Центр народного творчества

НАРОДНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ «СЮРПРИЗ»

Народный театр кукол «Сюрприз» Муниципального автономного учреждения культуры «Сыктывдинский районный Дом культуры» осуществляют свою деятельность с 1978 года.

Одним из самых ярких спектаклей была постановка детского спектакля «Жирафа и Носорог», который увидели зрители в 2001 году. Коллектив театра стал работать не только ростовыми, но и планшетными куклами. Спектакль «Необыкновенные приключения в Тилимилимляндии» посмотрели не только зрители района, но и детишки почти всех детских садов города Сыктывкар.

В 2001 году состоялся Международный финно-угорский фестиваль театральных коллективов для детей и юношества, где коллектив показал спектакль по пьесе Н.Кочебая«Золотой цыплёнок». Актёры театра показали высокое профессиональное мастерство исполнения.

В апреле 2002 года поставлена сказка А.Клейна «Три тайны Гундыра Премудрого» по мотивам коми фольклора. Зрители были в восторге от сценических эффектов спектакля: дым от костра, пар от горшков с кипящей волшебной водой, впечатляющие разрушения от бьющихся друг о друга скал, эффекты от перемен мест действия.

В 2012 году коллектив народного театра «Сюрприз» возглавила Силаева Наталья Петровна.

Коллектив театра состоит как из работников Районного Дома культуры, так и участников самодеятельности. Количество участников от 8 до 12 человек. В репертуаре театра произведения детских писателей, коми и русские народные сказки. При совместной творческой деятельности взрослых и детей, выбираются произведения наиболее близкие их внутреннему миру.

Руководитель коллектива с участниками сами изготавливают декорации, шьют куклы и костюмы к спектаклям.

Творческий коллектив кукольного театра постоянно выезжает с благотворительными спектаклями по району, в детские сады, в больницы в детские отделения, в детские дома-интернаты, участвует в благотворительных акциях «Помоги ребёнку».

Театр «Сюрприз» имеет тростевые, перчаточные, ростовые и планшетные куклы, но в работе пользуются в основном планшетными и ростовыми куклами.

Коллектив театра постоянно оказывает практическую помощь в проведении творческих мероприятий: в октябре 2011 года кукольный театр поздравлял с юбилеем детскую изостудию «Гончарик» с 25-летием сказкой «мальчик – Гончарик», в ноябре 2012 года помогли в защите на звание «Образцовый» детской изостудии «Гончарик»: кукла «Гончарик» рассказал о работе изостудии и представил выставку детских работ.

За участие в республиканском празднике спорта в марте 2011 года коллектив получил Благодарственное письмо и Диплом за пропаганду спортивного движения среди детей и юношества.


 

ИСКУССТВО ИГРАЮЩИХ КУКОЛ В СЫКТЫВДИНСКОМ РАЙОНЕ

Мир искусства играющих кукол не знает ни времени, ни границ. Для него есть одна пространственная величина − мир воображения, творчества и красоты. Театральный мир кукол может уместиться в одном маленьком балаганчике кукловода, а может и растянуться по всему земному шару.

Одна талантливая сказочница – кукловод Наталья Силаева работает в Районном Доме культуры села Выльгорт Сыктывдинского района. Совсем недавно там прошли два премьерных спектакля в её постановке. Спектакль «Заюшкина избушка» образцового национального театра кукол «Зарни аканьяс» и спектакль «Слонёнок» народного театра кукол «Сюрприз». Наталья Силаева сама изготавливает декорации спектакля и кукол, которые получаются у неё яркими, броскими, гротескными, и одно только их появление на ширме вызывает восторг у маленьких зрителей.

В спектакле «Заюшкина избушка» режиссёр Наталья Силаева творчески интерпретировала сюжет известной русской народной сказки, добавив в него психологические штрихи характеров героев. Заяц в её спектакле – добрый и доверчивый, изначально не верящий в возможность обмана и предательства. Каждый персонаж наделён своей индивидуальной пластикой. Эпический текст материала Наталья Силаева вплела в контекст драматургической основы, создав конфликт сказочных героев на уровне человеческих взаимоотношений. В народной сказке появляется психологический нюанс.

