народный праздник «Луд»

Объект нематериального культурного наследия «Народный праздник «Луд»

 

Традиция летних молодёжных гуляний на лугу. В культуре каждого народа существуют свои национальные праздники, основанные на вековых традициях, на укладе, на верованиях, на эстетических и духовных воззрения народа. В настоящее время в Республике Коми  большое значение уделяется возрождению старинных национальных праздничных традиций. Традиционная культура становится востребованной и понятной,  приобретает  современное звучание  и возрождается  в старинных праздниках, в обрядах, в песнях, в танцах. За многовековую историю коми народ создал причитания, сказки, эпические песни и баллады, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, народную драму и народную музыку.

В девяностые годы XX века на территории Республики  Коми возрождаются, восстанавливаются, развиваются, изучаются забытые локальные традиционные народные праздники, расположенные в отдалённых районах республики.

Одним из самобытных старинных праздников Ижемского района, в котором традиция наполняется современным звучанием, является старинный праздник Луд. В 2015 году Луд был удостоен Всероссийской премии «Грани театра масс» в номинации «Лучший национальный праздник России».

Интересно и происхождение этнической группы коми-ижемцев. По летописным преданиям, ижемская слободка была основана в 1567 году переселенцами из Выми и Мезени.  В течение XVII-XVIII веков происходило формирование ижемцев  как особой этнической группы, возникшей в результате  смешения коми-зырянского, русского и ненецкого населения. В результате взаимодействия  трех этнических групп преобладающей стала коми-зырянская культура, и в коми языке  появился особый ижемский диалект, на котором и разговаривают современные жители района. Формирование материальной и духовной культуры ижемских коми происходило под непосредственным взаимодействием с культурами других этносов: русским, ханты, манси, ненцами, саами.

По воспоминаниям старожилов и записям ученых, в XIX веке ижемская молодёжь переправлялась через реку на заречный остров, чтобы принять участие в летних молодежных хороводных гуляниях. В старину весенне-летние луговые гуляния проходили на большом острове, напротив села Ижма, на который молодёжь переправлялась через реку на лодках. В настоящее время современный праздник «Луд» проводится на заливном лугу, на левом берегу реки Ижма, рядом с мостом.

В 19 веке существовали «малые» и «большие» луды. Малыми лудами называли небольшие группы гуляющей на лугу молодёжи, которые проводились в летнее время и не зависели от времени храмовых праздников сёл. Большие луды проводились во время храмовых праздников села, и в них были задействованы люди самых разных возрастов. В старину  большие луды («Ыджыд луды») проводились от Троицы до Ильина дня по разным сёлам и деревням Ижемского района. В Мохче луговые игры проходили в Иванов, Петров, Егорьев дни. В Ижме – в Ильин, Николин дни. В Гаме − в Троицу.

Пожилые женщины могли образовать свой отдельный хоровод,  были хороводы смешанные, в которых принимали участие мужчины и женщины разных возрастов, были только молодежные хороводы или только  девичьи хороводы.

Хороводы на лугу и молодёжные гуляния в Петров день были распространены и в других районах Республики Коми. Например, в заговенье Петрова поста и в сам Петров день в Усть-Выми молодые люди переезжали на лодках через реку на зелёный луг при слиянии двух рек и устраивали там хороводы. Выдающийся коми учёный с мировым именем Каллистрат Жаков рассматривал эти гуляния в качестве прообраза солнечных праздников. «Уже нет идеи, продолжается еще действие. Нет веры в бога солнца, игры до сих пор существуют в честь него».

Самым долгожданным, поэтическим моментом для всего праздника являлся хоровод, в котором несосватанные девушки могли показать свою стать и красоту, умение ладно двигаться и петь, а заодно и похвастаться своими нарядными костюмами, подчеркнув, что они невесты, хоть куда и с хорошим приданым. Во время хоровода невест матери неженатых парней заодно присматривали себе потенциальных невесток. Первоначально луговые гуляния возникли на основе календарного комплекса русской северной культуры, но постепенно луды обрели свои локальные особенности.

