Праздник святой Параскевы Пятницы

(Удорский район, деревня Кривое)
  1. Наименование объекта
    Праздник святой Параскевы Пятницы деревни Кривое
  2. Краткое описание

Праздник Параскевы Пятницы проводится в д. Кривое Удорского района Республики Коми. Участниками его является население д.Кривое, а также с.Важгорт и ближайших деревень: Выльгорт, Пучкома, Муфтюга, Чупрово, Коптюга. Праздник установлен по случаю обретения иконы св. Параскевы Пятницы на берегу р. Керъю.   

  1. ОНКН Категория
    Обрядовые комплексы и праздники. Традиционные народные праздники
  2. Этническая принадлежность
    Коми-зыряне
  3. Конфессиональная принадлежность
    Православные христиане
  4. Язык
    Коми-зырянский
  5. Регион
    Республика Коми, Удорский р-он, д. Кривое
  6. Ключевые слова 
    Республика Коми, Удорский район, Праздник Параскевы Пятницы, женский «заветный» день

     

  7. Сведения об объекте 

Праздник Параскевы Пятницы в д. Кривое является уникальным, исключительным  явлением народной культуры коми, поскольку традиция «завета» предков на этот праздник не прерывалась даже в самые суровые годы религиозных репрессий. По своему происхождению и содержанию праздник представляет собой вариант общероссийской православной традиции празднования Девятой пятницы по Пасхе, посвященной великомученице Параскеве. Оригинальные черты праздника проявляются в особенностях обрядности, характере молитв, отношения к иконам и т.п.   

Праздник Параскевы начинается в 9 часам утра, когда к часовне собираются женщины. С собой они несут бидончики, банки и прочую посуду под освященную Пятницкую воду. У некоторых на руках иконы.  К половине десятого утра входят в часовню. Иконы установлены в ряд на специальных полках напротив входа в часовню. На многих из них висят тканые полотенца, платки, куски ткани. Женщины не спеша зажигают свечи под иконами. В первый ряд проходят староста часовни и те, кто знает и поет молитвы. В руках у них старообрядческие лестовки (лествицы), по которым определяют количество исполненных молитв. Около десяти часов, когда уже зажжены все свечи, староста часовни начинает службу. Служба сегодня представляет собой пение молитв каждому из чинов небесной иерархии, представленных на иконах часовни. После завершения службы женщины выносят иконы на улицу и крестным ходом идут к берегу речки Керью. Дети идут впереди процессии, нередко тоже с иконами в руках, грудных же детей женщины несут на руках. Шествие проходит по пойменному лугу к озеру Кoдж ты (старица р.Вашки) и дальше по мосткам через озеро и болото на сухой берег речки Керъю, где установлен деревянный обетный крест. Иконы ставят к кресту, часть женщин становится на моление, а другие спускаются к воде и совершают омовение икон. Каждую икону по отдельности окунают в воду и моют глухариными крыльями. Вымытые таким образом иконы поднимают на берег и снова ставят к кресту. При этом исполняются молитвы в честь каждого из святых. Последней в воду окунают икону св. Параскевы, и с этого момента вода в реке как бы становится святой. К воде подводят и моют больных, детей, набирают воду в принесенную посуду. Некоторые женщины окунаются в воду, а если погода не позволяет совершить купание, то многие просто заходят в воду и, подняв подолы юбок, приседают в воду. Образ Пятницы как бы «открывает» воду, и с этого момента на Вашке разрешено купаться в реках и озерах.

Служебная информация

  1. Авторы описания:

Лимеров Павел Федорович, доктор филологических наук, ведущий научныйсотрудник сектора фольклора ИЯЛИ ФИЦ КНЦ УрО РАН.

  1. Библиография

Лимеров П.Ф. Народные праздники на Вашке // Родники Пармы, Вып. 3, Сыктывкар, 1993, С.39-44.
Шарапов В.Э. Богородичные праздники у современных коми. Научные доклады. КНЦ УрО РАН, вып.359, Сыктывкар, 1995.
Sharapov V. E. Kansanomainen ortodoksisuus Komissa // Uskonto ja identiteetti. SKS, Helsinki, 1999, S. 55-66.
Шарапов В. Э. Живая традиция: заветные и храмовые праздники у современных сельских коми // Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001, с.148-168.
Панюков А.В. Традиции и современность: культ икон в современной культуре коми // Вестник культуры. Сыктывкар, 2000, №1, С. 43-47.
Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни. СПб., 2005. С.257-259.
Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни северо-запада России. СПб., 1998. С.159–175.
Чувьюров А.А. Заветные праздники коми-зырян // Музеи и краеведение. Труды национального музея республики Коми. Вып. 3, 2001, С.183-190;.
Лимеров П.Ф. «Святая Пятница Параскева, моли Бога о нас!..» // Арт (Лад), Сыктывкар, 2005, №3, С.110-121.
Чувьюров А.А. Шарапов В.Э. Местночтимые святыни у современных верхне-вычегодских коми // Живая Старина, №2 – Москва, 2006. – С.23-26.
Лимеров П.Ф. Праздник св. Параскевы Пятницы в д. Кривое как центр духовной культуры удорских коми  // Рябининские чтения – 2007: материалы V научной конференции по изучению Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С.68-71

Иллюстративные материалы

Праздник св. Параскевы Пятницы. Д. Кривое, Удорский р-н, 1995 г. Фото П.Ф. Лимерова