Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Фольклорная традиция «Бурсьылысьяс»

(Усть-Куломский район)
  1. Наименование объекта
    Обрядово-религиозная певческая  традиция  верхневычегодских коми  «Бурсьылысьяс».
  2. Краткое описание

В современном бытовании фольклорные коллективы, владеющие религиозной традицией «Бурсьылысьяс» (Певцов Добра) имеются в нескольких населенных пунктах Усть-Куломского района Республики Коми (сс. Мыёлдино, Помоздино, Пожег, Усть-Нем). Как правило, они состоят из женщин старшего поколения жителей села, которые собираются во время проведения тех или иных ритуально- обрядовых действий. В исторический период бытования важное место в традиции занимали религиозные собрания, сегодня, в основном, исполнение духовных песнопений связано с похоронно-поминальной обрядностью, с календарно приуроченными родительскими днями. У современных верхневычегодских коми сохраняется традиция проведения внехрамовых служб у почитаемых сельских святынь, расположенных на территории села, либо за его пределами. Как и в прошлом, проведение таких служб приурочивается к местным сельским праздникам, во время которых устраивались крестные ходы.

Внехрамовые службы регулярно проводятся в местах, связанных в фольклорной традиции с явлением чудотворных икон и Богородицы, а также возле целебных источников, на кладбищах и на месте бывших храмов и часовен. Поскольку местночтимые святыни включены в систему христианских координат, по-прежнему значимых для сельского социума, внехрамовые службы продолжают оставаться важной составляющей современной религиозной жизни верхневычегодских коми.

Основной репертуар духовных песнопений является общим для всех коллективов, в него входят духовные стихи, канты, псалмы. Из прозаических жанров религиозного фольклора здесь бытуют легенды, предания, рассказы о видениях, пророчества. Рукописные религиозные тексты «бурсьылысьяс», представляющие собой как переводную, так и оригинальную литературу религиозного характера на коми языке.

Особое внимание носители традиции уделяют богослужебной литературе. Для этого на коми язык (верхневычегодский диалект) были переведены тексты Писания, псалмы, акафисты, духовные стихи, переводились даже народные легенды и апокрифические тексты, такие как «Сон Богродицы» и «Хождение Богородицы по мукам» и т.д. Кроме того, в традиции составлялись сборники проповедей наиболее талантливых из учителей Добра, а также сборники духовных стихов и песен, нередко написанных самими «бурсьылысьяс».

  1. ОНКН Категория
    Устные традиции и формы выражения, исполнительские искусства
  2. Этническая принадлежность
    Коми-зыряне
  3. Конфессиональная принадлежность
    Православие
  4. Язык
    Коми язык
  5. Регион
    Республика Коми, Усть-Куломский р-он, с. Мыелдино, с. Пожег, с. Помоздино,  с. Усть-Нем
  6. Ключевые слова
    Бурсьылысьяс (Певцы Добра), религиозный фольклор
  7. ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА
    ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ

Служебная информация

  1. Исследователи

Лимеров Павел Фёдорович, ведущий научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН, кандидат филологических наук;

Чувьюров Александр Алексеевич, старший научный сотрудник отдела Поволжья и Приуралья Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург;

Панюков Анатолий Васильевич, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН, доцент, кандидат филологических наук;

Уляшев Олег Иванович, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН.

  1. Библиография

Власова В.В. История этнографического изучения старообрядческой традиции коми (Cайт «Этнографическая Энциклопедия: Традиционная культура народов европейского северо-востока России»: http://www.anti-raskol.ru/pages/695

Гагарин Ю.В. «Бурсьыласьяс» как местная разновидность православия в Коми крае // Этнография и фольклор. Труды ИЯЛИ КФАН СССР. № 17. Сыктывкар, 1976. С. 69-75

Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978.

Жеребцов Л.Н., Лашук Л.П. Этнографический уклад населения верхней Вычегды // Историко-филологический сборник. Вып. 5. Сыктывкар, 1960. С.53-98.

Лимеров П.Ф, Религиозность народа коми: формирование религиозного фонда // Арт:  литературно-художественный журнал Республики Коми. Сыктывкар, 2008, №1. URL: http://artlad.ru/magazine/all/2008/1/179/187

Чувьюров А.А. (Санкт-Петербург), Шарапов В.Э. Местночтимые святыни у современных верхне-вычегодских коми // «Живая Старина», №2 – Москва, 2006. – С.23-26.

Чувьюров А.А. Духовные стихи в религиозной и обрядовой жизни вычегодских и печорских коми // Духовная культура Севера: итоги и перспективы исследования. Сыктывкар, 2002. С. 62–69.

Чувьюров А.А. Сон Богородицы в рукописной традиции вычегодских коми: место, семантика, функция. URL: http://gosha-p.narod.ru/Articles/Chuvjurov.htm

Чувьюров А.А. Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев. Часть 2 // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.9 — М.: 2005. (Книжица Самарского староверия) URL: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/132-1-0-12

Чувьюров А.А., Смирнова О.Н. “Святые” и “святые места” в традиционной культуре верхневычегодских коми // Музеи и краеведение. Труды национального музея республики Коми. Вып.4, 2003, С. 149-164.

Иллюстративные материалы