Конные соревнования. Конные соревнования – отголосок древнего  ритуала, в котором место проведения праздника заранее вытаптывал табун лошадей. В преддверии праздника на острове (исконном месте праздника) собирались молодые всадники, которые, огибая остров, прогоняли табун лошадей, вытаптывая площадку для гуляния. Такой обход острова имел сакральный и практический смыслы: уберечь остров от нечистой силы (всякий круг является оберегом, а лошадь по представлениям древних коми, священное животное, олицетворяющее солнце) и вытоптать неровности земной поверхности, чтоб подготовить ровное место для вечернего гуляния.

Во время путешествия в мир старинных преданий коми-ижемцев зрители встречают ещё один удивительный образ праздника «Луд» – конные состязания на лугу.

На сегодняшний день нигде в Республике не зафиксировано столь массового гуляния, обязательным элементом которого являются конные соревнования.

В настоящее время эта традиция преобразовалась в спортивные скачки по заливному лугу, в которых участвуют всадники со всего района. Многие жители Ижемского района специально держат лошадей, чтобы принять участие в праздничных конных соревнованиях на лугу.

Танцевальный комплекс «Ворота». В традиционной культуре важное значение имеет идея пути, дороги, и связанные с этой идеей странствующие люди, в своих странствиях  постигающие смысл бытия. Путь от улиц села до пространства луга ведёт через мост, через который проходят участники праздника. Прохождение через «Ворота» есть способ окультурить пространство, изменить, сотворить праздник. Потенциальные невесты и женихи, главные участники луговых гуляний, находятся в переходном состоянии пути, и символический путь лежит через «неведомые пространства» и  «запредельные дали».

Как вспоминают старожилы района, в старину, после гуляний молодёжи на лугу во время  Ыджыд луда молодёжь поднималась «воротами» к церкви и там продолжали играть. Парни становились «воротами», а через ворота проходили девушки, затем снова парни и т.д. Как отмечает этнограф Н.И. Дукарт, в старину, в Петров день в Ижемском районе  устраивались шествия с песнями по селу «воротаöн мунöм». В некоторых населенных пунктах к престольным праздникам летнего периода приурочивались луговые игры «лудöн ворсöм», в которых принимали участие и молодёжь, и люди среднего возраста. Образ ворот выражен в различных парных соединениях рук, в проходе танцующих под ними, как сквозь ворота. В старину «воротами» жители Ижмы называют и хороводы, и танцевальные шествия, и луговые игры, и пляски.  Объединившись по территориальному или возрастному принципу, все ижемцы шли на луг. «Ворота» − образ переходного состояния возраста и социального статуса человека. Не случайно непременной участницей «Луда» являлась молодёжь, готовая вступить в брак. В данном случае, ворота символизируют смену социальных и семейных ролей.  «Ворота» - символ выхода представителей семьи на сенокос, который   последует сразу же после праздника и продлиться до Ильина дня. «Ворота» − это образ перехода из состояния времени праздника в период трудовых будней сенокосной страды. Обязательным элементом «Ворот» являются различные парные соединения рук и проход танцующих под ними как сквозь ворота.

В настоящее время в Ижемском районе танцевальный комплекс «Ворота» полностью восстановлен, и в нём принимают участие все желающие, от мала до велика. Популярность «Ворот» сейчас столь велика, что в них задействованы не только участники творческих коллективов, но и любой житель Ижемского района, кто приходил на специальные репетиции основных фигур шествия.   Время проведения  гуляний на лугу − с вечера до восхода солнца. В 20.00. на центральной площади села Ижма участники праздника готовятся перейти через реку на луг. Но для этого нужно создать символический переход − танцевальный комплекс «Ворота». «Ворота» пришли в сегодняшнее время из 19 столетия.

В настоящее время участники праздника собираются на площади Центрального Дома культуры, образуя фигуру фигурой «Орччен сулавны» («стоять рядом»). В танцевальном шествии «Ворота» обычно собирается до 300 человек.

