Кадриль «Усть-Цилёмская»

Волны катят мирозданье
Над смеющейся рекой,
Старины родной преданье,
Отзвук песни вековой.

И над северной Печорой
Совершает время ход,
Речкой льются разговоры,
«Горка» водит хоровод.

(Елена  Вострых)

 

Кадриль «Усть-Цилёмская»
Вострых Елена.
Консультанты: Анна Васильевна Носова, Ольга Владимировна Просужих.

В начале статьи хочется привести цитату из книги выдающегося постановщика русского народного танца, хореографа Татьяны Алексеевны Устиновой. «Можно ли всю жизнь слагать песни, былины, поэмы, рассказывать в них так много о Родине, о её людях и ни разу не произнести ни слова?» [1, с. 3]. На этот вопрос можно даже не отвечать, потому что народный танец через все своё мировосприятие, через взаимодействие с партнёром, через наигрыши на музыкальных инструментах, через движение и шаги, через манеру преподнести свой костюм рассказывает о национальном мировоззрении, об этических нормах, ценностях, о стародавней жизни нашей страны. Это относится к старинным традиционным танцам, исконно бытовавшим в наших сёлах и деревнях, это можно сказать и о танцах, которые были заимствованы из других культур и со временем стали восприниматься как «исконно русские». Одним из таких танцев является кадриль. С трудом верится, но родилась кадриль во Франции, а не в России. И слово «кадриль» французского происхождения произошло от латинского «кадрум» − «четырёхугольник». В России в результате влияния западных салонных танцев появляются кадриль, ланце, полька и др. С 17 по 19 века кадриль являлась одним из самых популярных салонных танцев во многих странах мира. Поначалу кадриль гремела в аристократических салонах и в танцевальных залах, а затем прочно утвердилась и в народной среде. Со временем она сильно видоизменилась и приобрела свои локальные особенности, стала частью культурного образа народной культуры, обязательным элементов местных фольклорных праздников. В кадриль вплелись местные мелодии, движения, манера исполнения, нормы поведения. В настоящее время кадриль является непременной частью танцевальной традиции русских и коми народных праздников. Наряду с кадрилью в русские народные праздники пришла и гармонь, без которой сейчас невозможно себе представить ни один праздник на Русском Севере. Как писал известный исследователь традиции коми народного танца Игорь Григорьевич Скляр: «Появившиеся в прошлом столетии гармони (тальянки, затеем двухрядки) внесли новый стиль в народную танцевальную музыку − более размашистый, удалой, музыка стала более разнообразной, гармонически насыщенной, с характерными гармошечными вариациями». [2, с. 8].

У каждого национального вида кадрили могут существовать свои локальные варианты. Как пишет Татьяна Алексеевна Устинова, существуют кадрили, которые исполняются в четыре пары, в две пары, в линии с различным количеством пар. [1, с. 139]. С того момента, как кадриль прочно «обосновалась» среди народных танцев, в каждом регионе нашей страны и даже в разных областях одной и той же местности появились свои собственные кадрили с присущими им движениями, мелодиями, манерой исполнения, названиями фигур. В настоящее время в Республике Коми существует несколько разновидностей кадрилей : в селе Чёрныш Прилузского района исполняется «Чёрнышская кадриль», в селе Куратово Сысольского района «Куратовская кадриль», в селе Помоздино Усть-Куломского района «Помоздинская кадриль», в селе Гам Усть-Вымского района «Гамская кадриль», на Удоре «Удорская кадриль»,  в старинном русском селе Усть-Цильма «Усть-Цилёмская кадриль». Хореограф Игорь Григорьевич Скляр и учёный, композитор Прометей Ионович Чисталёв в монографии «Коми народные танцы» подробно исследовали традицию исполнения  танцев народа коми.  Про традицию исполнения кадрили «Усть-Цилёмской» отдельного исследования нет, но существуют  сценические хореографические постановки, осуществлённые в разное время разными хореографами. В 80-х годах прошлого века сценическую версию кадрили «Усть-Цилёмской» осуществила Анна Васильевна Носова, методист по хореографии Государственного центра народного творчества. В сценической версии 1980-х г.г. в постановке Анны Васильевны Носовой кадриль «Усть-Цилёмская» имеет линейное построение. В настоящее время её сценическую версию ставит Ольга Владимировна Просужих, педагог Республиканского колледжа культуры им. В.Т. Чисталёва, хореограф народного фольклорно-этнографического ансамбля «Русь Печорская» в городе Сыктывкаре. Ольга Владимировна во многом опирается на творческий опыт Анны Васильевны Носовой, которая являлась одной из основоположниц «внедрения» кадрили «Усть-Цилёмской» и её исполнения на сцене. Благодаря педагогическому опыту Ольги Владимировны Просужих, сегодня кадриль исполняют студенты хореографического отделения Республиканского колледжа культуры имени В.Т. Чисталёва. Как писала Татьяна Алексеевна Устинова: «Народный танец проходит такой же путь развития, как и народная песня, музыка: от бытового исполнения в народе через тщательное изучение и авторскую интерпретацию хореографа – к исполнению на сцене». [1, с. 25].

