2 августа ИЛЬИН ДЕНЬ. Илля лун»

Сегодня большой праздник – Ильин день, который проводится в честь Ильи Пророка, особо почитаемого в народе святого. И у коми, и у русского народа Илья-пророк почитался как держатель гроз. В славянской традиции он почитался и как покровитель уборки урожая.

Выдающийся собиратель русских народных сказок А.А. Афанасьев обнаружил связь образа Ильи Пророка с языческим Перуном: «…Так на Илью-пророка были перенесены все атрибуты и всё значение древнего божества молнии и грома, которое представлялось разъезжающим по небу в колеснице, на крылатых конях, и разбивающим тучи своими огненными стрелами». Он же привел заговор, в котором Илья-пророк представляется летящим в колеснице и повелевающим громом и молниями: «На море на окиане, на острове Буяне гонит Илья-пророк в колеснице гром с великим дождем. Над тучею туча взойдёт, молния осияет, дождь пойдет».

И у коми, и у русских считалось, что с Ильина дня лето подходит к своему завершению, уступая место осени. «На Илью до обеда лето, после обеда осень», «Пётр Павел час убавил, Илья прок два уволок». После Ильина дня нельзя было купаться, потому что в воду обмакнул рога олень и остудил её». В народе говорили, что «Илья-пророк бросил в воду лёд». У коми народа Ильин день является одним из пограничных точек календаря, предвещающим наступление осени. В этот день завершается сенокос, начинаются работы по сбору нового урожая.

У коми и у русского народа день Ильи пророка почитался особо и в связи с образом Ильи-пророка как держателя гроз, в этот день в народной традиции существовал ряд запретов, обычаев и примет. «Оз тшoктoны Илля лунo уджавны, купайтчыны. Ыркалoм ва вoсна шуoны: «Илля кинул в речку лёд».

По народным представлениям, Илья-пророк разъезжает в огненной колеснице, на конях. На Печоре, в Прилузье, на Выми, на Удоре и Ижме в Ильин день устраивали конные выезды. На Печоре парни и девушки, а подчас и старики, разъезжали верхом на лошадях по селу и пели песни. В Ижме Ильин день является престольным праздником. Он отмечался 2-3 дня, во время праздника было принято устраивать на лугу гонки на лошадях, ездить на телегах с пением песен.

В этот день после долгих дней запрета детям разрешалось свистеть в свистульки и дудки. Рожь уже созрела, и полудница (живущий во ржи дух) больше рожь не охраняла. По всему селу доносились звуки чипсана, на котором играли дети и молодёжь.

В коми сёлах в Ильин день было принято всей общиной варить мясо скота (быка, овцы, барана), которым все угощались после проведения церковного молебна.

В русской традиции грозовую ночь на Илью-пророка в народе называют «воробьиной ночью», когда всё время раздаются оглушительные раскаты грома, небо озаряется огненными вспышками молнии, отчего испуганные птицы постоянно «мечутся, вспархивают и натыкаются на разные предметы и падают. В такую ночь ревёт скот, страшно становится и не спится человеку».

Мы приведём традицию празднования Ильина дня в селе Гурьевка (Гурьёвчи) Прилузского района Республики Коми, где Ильин день почитался как храмовый праздник.

В старину у коми народа во время храмовых праздников села было принято гостеванье, приезд на время праздника к родственникам из соседних сёл и деревень. Во время больших праздников села и определялся социальный статус жителей: их достаток, умение показать себя на празднике, достойно принять гостей и т.д. Девушки на выданье надевали на себя лучшие наряды, чтобы привлечь внимание потенциальных женихов. На улице все жители улыбаются, радуются, встречаются со старыми знакомыми, вспоминают молодость, исполняют песни под гармошку. А гармошек! Видимо-невидимо: однорядка, кустарка, хромка! На каждом крыльце дома играет гармонь!

У сёл и деревень бассейна реки Летка летских коми (к ним относится и село Гурьевка) в каждом селе был свой праздник: в селе Слудка – Весенний (22.05) и Зимний Никола (19.12), в селе Прокопьевка – Девята (девятая неделя после Пасхи) и Пречиста (21. 09 Рождество Пресвятой Богородицы), в селе Гурьевка – Ильин день (02.08) и Михаил Архангел (21.11). Во времена совхозов только 2 августа, в честь Ильина дня семьям давали отдельные сенокосные угодья.

К Ильину дню готовились заранее. За 2 недели ставили пиво (сур), кислое и холодное. Вина не было, не было и пьянства. Некоторые уже 1 августа начинали готовить угощение на стол. В праздник на столе была обычная повседневная еда: картофельные шаньги, яичница, пироги, каша, картофель со сливочным маслом, мясной суп. Праздновали Ильин день вечером, потому что во времена совхозов этот день считался рабочим, и люди выходили на работу. Несмотря на рабочий день, местное население не изменяло традиции совместной ритуальной трапезы и обязательно всем селом в рабочее время собирались на поле для угощения, и прямо на поле накрывали изобильный стол. Во время работы фольклорной экспедиции Центра народного творчества и повышения квалификации в 2014 году в сельском поселении бассейна реки Летка в селе Гурьевка были опрошены участники творческого коллектива «Зарни арлыд» («Золотой возрст»). По их воспоминаниям, раньше в Ильин день на работу все шли нарядные, в старинных красных или оранжевых сарафанах. «Нас север особо цветами не баловал, вот и украшали цветными нарядами в Илля лун. С собой брали чайник, наливали туда сур. С утра переправлялись через реку. Сначала переворачивали сено, складывали скирды, гребли. А певуньи во время работы пели. Раньше у нас Аксинья-певунья жила, вот она во время работы на Ильин день частушки пела».

«В поле на обед приглашали Илью-пророка отведать вместе со всеми трапезу: «Илья–пророк, батюшко, лок миянo сёйны, да благoслoвит миянoс на работу, на жизнь хорошую». Илью-пророка приглашали до того, как приступить к трапезе».

«Обязательно в праздник нужно быть в приподнятом настроении. До конца рабочего дня трудились, а вечером на селе начинался главный праздник. Гурьбой под гармошку гуляли по селу. Заходили в гости. Кто позовёт, туда и шли. Обязательно хозяева угощали. Ходили в гости и к родственникам, и к соседям, и к друзьям. Все шли в гости ко всем. Нельзя в этот день было мыть полы, стирать, выполнять грязную работу. После Ильина дня не купались, хотя дети продолжали купаться».

«Больше всего боялись грозы, а гроза чаще всего случалась именно в этот день. Однажды в скирду даже ударила гроза».

Здесь характерным моментом является приглашение Ильи-Пророка к общему столу, тем самым обозначая его нерушимое покровительство всем жителям села.

Вечером молодёжь гуляла по селу, а в избах звучали изумительно красивые протяжные песни «кузь сьыланыкыв», которые исполнялись на русском языке. Обязательно исполнялись традиционные танцы: «Краковяк» и «Яблочко», «Коми трoпа», «Светит месяц».

Хотелось бы пожелать жителям села Гурьевка, чтобы они и впредь берегли свои традиции, и как это было принято в старину, всё также радостно и всем селом отмечали свой храмовый праздник.

 

Елена Вострых,
ведущий методист
ГАУ РК «ЦНТ и ПК»
E-mail: culturerk@yandex.ru
Телефон / факс: 8 (8 212) 24-67-17