Описания учёных о традиции гуляний молодёжи на лугу в 19 веке. В 19 столетии во время луговых гуляний молодёжь активно играла в подвижные игры «лудон войлэм» («беганье по лугу), «войлэмэн ворсэм» (беговые игры).

Хороводные игры носили название «кругöн  ворсэм», и уже из названия видно, что все танцевальные движения производились по кругу. На протяжении всех праздничных  гуляний обязательно было «хождение воротами» («воротаэн мунэм»), которое сопровождало весь праздничный день.

Основа действия, происходившего во время летних праздников в Ижемском районе, описана в работе ученого Н.И. Дукарт «Весенне-летние праздники и обряды в северной деревне конца 19 − начала 20 в.в.». В качестве примера одной из распространённых хороводных игр Н.И. Дукарт описывает луговую игру  игра «гига гусь» («чига гусь»), в которой играющие становились   в ряд, держась за руки, и «заплетались», под  песню «Тега, гуси домой, тега серы домой…».

Чига, гусь! Чига, гусь!
Чига, серые домой!
Гуси не идут домой. Да
Серы не пойдут.

Сама гуськом,
Сема сереньким
И старушка старичком
Садовыйнечком.

Характерной особенностью луговых русских песен является наличие в них непонятных «несуществующих «слов, которые образовались путем словотворчества, когда коми ижемцы на слух  воспроизводили незнакомые ему русские слова.

Расплетались участники хоровода под песню «Ах вы, сени, мои сени…». Н.И.Дукарт указывает другие  популярные луговые песни: «Круг шораске ме сулала…» («В середине круга я стою»),    «Капустонька», «Сидела Катюшенька поздно вечером одна…» и др.

Исходя из вышеописанных традиций проведения луговых гуляний на протяжении двух столетий, можно выделить следующие элементы праздника:

- танцевальное шествие «Ворота», символизирующее вход и выход через  ритуальные ворота «Воротаöн мунöм»,
- луговые игры «Лудöн ворсöм»,
- девичьи хороводы и общие сельские хороводы на лугу, в которых принимают участие жители ижемского района,
-конные соревнования на лугу.

Луговые праздники и хороводы, как они проводятся в ХХI веке. Когда впервые переправляешься через мост на луг, создаётся ощущение, словно попал в иное измерение, в мир волшебной сказки, которая существует сама по себе, вне времени и пространства, помимо чьей-то воли  и независимо от жизни реального мира.

В настоящее время, в современном звучании праздника «Луд» традиция старинных луговых гуляний соединяется с творческим замыслом сценаристов, режиссёров, хореографов, организаторов праздника, которые привносят в праздник своё собственное видение.

Современные средства сценической выразительности заключаются в следующих смысловых моментах всей праздничной палитры: в выборе  лучшей хороводницы, в Хороводе невест, в конкурсе подворий сельских поселений, в ярмарочных гуляниях, в конных соревнованиях, в луговых игровых хороводах.

После того, как жители ижемского района «воротами» пройдут от пространства села к пространству луга, начинаются главные гуляния молодёжи на лугу, которые продолжаются до восхода солнца. Отличительной особенностью пения на современном празднике луд является сольное исполнение песен пятью-шестью солистами. На всякое праздничное событие желанных гостей всегда приглашают. У коми-ижемцев также имеется подобное приглашение, которое со временем приняло ритуальный характер. Новым эпизодом гуляния на ночном луге является исполнение песни «Ой Изьвасаяс», во время которой запевалы праздника приглашают всех на место проведения основного действия.

«Ой Изьвасаяс»
Ой, изьвасаяс, изьвасаяс, локтэ луд вылэ
Ой, гажетчамей гажа луд вылын.
ОЙ, мада ныыяс, локтэ сьылыштэй,  
Ой, бурлак-зонъяс, бурлак-зонъяс, локтэй ворсыштэй.
Ой, мохчасаяс, мохчасаяс, локтэ луд вылэ.
Ой, букурсаяс, букурсаяс, локтэ лудвылэ…

Ой, ижемцы, приходите на луд. Веселитесь на луду. Милые девушки, приходите песни петь. Крепкие парни, приходите поиграть.
Ой, мохченские, приходите на луд.
Ой, бакуринские, приходите на луд…

