Традиция ансамблевых многоствольных флейт («Куима чипсан») села Чёрныш Прилузского района

  1. Наименование объекта
    Традиция ансамблевых многоствольных флейт села Чёрныш.
  2. Краткое название объекта
    Чипсан
  3. Краткое описание

В современном бытовании фольклорный ансамбль с. Черныш является единственным носителем аутентичной инструментальной традиции. Трехствольные флейты  — «куима чипсан»–  это женские ансамблевые инструменты. На них играют «парами», все исполнители разделяются на партии. Выстраивание всего ансамбля производится сначала по «голосам» (дудкам) в унисон, затем по двузвучиям (терциям) в каждой группе, т.е. собранию одноименных пар и, наконец, между группами ансамбля. В инструментальный ансамбль входят женщины разных возрастов. Исполнение пьес на ансамблевых многоствольных флейтах основано на принципе дуоритмии — перекличке партий в определенной ритмической последовательности. На трехствольных ансамблевых флейтах исполняются простейшие звукоподражательные пьесы, песенные, походные и плясовые наигрыши. В репертуар ансамбля входят так же инструментально-песенные и инструментально-танцевальные композиции, традиционный песенный фольклор.

  1. Фотография для обложки объекта
    01.
  2. ОНКН Категория
    Народное исполнительство. Инструментальный жанр
    Традиционные технологии.  Изготовление музыкальных инструментов.
  3. Этническая принадлежность
    Коми-зыряне
  4. Конфессиональная принадлежность
    Православие
  5. Язык
    Коми
  6. Регион
    Республика Коми, Прилузский р-он, село Чёрныш
  7. Ключевые слова
    Республика Коми, ансамбль «Чёрнышские чипсанистки», трехствольные ансамблевые флейты – «куима чипсан», традиционный инструментально-музыкальный  фольклор.
  8. ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА
    ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ

Служебная информация

  1. Автор описания

Панюков Анатолий Васильевич, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора фольклорного фонда  ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук»,  г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 26, apankomisc@mail.ru

  1. Экспедиция

Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН
ФГБОУ «СГУ им. Питирима Сорокина»
ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации»

  1. Год, собиратели

1940 г. – Квитка Г.Б.
1951 г. – Сидоров А.С.
1960-е –1980-е г.г. – Чисталёв П.И.
1996 г. –  Канева Т.С.
1996 г. – Жуланова Н.И., Бунчук Т.Н., Шевченко Е.А., Петухов С.В.
2002-2006 г.г. – Панюков А.В.
2005г. – Мусанова С.С.
2015 г. –Вострых Е.Г., Альхимёнок А.А.
2016 г. –Торопова А.В.

  1. Место фиксации

с.Чёрныш, Прилузский  р-он, Республика Коми

  1. Место хранения

Фольклорный фонд ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук» 1960-2000 г.г; Сыктывкар, Республика Коми):

Научный архив Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук» Ф5.оп.2. Д. 181, 182, (Сыктывкар, Республика Коми);
Фольклорный архив  Сыктывкарского Государственного университета  им.П.Сорокина (ФА СГУ) 1970-2010 г.г.;
Аудиофонд Фольклорного архива Сыктывкарского государственного университета, г. Сыктывкар (записи 1996-2000-х гг.);
Фонды кабинета народной музыки Московской государственной консерватории.  Рукопись;
Фонд  Государственного центра народного творчества и повышения квалификации Республики Коми (ГАУ РК ЦНТ и ПК);
Фонограммархив Института русской литературы (Пушкинский дом), г. Санкт-Петербург;
ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми», отдел истории по искусству;
Чернышский сельский Дом культуры — филиал клуба п.Усть-Лопью.