Для фиксации кадрили «Усть-Цилёмской» для постановки на сцене исследователями использовался литературно-графический метод через словесное описание пластики танцевальных движений и раскладке их на такты музыкального сопровождения, описания манеры исполнения. Отдельные фигуры, характерные движения, шаги фиксировались через видеозапись. Исполнение кадрили сопровождается игрой на гармошке. В конце 19 − начале 20 в.в. на местных праздниках в Усть-Цильме звучала вятская гармошка, сейчас гармонисты играют и на тульской гармошке.

Традиционная культура Усть-Цильмы самобытна и уникальна, поскольку хранит в себе всё многообразие фольклорных жанров северно-русской культуры: богатую песенную традицию, старины и былины, комплекс весенне-летних уличных хороводов («горка»), рукописные старообрядческие книги. Невозможно представить горочное гуляние на Усть-Цильме без удивительно красивого усть-цилемского праздничного наряда.

Когда в 1542 году новгородцы во главе с Ивашкой Дмитриевым Ласткой и с товарищем Власком достигли глухих берегов Печоры с притоками Пижмы и Цильмы, их окружал непроходимый лес, на месте которого была основана слобода Устьцильма. С тех пор на этой земле сохраняются старинные жанры русской былины, сказки, песни, представленные во всей полноте и поэзии удивительных образов строгой, величественной, верной своей первозданной чистоте и неизбывности северно-русской культуры. В 19-м столетии населённые пункты, расположенные на Цильме и Пижме, оставались хранителями былин, старин и сказочного эпоса.

Как писал  исследователь поэтических жанров Печоры Василий Григорьевич Базанов в своей книге «Поэзия Печоры»: «У яркого осеннего костра рыбаков, в маленькой лесной избушке охотников обычно начинался рассказ какого-нибудь памятного старика о водяном Шишке, о богатыре Илье Муромце, об Иванушке-дурачке…» [3, с. 4]. Столь высокое укрепление древнерусской культуры на Печоре в какой-то мере способствовало и распространение старообрядчества в тех местах. В первую очередь его консервативный быт, строгость нравов, высокая начитанность и книжная грамотность, присущая старообрядческой среде. В настоящее время главным народным праздником Усть-Цильмы является знаменитая на всю Россию Горка. Наиболее популярными среди «горочных» песен являются песни любовно-брачной тематики, в которых интерпретируется тема выбора пары. В северно-русской традиционной культуре поиск себе пары является главным мотивом всех молодёжных собраний в осенне-зимний и в весенне-летний период. Разыгрывание большинства «горочных» песен построено так, чтобы оно оканчивалось образованием пары. На усть-цилемской горке особое почтение выражается подлинным хранителям традиции, краснопевам, которые в полной мере владеют местной манерой ансамблевого пения и на протяжении нескольких часов ведут игровое действо горки. Традиция «вождения горки» была прервана в первой половине двадцатого века, а возобновилась в 1970-ые гг. прошлого века. С конца 19 века на горке появилось ещё одно обязательное событие, которое прочно вошло в игровую канву праздника − это кадриль «Усть-Цилёмская». Она включена в Единый реестр объектов нематериального культурного наследия Республики Коми. Имеет «угловое» или «квадратное» построение, в ней принимают участие четыре пары юношей и девушек. Композиция состоит из пяти фигур: «Сени», «Камаринская», «Во саду ли», «По улице», «Марусенька», «Нареченька» («Выйду ль я на реченьку»), «Барина» («Барыня»). В «Усть-Цилемской кадрили» принимает участие чётное количество пар: 4, 8, 16 и.т.д. По словам знатока фольклорных танцев, хореографа,  Анны Васильевна Носовой,  в селе Замежное Усть-Цилемского района  она видела, что кадриль исполнялась в линейном построении. Музыкальным сопровождением кадрили является исполнение кадрильных припевок самими участниками или под сопровождение гармони.

