Чупров Степан Иванович

 

В селе Трусово Усть-Цилемского района живет и работает замечательный мастер Чупров Степан Иванович.

Степан Иванович – основатель и руководитель школы художественных ремесел села Трусово Усть-Цилемского района, член КРОО «Союза мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов», обладатель звания «Мастер – золотые руки» республиканской ярмарки «Местные товары – 2005», участник выставки «Дорогая моя столица», посвященной 850-летию Москвы, участник международного фестиваля древнеправославной культуры «Пейпус» в Таллине, лауреат в номинации «Роспись по дереву» XXII Республиканской выставки декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Мастер года – 2015», «Художественная обработка дерева» XXIII Республиканской выставки декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Мастер года – 2016», обладатель премии КРОО «Союз мастеров ДПИ и НХП» «За высокие достижения в области декоративно-прикладного искусства» XXIII Республиканской выставки декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Мастер года – 2016». Основные направления: художественная обработка дерева, роспись по дереву, реставрация мебели. Используемые материалы: дерево, кап, сувель, гуашь, акварель.

Родился 22 декабря 1957 г. в с. Трусово Усть-Цилемского района. Обучался в сельскохозяйственном техникуме с. Выльгорт на техника-механика, работал токарем (отучился до 4 курса). Мастерству обучился самостоятельно на Воркутинской мебельной фабрике в экспериментальном цеху по разработке новых (сувенирных) изделий. Имеет высший 5-й разряд резчика по дереву. С 1984 года начал заниматься художественной резьбой по дереву. С 1986 по 1992 годы работал в Цилемской средней общеобразовательной школе заведующим мастерской, руководителем кружка резьбы по дереву, занимался благородным делом воспитания подрастающего поколения. С 1993 года продолжал заниматься с детьми и обучать мастерству деревообработки в своей мастерской. В 1995 году мастера пригласили на работу в МБУ Усть-Цилемский историко-мемориальный музей А. В. Журавского мастером.

Творчество Степана Ивановича многогранно. Кроме резьбы по дереву он занимается росписью по дереву. Мастер изучил северодвинскую и мезенскую и пижемскую роспись, занимался реставрацией антикварной мебели из фондов и выставочных залов историко - мемориального музея имени А. В. Журавского, профессионально владеет различными видами резьбы по дереву: геометрической, рельефной, станковой (скульптурной). Незаменимым материалом художнику служат наросты берез – капы, которые в его волшебных руках превращаются в замечательную скульптуру. Технология изготовления изделий из капа довольно трудоемка и требует усидчивости. А резьба по капу приравнивается к резьбе по камню. Кап по твердости и плотности близок мягким породам камня. По рисунку и текстуре может посоревноваться с агатом, мрамором и яшмой, а на спилах часто проявляется эффект муаровых и перламутровых переливов. Из всех встречающихся в природе капов лишь 10% могут быть использованы для создания декоративных и художественных изделий, при этом период от начала до окончания его обработки может длиться несколько лет. Сократить эти сроки нельзя даже при помощи современных технологий из-за негативного влияния на цвет и природные свойства материала. Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому каждая новая работа мастера неповторима.

Степан Иванович хорошо известен в художественных и музейных кругах Республики Коми, его работы неоднократно участвовали в выставочных и музейных проектах, всегда вызывая интерес и восторженные отзывы. Степан Иванович постоянный участник республиканских, зональных, межрегиональных, всероссийских, международных выставок, конкурсов и фестивалей. Лучшие работы хранятся в фондах Национального музея Республики Коми, Усть-Цилемском историко-мемориальный музее А.В. Журавского, в частных коллекциях граждан России, Германии, США, Финляндии, Италии.

В настоящее время мастер работает в МБУ "Усть-Цилемский историко-мемориальный музей А.В. Журавского" руководителем кружка, также продолжает заниматься с детьми в своей мастерской. Его ученики создают своими руками прекрасные произведения искусства, сохраняют народные традиции. Степан Иванович создает традиционные для Усть-Цильмы ложки с пижемской росписью. Мастер – автор ложки - «цилемки», которая, за свою авторскую оригинальность и принципиальное отличие, в 1996 году получила право называться именем родины автора.

