МЕДОВЫЙ СПАС

 

Август в самом разгаре. Короткое северное лето заканчивается. Приходит время сбора урожая. Наступает время Спасов.

Русской народной культуре известны три Спаса, самые распространённые названия которых – медовый, яблочный и ореховый. 14 августа наступает Медовый Спас. У него есть и другие названия: на юге России его называют «Маков Спас или Маккавеи», а на Русском Севере и в Республике Коми «Спас на воде», «Мокрый Спас»). Церковное название Медового Спаса – происхождение древ Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник появился в 9 веке в Константинополе – столице Византийской империи, в то время в столице всего православного мира. С этим праздником связывается такое предание. В старину, в сильную августовскую жару Константинополь страдал от постоянной эпидемии болезней. Поэтому, в этот день возник обычай выносить из константинопольского храма Святой Софии частицу креста, на которой был распят Иисус Христос, и проносить его по всему городу. Считалось, что это защитит жителей от всяческих болезней.

Русское название праздника «Спас» по церковному преданию относится к событиям 1164 года, когда воинов князя Андрея Боголюбского благословили иконой Спасителя перед битвой с волжскими булгарами. Согласно легендам, в этот день византийский император Мануил вышел со своим войском против сарацин одновременно с владимирским князем Андреем Боголюбским, вышедшим на битву с волжскими булгарами. Оба войска (русское и византийское) были озарены чудесным светом от икон Спасителя и Пресвятой Богородицы.

«Маккавеи». 14 августа этот праздник также отмечается как день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев и отсюда его другое название «Маков Спас». Маккавеи отмечается в центральной, южной России и на Украине. День их памяти отмечается 14 августа. Главным обрядовым блюдом Макова Спаса являются блюда из мака. В народе говорится: «На Маккавеи собирают мак», «Не уродился мак, пробуем и так». Народное поверье гласит, что дикий мак спасает от колдовских чар ведьм. Если посыпать маком дом, их злые чары развеются (Некрылова, 300).

Знакомясь с народным календарём не перестаёшь удивляться поразительному соседству в нём самых тонких наблюдений, точных знаний и самых причудливых суеверий, основанных на случайном сходстве явлений или на простом созвучии слов. Про Маккавеи в народе говорили: «На Маккавеи собирают мак». «Не уродился мак, пробуем и так». В народе верили, что дикий мак употребляется как средство от ведьм. Стоит дом посыпать диким маком, так ведьмы не смогут причинить зло. На праздник Маккавеев в блюдах, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.

У коми народа название праздника «Маккавеи» практически не встречается, но кандидат филологических наук Алексей Николаевич Рассыхаев обнаружил случай празднования Маккавеев в Ижемском районе. Он отметил разницу в праздновании Маккавеев в Ижемском районе от русской традиции, о чём указал в своей работе «Коми календарь. 15 августа». Если в русской традиции на Маккавеи собирают мак, готовят из него блюда, с помощью мака защищают себя от колдовских чар, то в ижемской традиции Маккавеи связаны с культом воды и плодов (ягод), даруемых природой. В деревне Вертеп Ижемского района его называют «Маковей Спас», это престольный праздник села. Учёные Анатолий Васильевич Панюков и Галина Сергеевна Савельева в книге «Этнография детства» описывают этот праздник в деревне Вертеп так: «Утром в Спас родители пошлют детей – кого по ягоды, кого за водой. Поп освящал воду. А ягодами, 14 августа, первым угощали попа».

В деревне Краснобор Ижемского района жители с иконами шли на прибрежный луг. Праздник отмечали как обетный и его проводили после падежа скота. Во время похода участники обряда обычно останавливаются в трёх местах: у крестов, где совершают молитвы. Когда они приходят на берег реки, ставят образа. Священник освящает воду и кропит людей освящённой водой. Здесь же впервые освящают ягоды.

Медовый Спас. Это самое распространённое название праздника в народе. После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. Для крестьянина это страдная пора, разгар полевых работ, жатвы. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.

В русской традиционной культуре первый Спас справлялся скромно, не торжественно. Начинается строгий Успенский пост, который завершался 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы. Все обрядовые действия Медового Спаса: угощение первым медом, помощь бедным и вдовам, освящение рек и колодцев, купание детей, животных в освящённых реках – отражали идею нравственного спасения, сохранения духовной чистоты. В этот день было принято всем миром помогать бедным и слабым жителям деревни, вдовам. За помощь благодарили угощеньем, а нередко помощники отказывались от платы и сами приносили вдовам собственные припасы. Как говорилось в народе, «Ты – за себя, мы – за тебя, а Христов Спас – за всех за нас!»

В Медовый Спас мёд является главным ритуальным объектом, вокруг которого разворачивались все праздничные действия. Этот день знаменовал собой начало сбора урожая, несмотря на то, что какая-то часть урожая к этому дню уже была убрана.