Учёный, фольклорист, композитор Прометей Ионович Чисталёв в своей монографии «Коми народные музыкальные инструменты» указывает на то, что репертуар и исполнительский стиль гармонистов коми сёл и деревень складывался на основе местных традиций и традиций, установившихся у русских гармонистов. В коми сёлах кадрильные наигрыши в большинстве своём являются вариантами русских танцевальных и плясовых мелодий: «Во саду ли…», «Коробушка», «Берёза», «Выйду ль я на реченьку». [5, с. 91]. Подобное взаимное проникновение в игре на гармони обеих культур: коми и русской, ещё раз подтверждает тот факт, что многие явления и традиции народной праздничной культуры (пляски, наигрыши, необрядовые лирические песни) принимают некую универсальную формулу, создающую единый образ культуры Русского Севера.

По традиции кадриль исполнялась на «посидках», «игрищах», а также на одном из самобытных праздников народного земледельческого календаря «горка», бытующего и в наши дни в низовьях Печоры. По словам Анны Васильевны Носовой, после основных хороводов  горки, начинались общие танцы, а после них исполнялась кадриль.

В 90-х годах прошлого столетия в Республике Коми происходит подъём национального и культурного движения с целью возрождения старинных национальных праздников Республики Коми, многие из которых были забыты или утрачены в советский период. Помимо этого в Республике Коми наблюдалось активное движение по возникновению общественных организаций, представляющих собой этническую, историческую и культурологическую общность интересов её участников. К 2000-му году насчитывалось пятнадцать подобных общественных организаций, а к 2010 году их стало двадцать. Одним из таких объединений являлось культурно-историческое общество «Русь Печорская», которое было учреждено в ноябре 1990 года [4, с. 8-9]. «Русь Печорская» объединила фольклорные коллективы Усть-Цилемского района, Нарьян-Мара, Ухты, Печоры, Сыктывкара. Важной задачей этой общественной организации является сохранение и передача будущим поколениям усть-цилемской песни. [4, с. 6]. Благодаря деятельности «Русь Печорская» в 1991 году в Центре народного творчества Республики Коми появился на свет фольклорно-этнографический коллектив с одноимённым названием. Руководитель коллектива − Матвеева Нина Ананьевна, лауреат Премии Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества. Манерой усть-цилемского пения прекрасно владел её отец Ананий Иванович Булыгин, один из создателей фольклорного коллектива «Усть-Цилемские краснопевы». Он же объявляет фигуры кадрили «Усть-Цилёмской» в документальном фильме «Праздник на Печоре», снятый творческим объединением «Экран» в 1976 году. Конечно, известным знатоком горочной традиции и прекрасным исполнителем кадрили «Усть-Цилёмской» являлся легендарный Кирилл Матвеевич Чупров, кавалер трёх орденов Славы, запевала многих горочных песен. Он прекрасно знал все горочные движения и фигуры и в течения сорока лет «руководил» горкой.

