.С. Суворина», 1888.  –  С.26.
    Константинов Н.А. Народные резные календари // Сб. музея антропологии и этнографии, Т.ХХ.  – Л., 1961. – С.84-113.
    Конаков Н.Д. Деревянные святцы // Конаков Н.Д. От Святок до Сочельника. Коми традиционные календарные обряды. – Сыктывкар, 1993. – С.118-120.
    Конаков Н.Д. Пу святсi // Энциклопедия уральских мифологий. Т.I, Мифология коми. / Под ред.: А.-Л. Сиикала, В.В. Напольских, М. Хоппал. Руководитель авторского коллектива Н.Д. Конаков. – М., ДиК, 1999. – С. 318.
    Липин В.Б.  Деревянные резные календари-святцы в собрании Национального музея Республики Коми // Арт/Лад,  №3. – Сыктывкар, 2006. – С.120-128.
    Липин В.Б. Деревянная вечность // Красное знамя, 18 июня. – Сыктывкар, 2011. – С.5.
    Липин В.Б. Деревянные резные календари-святцы в собрании Национального музея Республики Коми // Труды Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова / науч. ред. А. Г. Тучков. – Томск : Изд-во «Д’Принт», 2013. – Т. 18. – С.163-173.
    Мартынов С. В. Печорский край. Очерки природы и быта, население, культура, промышленность. – СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1905. – С.65-66.
    Manninen Ilmari. Syrjaanit [Зыряне] // Suomensukuiset kansat [Родственные финнам народы]. – Poorvo, 1929. – S.302-303.
    Майстров Л.Е., Просвиркина С.К. Народные деревянные календари // Историко-астрономические исследования. VI. / Отв. ред. П.Г. Куликовский. –М., 1960. – С.279-298.
    Пежемский П.И. Сельский деревянный календарь. // Москвитянин, ч. I, №2, кн. 2, 1852.
    Савваитов П.И. О зырянских деревянных календарях и Пермской азбуке, изобретённой св. Стефаном // Труды Первого археологического съезда в Москве. 1869. Том II / Под редакцией гр. А.С. Уварова. – М.,1871. – C. 408-416.
     Савваитов П.И. О зырянских деревянных календарях и о пермской азбуке, изобретённой Святым Стефаном. – М., 1873 – C.2-8.
    Сергель С.И. Описание зырянских построек в помоздинской волости Усть-сысольского уезда Вологодской губернии. Лето 1906 г. // Сергей Иванович Сергель: этнограф и путешественник / Сост. и комм.: Н.И. Ивановская, А.А. Чувьюров. – Санкт-Петербург: «Славия», 2011 – С.132-133.
    Сивков Н.И. Тайна вомынского календаря // Дым отечества. 24 апреля. №72 (4229) –  Сыктывкар, 2010
    Сивков Н.И. Зырянские деревянные календари-святцы. К проблеме датировки // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. №4 (24). – Сыктывкар, 2013.  – С. 36-54.
    Сивков Н.И. Волжская булгария и коми-зырянская календарная традиция // Исторический опыт и перспективы научного, научно-технического и культурного сотрудничества между Болгарией и регионами России (на примере Республики Коми): Материалы докладов Международной научной конференции. – Сыктывкар, 2016. – C.185-197.
    Сивков Н.И. Булгарский след в создании зырянского календаря-святцы // Арт/Лад,  №4. – Сыктывкар, 2017. – С.136-142.
    Смилингис А. Кольӧм нэмся пу календар // Звезда, №10 (7119), 24.01. 1998.
    Stipa G. Der Ursprung der permischen Schrift // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. – 1961 – 110. 341-364.
    Stipa G.J. Zum Kulturbereich der syrjanischen Kerbkalender // Finnisch-ugrische Forschungen. Zeitschrift fur Finnisch-ugrische Sprach-und Folkskunde. Band XXXVI, Heft 1-2. – Helsinki, 1966. – S.181-207.
    Срезневский В. Северный резной календарь. – СПб., 1874. – 110 с.
    Charles Rabots. A Travers La Russie Boreale. – Paris: Librairie Hachette, 1894. – Pp.165-166.
    Шренк А. Путешествие к северо-востоку Европейской России через тундры самоедов к Северным Уральским горам. – СПб., 1855. – C.291-292.
    Шестаков П.Д. Где книги, писанныя зырянскою или пермскою азбукою, составленною Св.Стефаном Великопермским? // Труды 4 Археологического съезда в России, бывшего в Казани с 31 июля по 18 августа 1877. Том 2.] — Казань: Тип. Императорского университета, 1891 — По отд. VI. II. С.2-3

Иллюстрационный материал