Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Ижмо-колвинский эпос

(Усинский район, село Колва)
  1. Наименование объекта
    Ижмо-колвинский эпос
  2. Краткое название объекта
    Эпос
  1. Краткое описание:

Памятники ижмо-колвинского эпоса представляют собой ценнейшие в художественно-эстетическом плане образцы устного народного творчества. Эта эпическая традиция вобрала в себя лучшие музыкальные и поэтические черты, присущие и собственно коми фольклору, и фольклору их соседей. В разнообразии тем и сюжетов эпических произведений заключается многовековой опыт культуры северных народов, их специфические представления о мироустройстве, отражена повседневная и ритуально-обрядовая жизнь оленеводов, этические и эстетические каноны  и многое другое. Находится на грани исчезновения. От современных исполнителей зафиксированы единичные сюжеты в с. Колва Усинского района Республики Коми, в Ненецком автономном округе Архангельской области, в Ямало-Ненецком автономного округе Тюменской области. Ижмо-колвинская эпическая традиция возникла в результате уникальных межэтнических взаимодействий северных коми, ненцев, обских угров и представляет собой органичное соединение финно-угро-самодийских фольклорных компонентов. Зародившись на стыке традиций, ижмо-колвинский эпос стал одним из наиболее ярких составляющих коми фольклорной культуры, и почти каждый из зафиксированных эпических памятников оригинален по сюжетике, по образности и многогранному переплетению фольклорной архаики и веяний нового времени.

  1. Фотография для обложки объекта
    Фотография местного фольклорного коллектива. На фото 11 человек. Фото сделано в 1961 году, перед записью ученого, фольклориста Прометея Ионовича Чисталёва.
  1. ОНКН Категория
    III. Народное исполнительство.
    2.5.Неприуроченные жанры.
    2.5.2. Эпос
  1. Этническая принадлежность
    Северные коми, ненцы, обские угры
  1. Конфессиональная принадлежность
    Православие, язычество
  1. Язык
    Коми
    Ненецкий

  2. Регион

Российская Федерация, Республика Коми, Усинский р-он, с.Колва;
Российская Федерация, Республика Коми, Ижемский р-он,  деревни Мохча, Бакур;
Российская Федерация, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, г.Нарьян-мар, села :Красное, Несь, посёлки: Харута, Кара, Хонгурей,  Харей-Вер ;
Российская Федерация, Тюменская область, Ямало-Ненецкая автономный округ, город Салехард; село Мужи, деревня Ямгорт Шурышкарского района;
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский и Белоярский район.

  1. Ключевые слова

Республика Коми, Усинский район, село Колва, фольклор, эпические песни, яран сьыланкывъяс (ненецкие песни), яран мойдъяс (ненецкие сказки), колва яран (колвинские ненцы).

  1. Полное описание
    ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ

Служебная информация

1.Автор описания:

Панюков Анатолий Васильевич, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора фольклорного фонда  ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук»,  г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 26.

2.Экспедиция:

Фольклорные экспедиции 1958-1960 гг. в Ижемский и Усинский районы Республики Коми;
Большеземельская фольклорная экспедиция -1968 г.;
Малоземельская фольклорная экспедиция -1971 г.;
Канино-Тиманская фольклорная экспедиция 1972-1973 г.г.;
Фольклорные экспедиции к зауральским коми Тюменской области-1962, 1967, 1968, 1970, 1971 гг.;
Фольклорная экспедиция в с.Колва Усинского района- 1961 г.;
Фольклорная экспедиция в с.Колва Усинского района- 1966 г.;
Фольклорная экспедиция в с.Колва Усинского района-1972г.;
Фольклорная экспедиция Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук (ИЯЛИ КНЦ)  в Тюменскую область-2003 г.),
Фольклорная экспедиция ИЯЛИ КНЦ  в Ненецкий автономный округ Архангельской области — 2008 г.;
Фольклорные экспедиции ИЯЛИ КНЦ Ижемский район Республики Коми — 1996-2015 гг.
Фольклорно-этнографическая экспедиция в с.Колва Усинского района Центра народного творчества и повышения квалификации Республики Коми- 2015 г.