В настоящее время традицию исполнения местной кадрили хранят исполнители нескольких усть-цилемских коллективов: «Усть-Цилемские краснопевы», «Нареченька»и др. Большое значение в районе уделяется передаче традиции молодёжи и детям. Не хуже взрослых кружатся в кадрили юные знатоки старины − участники фольклорного детского коллектива «Лапушки» из Районного центра детского творчества «Гудвин» в Усть-Цильме. Меняется время, но остаётся прежним неспешный размеренный уклад жизни устьцилёмов, как и прежде, величаво звучат горочные песни, а в народных танцах соблюдаются все утверждённые временем правила и нормы поведения.  Во время кадрили парень касается руки девушки только за кисть и под локоть, не допуская лишних вольностей и ненужных движений. Да и излишне махать руками устьцилёмке, не под стать, ведь она дорожит дорогими парчовыми «руками», а парень во время танца может нечаянно зацепить костюм. Подобная сдержанность диктуется и нормами морали, пришедшие от старообрядческой традиции. Да и  охота всякой устьцилёмке во время танца  лишний раз похвастаться богатством своих парчовых рукавов. Во время движения в кадрили сарафан у девушки должен «плыть», без приседаний, да и двигаться она должна небольшими шагами, чтобы не касаться сарафана. Кружится она с горделивой статью,  не позволяя себе лишнее движение головой, потому что на неё надет тяжёлый и дорогой плат, завершающий царственный и величественный образ устьцилёмки. «Изучение и сохранение народных танцев требует точной фиксации движений, мизансцен, описание места и условий исполнения, а также мелодий и песен, сопровождающих танцы [2, с. 5].  Для сравнения, если в «Усть-Цилемской кадрили» девушки и женщины ведут себя сдержанно, строго, величаво, то в Гамской кадрили Усть-Вымского района, наоборот,  после завершения каждой фигуры парень норовит еще слегка «шлепнуть» девушку  пониже спины, когда она  возвращается на своё место. А во время Удорской кадрили танцующие  очень сильно кружатся, подпрыгивают и подскакивают, исполняя её с особой эмоциональностью.  Подумать только! Одна-единственная, пришедшая к нам из далёкой Франции кадриль, создала столько  образов и вариаций  в нашей народной хореографии!

Игриво катит свои волны Печора. С приходим нового Петрова дня вновь зазвучит горка по всей Усть-Цильме, а вместе с ней  от мала и до велика её жители будут водить хороводы, исполнять завещанные предками и временем горочные песни, степенно кружиться в кадрили, а хореографы, режиссёры, хормейстеры снова и снова с неподдельным восхищением будут описывать эту горочную сказку.

Библиография.

1. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. Москва «Искусство», 1996., с. 593.
2. Скляр И.Г., Чисталёв П.И. Коми народные танцы. Сыктывкар «Коми книжное издательство», 1990., с. 184.
3. Базанов В.Г. Поэзия Печоры. Сыктывкар «Коми госиздат», 1943., с. 76.
4. Кучеренко Л.П., Матвеева Н.А. Фольклорно-этнографический ансамбль «Русь Печорская», 2011., с. 96.
5. Чисталёв П.И. Коми народные музыкальные инструменты. Сыктывкар: «Коми книжное издательство», 1984, с. 104.

 

Фотоматериалы

 

Видеоматериалы

2015 год. Кадриль в исполнении фольклорного детского коллектива «Лапушки» МБУДО «Районный центр детского творчества» «Гудвин», с. Усть-Цильма.

 

2015 год. Народный фольклорно-этнографический коллектив «Русь Печорская». Выступление коллектива МАУК «Центр коми культуры».

 

Кремлёвский дворец съездов. Фрагмент кадрили. Линейное построение кадрили в постановке Носовой Анны Васильевны.

 

1976 год. Фрагмент документального фильма «Праздник на Печоре» . Фрагменты фигур кадрили объявляет Булыгин Ананий Иванович.