Центр народного творчества

НАРОДНЫЙ ТЕАТР СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ
с.Помоздино Усть-Куломского района

Спектакль Алексея Попова "Туналöм ордын" ("Заколдованная тропа")

4 ноября 2011 года в Национальном музыкально-драматическом театре Республики Коми состоялся показ спектакля на коми языке «Туналöм ордын» по пьесе драматурга Алексея Попова. Пьеса основана на традиционных верованиях и мифопоэтических воззрениях народа коми. В пьесе автор опирается на аутентичные магические обряды, ритуальные действия, развивающиеся в единой канве с сакральными символами места, времени и действия, с регламентируемыми нормами поведения коми охотника, с нравственным выбором человека между добром и злом.

В восприятии образа пространства в традиционной культуре важное значение играет идея пути, дороги, а также важный образ сакрального пространства – лес.

Изначально в легендах, сказках, былинах лес является таинственной границей двух миров: мира людей (героев пьесы) и мира волшебства, тайны, потусторонних сил (мир знахаря Тимы и ведьмы – еретничи). Не случайно автор каждое новое событие в пьесе отражает в непосредственной взаимосвязи с образами пространства, подчёркивая все важные моменты в жизни героев их местопребыванием в пространстве бани, леса, избы волшебников. В лесу герои нарушают вековой охотничий запрет на кражу чужой дичи, в лесу они блуждают за пулей в поисках пути, в доме знахаря и ведьмы они делают свой нравственный выбор: одни в пользу добра, другие – в пользу зла. В бане знахарь изгоняет порчу, в бане он проводит обряд испытание на колдовское отречение одной из героинь пьесы. Посягая на пространство дома знахаря, пытаясь ворваться в его дом, ведьма посягает на его власть, на его возможности сопротивляться силам зла.

Каждый предметный образ в пьесе (метла, ветка рябины, сон о прялке, медвежья шкура, ритуальный нож) наполнен символикой, метафорой философского осмысления мира. Ветка рябины помогает герою оградить себя от колдовской силы ведьмы. Ведьма оборачивается в метлу и проникает в дом. Перед выходом на охоту в лес героине снилось, что она работала за прялкой и пряла нить – прокладывала себе длинную дорогу. С помощью ритуального ножа знахарь снимает порчу, а герой втыкает нож в избе ведьмы, останавливая её силу. Умирающая ведьма обряжается в медвежью шкуру, мечтает навечно обернутся медведицу и навсегда уйти в тайгу, предав себя забвению от земных реалий жизни.

Авторские тексты пьесы сопровождаются подлинными текстами заговоров, колдовских заклинаний. Образы героев пьесы относятся к эпическим, фольклорным персонажам сказок, легенд. Сюжет пьесы также относится к сказочному фольклору, с которым органично сочетается психологическая игра героев. Образ ведьмы зловещ и трагичен одновременно. Она несчастна в своей судьбе, потому что выбрала свой путь из-за не прощёной обиды на мужа, которого она любила. Она не смогла простить, а он недостаточно молил о прощении. Каждый из них любил друг друга, но в силу своего выбора, был вынужден оказаться навсегда по разную сторону добра и зла. Знахарь искупает своей грех перед прежней женой тем, что лечит людей и снимает с них порчу. Вся повествовательная канва пьесы пронизана метафорическими образами и символами. Бесконечны плутания героев вслед за блуждающей пулей, бесконечна их надежда на обретение заветного пути, который бы вывел их из леса.

Актёры народного села Помоздино обладают высокой сценической культурой, точным владением сценической речью и подачей текста пьесы. Образы персонажей спектакля органично сочетаются с фактурой артистов, с их голосом и пластикой.

Интересным было решениедекораций спектакля, созданных в контексте художественного образа пространства. В центре сцены декорации бани знахаря, которая по ходу пьесы трансформируется в декорации избы ведьмы.

Спектакль Алексея Попова «Туналöм ордын» в исполнении народного театра села Помоздино познакомил зрителей Сыктывкара с традициями и бытом коми народа, с их древними верованиями и представлениями о природе, добре и зле, привнеся в нашу повседневность мир тайны и волшебства.


 

Елена Вострых, ведущий методист