Фестиваль исполнителей на народных духовых инструментах «Чипсан гöгöр чукöртчам»

4 августа 2018 г. в селе Чёрныш Прилузского района состоялся первый фестиваль исполнителей на народных духовых инструментах «Чипсан гöгöр чукöртчам».В 2018 году данный проект победил в конкурсе заявок на Грант Главы Республики Коми. Идею фестиваля придумали сотрудники Районного Центра культуры и досуга села Объячево, а реализовали её жители села Чёрныш. Место проведения фестиваля выбрано не случайно. Народный фольклорный коллектив «Чёрнышские чипсанистки» - единственный в республике творческий коллектив, который до сих пор сохраняет традицию игры на многоствольной ансамблевой флейте чипсане («куима чипсан»). Раньше в Республике Коми игра на чипсане была широко распространена, а сейчас и мастеров, и музыкантов во всей республике осталось практически единицы. В настоящее время «Чёрнышские чипсанистки» исполняют на чипсанах четыре традиционных наигрыша: Нёлялöм («По четыре»), Ислöдлöм («Катание»), Кутша-катша («Сорока») и Кö-кö («Кукушка»). Эти наигрыши сохраняются в репертуаре коллектива с 1951 года, с момента его образования. Более полувека чипсан является талисманом села Чёрныш. Традиция игры на ансамблевых многоствольных флейтах (куима чипсан) включена в Федеральный реестр объектов нематериального культуры наследия Российской Федерации.

Чипсан – солнечный инструмент, потому что родился на сенокосных полях. Во время отдыха между сенокосными работами женщины из растения дудник вырезали флейты-чипсаны и исполняли определённые наигрыши. Чипсаны имели характерную настройку, подстраивались друг под друга таким образом, чтобы получался слаженный ансамбль. Со временем игра на чипсанах стала сопровождаться ритуальной пляской, которая напрямую была связана с символикой солнца и плодородия природы. Женщины наигрывали на чипсанах, притоптывая по тучной шелковистой траве, а щедрое солнышко глядело на них сверху и дарило земле тепло и богатый урожай. В настоящее время танец под игру на чипсанах исполняется на сцене, а не на земле, да и сенокос сейчас не проводится в таком масштабе, как раньше. Не выезжают нынче всем селом на сенокос, а косьбу на горбушах и на литовках мы скоро будем видеть только на старых фотографиях. Поэтому, и пляска под чипсан изменилась и приобрела свой сценический вариант.

Сохраняя давнюю традицию игры на чипсане, организаторы фестиваля пригласили другие творческие коллективы из нашей республики: ансамбли «Аръя выв» и «Войвыв дзоридз» из Сыктывдинского района, народный ансамбль «Югыд кодзув» из Троицко- Печорского района, народного артиста Республики Коми и заслуженного работника культуры Российской Федерации из Сыктывкара Петра Шучалина, а также исполнителя игры на волынке из Удорского района Деметра Марчева. Праздник невозможно представить без самодеятельных коллективов Прилузского района. Праздничное действие началось с музыкально-познавательной программы в исполнении Петра Шучалина «Кыдзи комиö локтiс шылад» («Как на землю Коми музыка пришла»). Он подробно рассказал о традиции игры на коми народных инструментах и пригасил подыграть ему в едином ансамбле самых маленьких зрителей. Хозяйки праздника - «Чёрнышские чипсанистки» приготовили концертную программу «Чипсасьысьяс - ветлысьяс» для подтверждения звания «народный». Программу просматривали члены Республиканской экспертной комиссии: Любименко Ирина Валериевна, Баева Людмила Васильевна, Вострых Елена Геннадиевна. «Чёрнышские чипсанистки» сохраняют местную певческую традицию в исполнении старинных русских песен, которые звучат в диалектном исполнении.

Деметр Марчев представил редкостную для севера старинную игру на Родопской болгарской волынке «Родопска каба гайда». По словам Деметра, родопские волынки – большие, тяжёлые, звучат громко и сопровождаются исключительно женским пением. Часто эти песни носят трагичный характер, потому что Родопия много веков находилась под беспощадным турецким гнётом. В настоящее время под волынку сопровождаются и свадебные обряды, когда невесту выводят из её дома к жениху. Деметр с гордостью говорит, что традиция игры на волынке носит родовой характер и передаётся по мужской линии из поколения в поколение. Деметр всю жизнь проработал в пожарной части, а игра на волынке не просто увлечение, а почитание памяти предков и воспоминание о своей родной болгарской земле. По аналогии вспоминается традиция передачи игры на народных музыкальных инструментах у коми народа, которая тоже передавалась из поколения в поколение. Например, знаменитые гармонисты из села Керчомья Усть-Куломского района передавали по наследству способности игры на гармошке как некий дар.

Каждый раз, когда приезжаешь в Чёрныш, восхищаешься высокой духовной культурой жителей села, их чувством собственного достоинства, неподдельной любовью к своей малой родине, к национальным традициям, к заповедной старине. Например, жительница села Лия Михайловна Сердитова на праздники всегда надевает традиционный костюм прилузских коми. Она часами может рассказывать о прежних обычаях, поверьях, о стародавних праздниках. Во время праздника каждый зритель мог принять участие в мастер-классе по изготовлению настоящего чипсана и забрать с собой этот сакральный символ фестиваля. После завершения концертной программы все желающие могли принять участие в экскурсии по селу и угоститься грибным супом («тшака шыд), который был выбран главным ритуальным блюдом праздника. Грибной суп получился необыкновенно вкусным и ароматным. Ведь он был сварен прямо на костре. По словам организаторов, этот фестиваль хочется сделать традиционным, и в дальнейшем приглашать на него исполнителей на музыкальных народных инструментах из других регионов, чтобы возродить это прекрасное искусство нашей страны.

 

Елена Вострых,
ведущий методист
ГАУ РК «ЦНТ и ПК»
E-mail: culturerk@yandex.ru
Телефон / факс: 8 (8 212) 24-67-17