Пас – родовой знак

О рабочей поездке в Корткеросский район

 

Во вторник, 16 октября, методисты Центра народного творчества и повышения квалификации Татьяна Бушенева и Елена Вострых отправились в село Корткерос с целью сбора информации по пасу – традиционному графическому знаку человека, обозначающего принадлежность его к конкретному роду.

В 2018 году Центр народного творчества и повышения квалификации выиграл Грант Главы Республики Коми в области культуры и искусства на создание сборника и диска «Коми войтырлöн ордым» («Тропой коми народа»), в который войдут подробное описание трёх объектов по нематериальному культурному наследию: «Родовые знаки коми «Пасы», «Народная медицина коми», «Промысловые традиции коми народа».

Родовой знак пас – особо ценный объект, который входит в Единый Федеральный реестр нематериального культурного наследия Российской Федерации. Пас – очень древний знак, который изначально наносился родоначальником определённой семьи, затем передавался из поколения в поколение. Каждый раз к изображению первоначального знака-основы добавлялись дополнительные графические детали. Случалось и наоборот: один и тот же родовой знак использовался несколькими поколениями без изменений. Пас передавался по отцовской линии и представлял собой символическую генеалогию семьи.

В старину пасы были распространены в Вуктыльском, Ижемском, Корткеросском, Прилузском, Сыктывдинском, Троицко-Печорском, Удорском, Усть-Куломском районах. В настоящее время пасы, личные семейные пасы, в достаточно большом объёме сохранились в сёлах и в деревнях Корткеросского района, причём представители местных семей воспроизводят по родословной линии происхождение своих семейных пасов, помнят и чтят свои родовые традиции.

Проблема происхождения пасов является дискуссионной. По мнению учёного Л.С. Грибовой, первоначально графические знаки использовались как магические обереги. А лишь затем в качестве знака родовой принадлежности, подписи. Пасы наносились на деревянные, глиняные поверхности ножом или топором. В Корткеросском районе имеются фотографии пасов, которые были нанесены на лесные деревья для обозначения границ родовых охотничьих угодий. Пас являлся символической межой, которая ограничивала одну охотничью территорию от другой. У коми охотников издавна существуют очень строгие этические нормы, одна из которых запрещает охотиться на территории чужих охотничьих угодий и на чужих охотничьих путиках-тропах. Ряд исследователей считает, что пасы послужили основой для формирования традиционного коми орнамента и древнепермской письменности.

Проблема происхождения пасов является дискуссионной. По мнению учёного Л.С. Грибовой, первоначально графические знаки использовались как магические обереги. А лишь затем в качестве знака родовой принадлежности, подписи. Пасы наносились на деревянные, глиняные поверхности ножом или топором. В Корткеросском районе имеются фотографии пасов, которые были нанесены на лесные деревья для обозначения границ родовых охотничьих угодий. Пас являлся символической межой, которая ограничивала одну охотничью территорию от другой. У коми охотников издавна существуют очень строгие этические нормы, одна из которых запрещает охотиться на территории чужих охотничьих угодий и на чужих охотничьих путиках-тропах. Ряд исследователей считает, что пасы послужили основой для формирования традиционного коми орнамента и древнепермской письменности.

Пас ставили в качестве подписи на различные документы, наносили с помощью зарубок, нарезок или начертания углем, дёгтем на объекты личной и семейной собственности (сельскохозяйственный и промысловый инвентарь, утварь, границы угодий, домашний скот и т.д.), на намогильные памятники. В Корткеросском районе имеются пасы, которые наносились даже на прялки. В 19-20 веках коми народ отличался высокой грамотностью, и подчас родовые пасы дополнялись личными инициалами владельцев.

С распространением грамотности у коми пасы постепенно были вытеснены личными подписями, но в повседневном быту пасы используются и до настоящего времени. С конца 20 века намечается тенденция создания авторских индивидуальных пасов на традиционной основе.

Во время поездки в село Корткерос специалисты Центра народного творчества и повышения квалификации встретились с Людмилой Николаевной Королевой, замечательным краеведом, педагогом, подлинным знатоком родовых знаков Коркеросского района. Вместе со своим мужем краеведом Анатолием Антоновичем Смилингисом они в течение 50 лет они собрали уникальную коллекцию пасов и прялок из сёл и деревень района. Они тщательно систематизировали свою коллекцию и вывели свою гипотезу о том, что пасы – не только родовой знак собственности, его предназначение затрагивает более широкие сферы жизнедеятельности человека.

Вашему вниманию мы предлагаем фотографии трёх экспонатов с изображением пасов из собрания Корткеросского районного историко-краеведческого музея:

- катушку для наматывания нитей;

- хлебную лопату (нянь зыр). Лопата передана в музей Ерофеевой Любовью Николаевной (с. Корткерос);

-каток валяльный для изготовления валенок. Передан в музей Поповым Геннадием Ивановичем (с. Нившера).

Благодаря сотрудникам Корткеросского районного историко-краеведческого музея и архива МО МР «Корткеросский» методисты получили фотографии уникальной коллекции пасов, собранной сотрудником музея Панюковым Александром Александровичем.

Выражаем искреннюю признательность Коркеросскому районному историко-краеведческому музею и архиву МО МР «Корткеросский» за оказанную помощь!

 

Людмила Чиркова,
ведущий методист
ГАУ РК «ЦНТ и ПК»
E-mail: culturerk@yandex.ru
Телефон / факс: 8 (8 212) 24-02-77