3.Год, собиратели:

1911 г. — Баратоши Бенедэк;
1958-1960 г.г. — А.К. Микушев, П.И. Чисталев;
1962, 1967, 1968, 1970, 1971 гг. — Ю.Г. Рочев, А.К. Микушев, В.М. Кудряшова;
1961г. — П.И. Чисталев;
1966 г. —  Э. Васойи, Г.Г. Бараксанов;
1968 г. — А.К. Микушев;
1971г. — В.М. Кудряшова;
1972 г. — Ф.В. Плесовский,  Н.Д. Бомбергер;
1972-1973 г.г. — А.К. Микушев, Н.Д. Бомбергер, Л.Ф. Бобрикова, Ю.Г. Рочев;
2006 г. — В.В. Филиппова;
2015 г. — А.В. Панюков, Е.Г. Вострых, А.А. Альхимёнок.

4. Место фиксации:

Российская империя, Канинский полуостров;
Российская Федерация, Республика Коми, Усинский р-он, с.Колва;
Российская Федерация, Республика Коми, Ижемский р-он,  деревни Мохча, Бакур;
Российская Федерация, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, г.Нарьян-мар, села: Красное, Несь, посёлки: Харута, Кара, Хонгурей,  Харей-Вер;
Российская Федерация, Тюменская область, Ямало-Ненецкая автономный округ, город Салехард; село Мужи, деревня Ямгорт  Шурышкарского р-она;
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский и Белоярский р-оны.

5.Место хранения:

Фольклорный фонд ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук» (записи 1996-2006 гг.)  г.Сыктывкар;
Фольклорный архив Центра фольклорных исследований ФГБОУ «СГУ им. Питирима Сорокина, г. Сыктывкар (записи 1980-2000-х гг.).

6.История выявления и фиксации объекта:

Первые единичные записи произведений ижмо-колвинского эпоса были сделаны венгерским ученым Баратоши Бенедэком в 1911 году на Канинском полуострове. Однако только в 1956-58 г.г. фольклористы Ю.Г. Рочев и Э. Васои открыли в бассейне р. Колва на границе Усинского р-на Республики Коми и Ненецкого автономного округа существование полнокровной коми эпической традиции в культуре так называемых «колва яран» – колвинских ненцев, говорящих на коми языке. Этнографическая группа колвинских ненцев локализовалась в конце 19 — начале 20-го века в нижнем и среднем течении реки Колва, в пределах так называемой Колвинской волости (Ижмо-Печорский уезд Архангельской губернии). Эта группа в начале 20-го века сильно отличалась от основной массы тундрового ненецкого населения, прежде всего, своим оседлым образом жизни и использованием ижемского диалекта коми языка в качестве разговорного. Начало  формирования «колва яран» восходит к первой половине 19-го столетия и тесно связано с процессом седентаризации. Ко второй половине этого столетия, с переходом населения Колвинской волости  на коми язык, этот процесс завершается и «колва яран» – колвинские ненцы начинают выступать как отдельная этнографическая группа отличная и от ненецкого населения тундры, и от ижемских коми по ряду культурных, лингвистических и экономических признаков. Зарождение этой самобытной культуры стало возможным только благодаря взаимосближению двух абсолютно разных культур – коми-ижемцы за короткий срок (конец ХVIII – первая половина ХIХ вв.) освоили оленеводство и мир кочевника, а колвинские ненцы перешли на оседлый образ жизни, переняли язык и обычаи ижемских коми. Это взаимосближение закреплялось семейно-родственными узами. Уникальность ситуации связана и с возникновением особого религиозно-мифологического двоемирия. Обособление «колва яран» тесно связано с деятельностью известного проповедника епископа Вениамина, распространявшего православное христианство среди европейских ненцев в 1820-1840 гг. В 1827 году по инициативе этого епископа была основана православная церковь в 20 километрах выше устья реки Колва, ставшая в последствии центром формирования новой волости. Это место было расположено на границе между тайгой и лесотундрой, среди обширных лугов в низовьях реки, здесь проходил один из самых больших оленеводческих маршрутов. К концу ХIХ в.ненцы Колвинской волости и более южных районов в большинстве своем были уже православными и вели, как и ижемские оленеводы, полукочевой образ жизни. Особую роль в становление этой биэтничной фольклорной традиции сыграло своего рода внутрисемейное двоемирие: коми-ижемки, выходя замуж за ненцев, приносили в новую жизнь свой язык, свои обычаи, свое лирическое мировосприятие, а мужчины – носители эпического мира, эпических знаний – при этом оставались ненцами. Все это вместе и вызвало взрывоподобное (всего за несколько поколений) рождение новой фольклорной эстетики и уже не разделимой на этнические слагаемые новой традиции. Таким образом, изначально эта фольклорная культура представляла собой уникальное соединение коми-ижемской и собственно ненецкой исполнительских традиций. По мере расселения по Европейским тундрам и Зауралью и дальнейшей ассимиляции фольклорная традиция колвинцев расширялась за счет включения в нее новых элементов фольклорного творчества. Этому во многом способствовала и ситуация коми-ненецкого двуязычия, характерного как для ненцев, так и для ижемских оленеводов.  В пределах современного Ненецкого автономного округа колвинцы живут в основном в пос. Хорей-Вер, пос. Харута и кочуют по прилегающей к ним тундре. Во второй половине XIX в. некоторые колвинцы вместе с коми-ижемцами стали перекочевывать за Урал в пределы Тобольской губернии. Сейчас в Тюменской области колвинцы проживают в Березовском р-не Ханты-Мансийского автономного округа-Югра и в Шурышкарском, Приуральском, Надымском р-нах Ямало-Ненецкого автономного округа.