В традиционной культуре коми народа первостепенной гарантией дальнейшего благополучия является обращение к предкам, которое носит повсеместный характер на протяжении всей жизни коми человека. К помощи предкам он обращается во время охоты и при строительстве дома, во время приготовления пищи и  при сборе ягод и грибов. Ни одно новое дело не начиналось без обращения к предкам за помощью. Организатор современного праздника «Луд» привнесли эту традицию в канву праздничных действий на лугу. На современном луде после приглашения на праздник гостей из разных населенных пунктов, проводится обряд-обращение к предкам на благословление проведения гуляния. Это трудовая импровизация, которую организаторы стали исполнять в качестве ритуального обращения к предкам.

Гожсёо тай бара, тыдалэ, локтэ страдна пораыс,
Хрессянскей мада бара воссе бур робетаясыс,
Кор нин тай быдэн бохатэй лома баддьыс
Быдон тай нин кор зелен чветитэ чветнэй пораыс
Эта пора вед бурыс чветитас кудз станэвитны зэй колэ,
Тусоо Иван лун дыръя чветитны вошъяс Илля лунъясэдзыс
Илля лун борнас кучас чветыс оторе мунны луд вылэ.
Вося нин мада жале пораэ чукарччам времяэ
Опять пришла летняя страдная пора
Опять начинаются крестьянские работы,
Когда каждое дерево становится богатым
Настала пора цветения цветов,
В эту пору всё цветёт,
В Иванов день начинается цветение и цветёт до Ильина дня
После Ильина дня цветы уже будут отцветать
Желанная пора − время, когда все собираются вместе…

Все участники располагаются лучами вокруг площадки, на которой находятся запевалы праздника, изображают лучи солнца. Исполняется первый хоровод приветствие «Видзаасям ставныскед». Ранее этот хоровод исполнялся под песню «Александровская берёза». Но ижемский вариант этой песни утерян и в настоящее время сопровождением служит песня «Изьва ю кузя».

Одним из самых обязательных моментов праздника является выбор хороводниц праздника. О том, кто будет хороводницей, договариваются заранее. В определённый момент ворота перед будущей хороводницей закрываются. Она отделяется от хоровода и становится немного впереди. Весь хоровод проходит через ворота и становится в две линии. Хороводница кланяется всем за оказанную честь и идет на центральную площадку, куда собираются и остальные хороводницы. Все с интересом наблюдают, кому же выпала честь быть хороводницами. Те же в это время сообща решают, какие песни и в какой последовательности будут исполняться луговые песни, хороводы и танцы. Во время выбора хороводницы звучит  песня «Воль кузя лэчча». После обсуждения хороводницы возвращаются на свои места. Прежде чем исполнить первый танец, еще раз проверяется место на котором предстоит танцевать участникам. Начинается коллективное топтание «талясем» . Топтание проходит под заклички любого содержания. Главное ритмический рисунок, под который исполняется основной шаг.

Площадка для луговых хороводов вытоптана, и наступает черед  первому танцу. Это хоровод, который исполняется под песню «Сад йэрын-пэ ныв гуляйтэ». Он  танцуется  по всему Ижемскому району одинаково. В то время как некоторые песни и хороводы в разных деревнях исполняются по-своему. Например: хоровод  «Му малина ческыд вотысэ» в Ижме воспринимается как спокойная  хороводная песня, а в Мохче она является плясовой. В Сизябске любили петь своеобразным горловым пением. Они называли такое исполнение «эхи-мехи». В Кельчиюре любили дробить, притаптывать ногами в ритм песни, танцевать чтоб юбка колоколом надувалась. В то время как в Ижме такое исполнение не приветствовалось.