  1. История выявления и фиксации объекта

Многоствольная флейта, больше известная как «флейта Пана» во многих этномузыковедческих исследованиях фигурирует как неоспоримый реликт, восходящий к самым ранним стадиям музыкального и — шире — культурного мышления. Многоствольные ансамблевые чипсаны  коми-зырян – это один из немногих пока ещё живых очагов реликтовой традиции, сохранившейся лишь в нескольких уголках Европы. Кроме того, это самый северный из известных на Земле очагов распространения многоствольных флейт. Этномузыковедческое открытие многоствольных флейт Прилузья было сделано в конце 1930-х годов К.В. Квиткой, но собранный им уникальный экспедиционный материал не был опубликован и хранится в рукописном архиве Московской государственной консерватории. В 1951 году появилась статья А.С. Сидорова, посвященная прилузским трехствольным флейтам «куима чипсан». Наиболее основательно музыкальные инструменты народов коми изучались П.И. Чисталевым. Опираясь на современную методологию и собранные им богатые полевые данные, выдающийся коми фольклорист дал комплексные описания народного инструментария, и в том числе многоствольных флейт Прилузья.

  1. Библиография

Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1956.
Жуланова Н.И. Многоствольные флейты в традиционной культуре коми-пермяков / Дисс. на соиск. учен. степени канд. искусств. наук. Рукопись. Москва, 2003.
Квитка К.Б. О народных музыкальных инструментах коми // Фонды кабинета народной музыки Московской государственной консерватории. 1940. Рукопись.
Квитка К.В. Флейта Пана в Коми АССР // Фонды кабинета народной музыки Московской государственной консерватории. 1940. Рукопись.
Мусанова С.С.Русский фольклор в традициях прилузских коми /Дисс. на соиск. учен. степени канд. филолог. наук. Рукопись. Сыктывкар, 2014.
Панюков А.В. Маргиналии коми музыкальной культуры: Мир птиц // Народная культура Европейского Севера России: региональные аспекты изучения. Сборник научных трудов к 10-летию кафедры фольклора и истории книги. – Сыктывкар, 2006. – С. 126-150.
Панюков А.В. Многоствольные флейты коми: этнолингвистический аспект исследования // Фольклористика коми. Труды Института языка, литературы и истории, выпуск 63. Сыктывкар, 2002. С. 105-113.
Сидоров А.С. Плясовая народная музыка в Прилузском районе у коми // Известия Коми филиала ВГО. Т.II., В.I. Сыктывкар, 1951.
Торопова А.В. Музыкальные традиции прилузских коми: история и современность/Дипломная работа. Рукопись. Петрозаводск, 2016.
Чисталев П.И. Коми народные музыкальные инструменты / Дисс. на соиск. учен. степени канд. искусств. наук. Рукопись. Сыктывкар, 1974. // НА КНЦ УрО РАН Ф5.оп.2. Д. 181, 182.
Чисталев П.И. Коми народные музыкальные инструменты. Сыктывкар, 1980.
Труды Института языка, литературы и истории, выпуск 63. Сыктывкар, 2002. С. 105-113.
Чисталев П.И. Коми народные музыкальные инструменты / Дисс. на соиск. учен. степени канд. искусств. наук. Рукопись. Сыктывкар, 1974. // НА КНЦ УрО РАН Ф5.оп.2. Д. 181, 182.
Чисталев П.И. Коми народные музыкальные игнструменты: иллюстрации и лабораторные исследования с.Чёрныш Прилузского р-на, 1961 г. [Звукозапись] / сост. П. И. Чисталёв. — [Б. м.], 1961.

Видеоматериалы

  1. Документальный фильм «Дорога в традицию». Фильм снят  в  2015 г. ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации» по итогам  фольклорной экспедиции;
  2. «Ислӧдлöм». Наигрыш исполняют участницы народного фольклорного коллектива «Чернышские чипсанистки» в 2015 г. в с.Чёрныш;
  3. «Кутша-катша». Наигрыш исполняют участницы народного фольклорного коллектива «Чернышские чипсанистки» в 2015 г. в с.Чёрныш;
  4. Телевизионная передача «Ас му вылын». Эфир от 12 января 2012 года.
  5. Презентация Анны Косолаповой, ученицы средней общеобразовательной школы с.Чёрныш.

Иллюстративные материалы