Каждый гость, посетивший нашу Республику, хотел бы иметь памятный сувенир; многих интересуют изделия, выполненные в традициях народного искусства. Таким сувениром может стать и деревянная ложка с росписью, бытовавшей в Республике. Степан Иванович подготовил интересное видео, в котором демонстрирует процесс изготовления такой ложки: от вырезания из полена до нанесения удивительной символичной росписи и делится секретами мастерства.

Ложки широко использовались в быту россиян и имели весьма разнообразный вид, формы их и орнаментика так богата, что в целом они дают яркую картину художественного уровня мастерства. Судя по некоторым этнографическим источникам, орнаментированная, раскрашенная ложка играла важную роль в свадебном обряде. Ложка, изготовленная из дерева, имела недолгий срок и требовала частых замен, в связи с этим на Печоре в среде старообрядцев имелось несколько комплектов посуды. Так, кроме индивидуальной посуды, для каждого члена семьи имелась отдельная посуда для иноверцев, которую хранили отдельно, обычно за печкой, специальная посуда для поминальных трапез. Пижемские ложки изготавливались ручным способом при помощи топора и ножа-резака. По размерам, форме и назначению делятся на два типа: ложки собственно для еды - "пижемки", они удивительно изящны по форме и пропорциям и черпаки - "ластовицы", которые используются в качестве поварешки. Верхняя часть ложки чаще выполнялась в виде вытянутого овала, небольшого по глубине или имела каплевидную форму и гармонично соединялась с плоским черенком: пижемские ложки "разливистые", в форме овального лепестка, черенок у них щепной.

Обе разновидности ложек не претерпели каких-либо изменений в течение почти двух веков и до сих пор соблюдается "дедовский способ" изготовления ложек; при этом у каждого мастера была своя форма ложки и только ему присущая роспись. В прошлом сравнивали красоту девушки с изящностью пижемской ложки: "Молодка уж така баска, как пижемска ложка». Ложки изготавливались при помощи нехитрых инструментов: топора, ножа-резака и стамески для выборки внутренней поверхности ложки. Березовая чурка распиливается на чурочки по длине будущих ложек, затем разрубается на плахи, которым придается форма ложки, поначалу огрубленная, после выборки углубления – окончательная, и затем изделие сушится. После сушки, последующего "скобления" и шлифования ложку начинают расписывать. Технология росписи, вне всякого сомнения, заимствована у книгописцев, там же, в элементах книжного орнамента, лежат истоки этой росписи, на что неоднократно указывали исследователи.

В целом роспись ложек свободная, внутренняя и внешняя стороны часто расписывались аналогичным узором. Вот одна из типичных композиционных схем (ложка известного автора Чупрова Г. М.): в центре основания вытянутой овальной формы – маленький ромб, расчерченный по диагонали; от вершин углов ромба вырастают цветы - "крины" завершённые "крестом" ромбом с петлями на концах. Вокруг всей этой конструкции располагаются по условной окружности усики с петлеобразным завершением. С обратной стороны ложки узор в точности повторяется. Черенок в верхней и нижней частях расчерчен цветными полосками, как бы завершающими всю композицию. Роспись выполнена пером акварельными красками в традиционной цветовой гамме: основной контур черного цвета дополняется разживкой травянисто-зеленого и оранжевого цветов; красновато-коричневый медовый фон древесины, покрытой олифой, закаленной в печи, обобщает и органически завершает всю композицию. Существовала определенная традиция надписывания тех или иных вещей. Пожелания и инициалы создателей чаще встречаются на ложах ружей, каталках и в большинстве случаев на ложках, в остальных случаях украшаемые изделия остаются безымянными. Надписи располагались по краю, под орнаментальной каймой, обрамляющей основную часть предмета (основную часть ложки) с внутренней и внешней стороны.

Традиция включения надписей в композиционную схему росписи ложек осталась до нашего времени: "Кого люблю, тому ложечку дарю. Ложечкой хлебаю подарок не забываю", "Ложки работал к Первому Маю" и т.д.

 

Людмила Чиркова,
ведущий методист
ГАУ РК «ЦНТ и ПК»
E-mail: culturerk@yandex.ru
Телефон / факс: 8 (8 212) 24-02-77