Хороводницы расходятся на свои места, а запевалы объявляют хороводы и танцы. Традиционно исполняются такие хороводы, как «Асыы ныыка бöрдэ визыв ва дорын», «Сад йöрын», «Куимен йöктам», «Чветики», «Чига гусь». Все хороводы связаны между собой шуточными диалогами запевал с объявлением хороводов.  Интересно, что многие луговые песни звучат на диалектном русском языке. Это было связано с тем, что в 19 веке на лугах молодёжь исполняла именно русские песни. Кульминацией современного  праздника Луд является долгожданная встреча восходящего солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня, начало лета и конца ритуального действа. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу, к предкам-родителям за благословением на начало сеноуборочных работ.

Сигналом к встрече солнца служат «большие ворота», которые исполняются под песню «Му малина-чэскыд вотысэ». Во время встречи солнца все участники праздника исполняют традиционные заклички, восхваляющие солнце, молодую, счастливую жизнь.

Шондi петiс-гордодiс,
Кыа кусис-тшалоптис,
Митрофан готрасе,
Щель Вассасо босьто…

Солнце взошло, раскраснелось.
Вспыхнув, погасла заря.
Митрофан женится,
Вассу берет из Щели…

Заключительными хороводными играми современного Луда является «Общий хоровод» с фигурами: «Общий круг», «Кыкен йöктэм» («Танцуем парами»), «Шорöн ворсэм» («Ручеек»), «Валъя лоис» («Волны»), «Кыкен круген йöктам» («Парами по кругу танцуем»), «Общий», «Капуста», «Суниса ем» («Иголка с ниткой»), «Шондiбан» («Солнцеликая»), «Яблочко», русские переплясы.

Ни один праздник не обходится без традиционных игр и национальных забав. Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах». Одной из самых любимых забав молодежи являются молодежные игры на лугу: «Гезъен ворсам», «Тöдмасьöм», «Трактор», «Ременен», «Ратшкис», «Зарни öграда». Играют до  тех пор, пока не устанут играть. В настоящее время сигналом  завершению игр является начало Хоровода невест.

Игра «Лудэн войлам». Играющие выстраиваются в две шеренги, расстояние между шеренгами не более трёх метров. Обычно шеренги образуют более взрослые участники, а молодёжь организует бега по лугу. В игру играет один юноша и две девушки. Юноша бежит внутри шеренги, а девушки снаружи с двух сторон. Первыми бегут девушки. На счёт «три» в бега включается юноша. Его задача поймать понравившуюся ему девушку. Награда за победу поцелуй. Если не поймал никого, обратно лучше не возвращаться, иначе засмеют.

Игра «Гезъен ворсам». В игре используется верёвка, связанная за концы. Участники берутся за верёвку и образуют круг. Водящий находится в центре круга. Его задача коснуться руки любого стоящего в кругу игрока. Если удалось, ведущим становится проигравший. Задача играющих, вовремя распознать намерения водящего и убрать руки с веревки. Другой вариант этой игры. Участники не убирают руки с веревки, но всячески стараются ускользнуть от водящего.

«Тöдмасьöм». Играющие становятся вкруг. У них в наличии  колокольчик. Водящий находится в центре круга с завязанными глазами. Один из играющих звонит в колокольчик, а затем подает какой-нибудь сигнал, например, говорит «мяу». Задача водящего узнать, кто это был. Узнанный игрок становится водящим. В основном играли пары, тогда присутствующие узнавали кто кому симпатизирует

«Ратшкис». Водящий становится спиной к играющим. Если это юноша, то к нему подходят две девушки, каждая кладёт руку на одно из плеч. Играющие считают: «отик, кык, куим, рачкис!» Водящий поворачивает голову вправо или влево и целует ту девушку, в чью сторону повернулся. Оставшаяся девушка становится водящей. К ней подходят двое юношей. Очень часто играющие шутят, во время игры подсылая к молодым парням бабушек и наоборот.

«Зарни öграда» (золотые ворота). Аналог русской игры золотые ворота. Слова песни исполняются на коми языке.

 

Вострых Елена Геннадиевна,
ведущий методист ГАУ РК «ЦНТ и ПК»,
почётный работник культуры Республики Коми

 

Информация − из методических рекомендаций
Ярцевой Елены Степановны, художественного руководителя
Ижемского Центрального дома культуры