7. Библиография.

Коми народный эпос / Вступ. ст., комм. А.К. Микушева. М.: Наука. Серия «Эпос народов СССР), 1987. – 686 с.
Коми эпическая поэзия: Сборник / Вступ. ст., сост. и прим. А.К. Микушева. — Л.: Сов. писатель.1991. — 368 с.
Микушев А.К. Коми эпические песни и баллады. Л., 1969.
Микушев А.К. Жанровые особенности эпоса северных коми зырян // Специфика фольклорных жанров: Сб. ст. М. 1973. С.200-226.
Микушев А.К. Оленеводческие песни-нуранкыв и ижмо-колвинский эпос // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972. С.123-131.
Микушев А.К. Эпические формы коми фольклора / Отв. ред. А.М. Астахова, В.И. Лыткин. — Л.: Наука.1973. — 256 с.
Микушев А.К. Взаимосвязи традиционной композиции импровизационных песен коми и ненцев // Фольклор народов РСФСР: Межвуз. сб. — Уфа. 1988. — С. 5-12.
Микушев А.К. Пермско-самодийские фольклорные связи // Материалы VI Международного конгресса финно-угроведов. — М. 1990. — Т. 2. — С. 544-546.
Коми эпическая поэзия: Сборник / Вступ. ст., сост. и прим. А.К. Микушева. — Л.: Сов. писатель.1991. — 368 с.
Фольклор коми и ненцев Ненецкого автономного округа / Сост., вступ. ст., комм., прим. А.В. Панюкова. Сыктывкар, 2010. – 500 с. (с аудиоприложением).
Филиппова В.В. Эпические формы коми фольклора / Филиппова В.В. Фольклор народа коми: Хрестоматия. Сыктывкар, 2007. – С. 83-96.
Филиппова В.В. Свое/чужое в традиционной культуре коми // Русский Север и восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога. Ижевск: АНК, 2006. С. 179-182.

8.Дискография:

Фольклор коми и ненцев Ненецкого автономного округа / Сост., вступ. ст., комм., прим. А.В. Панюкова. Сыктывкар, 2010. – 500 с. (с аудиоприложением).

Аудио

Из аудиозаписей фольклорного фонда ИЯЛИ Коми НЦ

Фрагмент песни «Юсь еджыдэй». В исполнении М.И. Лабазова, с. Колва.
П.И. Чисталёв, 1961 г.
Село Колва, Усинский район
Фольклорный фонд ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук» (записи 1996-2006 гг.) г.Сыктывкар

Фрагмент песни «Опой чаркаасем» (Выпивание чарки). В исполнении А.П. Мольковой,
Э. Васойи и Г.Г.Бараксанова, — 1966 г.
Село Колва, Усинский район
Фольклорный фонд ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук» (записи 1996-2006 гг.) г.Сыктывкар

Фрагмент песни «Евилё вок» (Брат Евилё). В исполнении У.А. Косковой
Э. Васойи и Г.Г.Бараксанова, 1966 г.
Село Колва, Усинский район
Фольклорный фонд ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук» (записи 1996-2006 гг.) г.Сыктывкар

Иллюстративные материалы