Автором спектакля интересно выстроена режиссура всего спектакля, где каждый фрагмент состоит из нескольких этюдов на общение, на пластику, на диалоги, на общение животных. Каждое новое появление персонажа у режиссёра превращается в целое представление, в котором герой проживает определённый «кусок» жизни, создаёт свой индивидуальный образ, не повторяя и не дублируя остальных персонажей. Коварная лиса, доверчивый зайчик, его друзья: волк, медведь, бык и бесстрашный петух. Режиссёру удалось донести до маленьких зрителей скрытый, завуалированный настоящий характер героев. Слабая лиса оказывается наглой и злой, самоуверенность волка, медведя и быка оборачивается паническим бегством от злодейки-лисы. Лишь образ зайчика на протяжении всей сказки остаётся по-прежнему доверчивым и трогательным. За тридцать минут, пока длится спектакль, дети вместе с зайчиком учатся различать настоящее от напускного, фальшивое от правдивого. В течение всего спектакля режиссёр применяет интересные приёмы по организации всего постановочного пространства сказки. В спектакле задан приём активизации, вовлечения зрителя в игровое пространство спектакля, который держится на протяжении всего действия сказки. В прологе на сцене вышли живые артисты-«скоморошинки», «люди от театра», создающие живое общение с детьми и на протяжении всего спектакля, комментирующие события сказки, что позволяет маленьким зрителя лучше понять содержание сказки, правильно оценить характер героев. Они и сказочники, и комментаторы хода событий, и эмоциональное связующее звено между театром и зрительным залом.



Авторский спектакль театра теней по мотивам сказки Р. Киплинга «Слонёнок» Наталья Силаева поставила, придерживаясь общей сюжетной линии сказки. Наталья впервые обратилась к сложному и редкому жанру театра теней, впервые испробовав свои творческие силы в данном жанре. Сказка получилась безупречно – прекрасной и удивительно светлой. Наталья Силаева авторски интерпретировала действие сказки, добавив в канву спектакля моменты интерактивного общения со зрителями, оригинальные творческие образы, музыкальные номера и этюды. Во время спектакля казалось, что каждый «теневой актёр» обладает пластическими возможностями живых артистов, что их движения, заданные возможностями плоскостной пластики, двигаются в некоем пластическом совершенстве, с выразительной гибкостью и грацией. Зрители, затаив дыхание, следят за тем, как крошечный лягушонок с небывалой грацией и карабкается по спящему крокодилу, с какой убедительной энергией прыгает зебра, с каким изяществом изгибается шея у жирафа, насколько органично двигается черепаха и как трогательно-наивен главный герой: любопытный слонёнок, который жаждет всё знать. Образ Слонёнка − это собирательный образ любознательного ребёнка-почемучки, которому всё интересно, который каждый новый день проживает в постоянной потребности узнать что-то новое. Ему интересно всё: от жизни крошечного насекомого до огромного зверя. На протяжении всей сказки Слонёнок совершает всё новые и новые открытия и встречается с необычайно интересными, хотя порой и опасными событиями сказки. На протяжении всего спектакля дети не просто следили за каждым шагом Слонёнка, они вместе с ним начали осознавать, что же представляет собой огромный и многогранный окружающий мир, и какие необыкновенные приключения в нём поджидают.

Сюжет сказки основан на встрече Слонёнка с разными обитателями Африки, которым он задаёт самые разные вопросы. В финале сказки любопытство приводит Слонёнка на болото к Крокодилу, в результате чего хищник пытается утащить Слонёнка в болото, и нос у любопытного жителя Африки становится длинным. У каждой сцены спектакля режиссёром выстроен свой образ: ночная тишина Пролога, солнечная энергетика Африканской саванны, бурлящий океан, кипящая жизнь проезжей части, болотная трясина – логово Крокодила. Герои сказки наделены человеческими чертами, и главный среди них Слонёнок – это образ жизнерадостного ребёнка, создающий своими постоянными вопросами определённую сумятицу в размеренной жизни обитателей Африки. Его ничего не оставляет равнодушным: сияющие звёзды и таинственная луна, неугомонный полёт насекомых, встречи с самыми разными жителями саванны, таинственная жизнь океана, правила дорожного движения, его притягивает даже болотная трясина, в которой живёт Крокодил.

В спектакле режиссёр сочетает различные приёмы художественной выразительности. Чётко заданный темпоритм спектакля заставляет детей находиться в постоянном внимании. Пластические мизансцены создают подлинную иллюзию того, что актёры театра теней сделаны не из картона или фанеры, а двигаются сами по себе, что они живые. Свет и звук дополняют возможности художественной выразительности. Весь спектакль наполнен действием, многие сцены выстроены на уровне этюдов, миниатюр. В каждой новой сцене на экране светотенью вырисовываются удивительно выразительные руки актёра-кукловода. Они «рисуют» плачущее облако, вешают светофор, изображают крокодилов, постепенно «дорисовывая» живописную палитру сказки новыми образами и картинами.

 

Вострых Елена, ведущий методист
ГАУ РК «ЦНТ и ПК»