На Медовый Спас заламывали (подрезали) соты. Считалось, что с этого дня пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов. В славянской традиции пчела пользовалась особым почитанием: она называлась Божьей угодницей. Считалось, что пчела жалит только грешника; в пчелиный улей никогда не бьёт гром. «Пчела – «божья пташка», собирающая воск Богу на свечку…» «Пчела знает, где мед брать». «Пчелка несёт праздники – воск для церкви и мёд для пиров». А вот русские и коми загадки о пчеловоде и о пчёлах в улье:

Летит птичка-невеличка,

Летит и говорит:

- Вот моя силка горит.

Был петух певец,

Рубил он хлевец,

В хлеве пятьсот овец.

Мöскыс сера, неньыс лэчыд,

Бокыс ув, йöв вылö бур.

(Коровка полосатая, сосок острый,

Сбоку отросток, молоко знатное).

До 14 августа нельзя было есть мёд, и только после освящения в церкви крестьяне ели мёд. Вечером возле ульев собиралась орава ребятишек, и каждый в руках держал чашку и ждал своего медового угощения. «На первый Спас и нищий мёдику попробует», – говорилось в народе о традиции помощи бедным. О пчеле и о мёде народ сложил множество загадок, пословиц, поговорок: «С мёдом и долото проглотишь», «С мёдом и ошмёток съешь», «Яблоньку за яблочки любят; пчёлку – за мёд», «Сладок мед, да не по две ложки в рот».

Мёд издавна служил составляющим компонентом обрядовых треб, кутьи (каши из цельных зёрен на медовой основе) и способствовал установлению добрых отношений с миром усопших. Вологодский учёный, кандидат исторических наук, автор книги «Золотая нить» Светлана Васильевна Жарникова в своей книге упоминает об обычае освящения мёдом воду в реках, а после водосвятия купания в ней детей. Рубахи, одетые на детей для купания, бросали в реку, а ребёнка одевали в новую нестираную рубаху. Похожий обычай зафиксирован и у финно-угорских народов. Русский этнограф Михаил Забылин указал на обычай пермяков освящать воду и купать в освященной воде детей. Снятые с детей рубашки бросали в воду и надевали новые.

Предыдущий период жизни ребёнка «уплывал» по реке вместе со старой рубашкой, а ребёнок получал новый статус – ученика, потому что начиналась пора учёбы.

Светлана Васильевна Жарникова обнаружила связь в очерёдности празднования всех трёх Спасов с особенностями народной педагогики в русской традиционной культуре. Медовый Спас наступает в преддверии начала учебных занятий у детей, когда завершены все сельскохозяйственные работы, а дети проходят омывание в освящённой воде и насыщаются знаниями и мудростью. Приобщаясь к плодам в Яблочный Спас, дети получают запас жизненных сил, необходимых для познания, ведь яблоня – символ познания. Третий Спас – на севере Хлебный, Льняной, Житный – разделял путь воспитания девочек и мальчиков. Мальчики шли учиться грамоте, а девочки – рукоделию. После наступления Льняного Спаса, когда все работы в поле завершены, наступала пора девичьих посиделок, когда девочки учились рукоделию, состязались в умении прясть, ткать, вышивать. Таким образом, три Спаса – Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Льняной (29 августа) – образуют единый обрядовый комплекс посвящения детей, достигших возраста ученичества.

Спас на воде. Мокрый Спас. Это третье название Спаса, который отмечается 14 августа. Это название наиболее распространено на Русском Севере и Республике Коми.

Это название дано Спасу в честь малого водосвятия. В этот день было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.

У коми народа традиция празднования Спаса на воде получила широкое распространение. Обрядовые действия Спаса на воде выражались в ритуальном купании или обливании водой домашнего скота, детей. Перед началом купания священник проводил торжественный молебен на реке, освящал реки и колодцы. В народе Спас на воде называют «Малым Крещением», потому с обрядовыми действиями, связанными с приобщением к освящённой воде, связана идея духовного и физического очищения.

У коми пчеловодство не было широко распространено, и потому 14 августа особо праздновался как Спас на воде, во время которого исполнялся обряд «Вöвъяслöн молебен лун» («День молебна лошадям»). Этот праздник проводился в Прилузском и Сысольском районах. В этот день парни и мужчины на лошадях спускались к реке. Священник служил молебен и освящал лошадей святой водой. В селе Кось (недалеко от села Ношуль Прилузского района) отмечался праздник Кось Спас-лун. В этот день люди с утра на лошадях приезжали к церкви. Большинство участников – молодые парни, юноши, мальчики. После церковной службы жители села шли к берегу реки Лузы и верхом на лошадях входили в воду и некоторое время водили лошадей по воде. Затем возвращались в деревню. Выехав на широкую улицу, всадники образовывали колонны по пять-шесть человек, и начинались соревнования, на которых выбирали, чья лошадь придёт первой. В это время все жители и гости угощались суром из ендовы и черёмуховыми пирогами.

Учёный, этнограф Николай Дмитриевич Конаков описывает обычай у коми народа в день Первого Спаса, когда разрешалось есть редьку нового урожая, а во время Успенского поста редька с квасом становилась основным блюдом у крестьян.

 

Елена Вострых,
ведущий методист
ГАУ РК «ЦНТ и ПК»
E-mail: culturerk@yandex.ru
Телефон / факс: 8 (8 212) 24-67-17