Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

МО МР «Ижемский»

О РАЙОНЕ (отрасль культуры)

Муниципальный район «Ижемский»:

— 10 сельских поселений, 33 населённых пункта. Административный центр – село Ижма.
— 25 культурно-досуговых учреждений: 25 филиалов Ижемской межпоселенческой клубной системы
— 3 коллектива со званием «Народный»/«Образцовый»
— 156 самодеятельных коллективов.

Управление культуры администрации муниципального района «Ижемский»: начальник Вокуева Виктория Яковлевна, тел. 8(82140) 94-532, эл. почта: izvamu@mail.ru. Официальный сайт администрации: http://www.admizhma.ru/ (раздел «Социальная сфера», подраздел «Культура»).

ТРАДИЦИИ

Знаковые мероприятия

Республиканский традиционный праздник коми-ижемцев «Луд»

Праздник проводится ежегодно в первые выходные июля; «видзе пыран лун водзын» — «перед днем, когда выходят на луга». Фиксированное место и время праздника — остров Дi в междуречье Ижмы и Куръи с вечера до восхода солнца, т.е. в переходное время. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу.

Главные темы праздника — тема растительности и очистительной силы воды. Праздник открывают «Вoрэта» — танцевальные шествия с песнями по улицам сел, с последующим переходом на остров. Здесь, на острове, проходят выступления фольклорных коллективов всего района, конкурс народного костюма «Мича ижемка», где молодые женщины представляют не только народный костюм, но и определенные знания по традиционной культуре; импровизированное представление знакомств потенциальных женихов и невест из разных сел в хороводе невест, посвящение в гармонисты. Обязательным танцевальным элементом праздника являлись различные парные соединения рук и проход танцующих под ними как сквозь «ворота».

Праздник Луд включает в себя хороводы и хороводные игры, некоторые из них — «Кык ряд» («Два ряда»), «Орччӧн сулалӧм» («Вместе стоять»), «Кругӧн ворсӧм» («Круговая игра»), «Куимӧн» («Втроем») и т.д. Население чувствует единение в общем хороводе, заводилами которого являются участники самодеятельности.

В преддверии праздника на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. В настоящее время эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Здесь участвуют всадники со всего района, скачки проходят в 5 забегов («рысь», кобылы, жеребцы, мерины, общий забег). В Коми столь массового гуляния, обязательными действиями в которых являются скачки на лошадях, более нигде не зафиксировано. Лошадь, по представлениям древних коми, — животное священное, олицетворяющее солнце.

Сохранилась мифологическая основа праздника. Мотивы отпугивания (пальба из ружей перед праздником), крадения (крали топор, который потом приходилось выкупать), омовения (купание после восхода солнца), топтания (подготовка площадки) и т.д.

День оленевода

Праздник приурочен к началу перекочевки оленьих стад на зимние пастбища. Отмечается 2 августа, в церковный праздник Ильин день. Особенно популярны оленьи бега — обязательный атрибут праздника. Большого профессионального мастерства требуют и лов оленей для упряжки, бросание аркана в цель и топора (тынзея) на дальность.

Праздник охотника

Впервые праздник был проведен в декабре 2005 года по инициативе известного в Ижме общественника, потомственного охотника Алексея Канева в его родной деревне  Ласта  Ижемского района. Целью мероприятия стало возрождение  охотничьих традиций, сохранение  культуры и  промысла. 

Проводится в феврале-марте, когда завершается сезон охоты. В старину охотники, завершив охотничий сезон, собирались вместе, чтобы обсудить итоги охотничьего года. Не случайно Праздник охотника зародился в Ласте. Во-первых, именно здесь  был создан первый охотничий кооператив. Во-вторых, в окрестностях этой деревни археологи обнаружили находки, свидетельствующие о промысловой культуре в древности.

Программа праздника состоит из множества конкурсов. В конкурсе традиционной одежды охотника участники представляют не только охотничью  амуницию и свои трофеи,  но и импровизации на тему охотничьего быта. В конкурсе «Полоса препятствий» охотники-промысловики соревнуются в ловкости и меткости. Каждый участник проходит тропу препятствий  на лыжах: необходимо скатиться с горы, добраться до следующего этапа и другие. Зрелищны соревнования по метанию на точность  копья и топора, по преодолению преграды по бревну и на ходулях, по снятию с  дерева куницы. Меткость охотников проверяется по точности выстрела из пневматической винтовки и лука.

Опробовать силы по преодолению полосы препятствий может любой желающий и вне конкурса. Гостей потчуют горячей кашей и чаем.  Призами и подарками отмечается каждый охотник-участник, а победителю присуждается почетное звание «Лучший охотник».

Местный фольклор

Фольклор ижемских коми представлен самыми различными жанрами. В обрядовой поэзии — в свадебных плачах, похоронных причитаниях и уникальных колыбельных причитаниях и плачах —  раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор в образной поэтической форме освещают быт северного земледельца. Исключительное место в Ижемском песенном фольклоре занимают величальные песни, трудовые импровизации, обрядовые причитания.

Сохранились в памяти старожилов местные календарные праздники. В каждой деревне был свой храмовый праздник.

Ижмо-колвинский эпос — уникальное явление, которым в свое время удалось доказать наличие у коми-зырян такого фольклорного жанра как эпос.

Былички о Яг-Морте (лесном человеке) все еще будоражат умы и фантазии ижемских жителей. Сюжет о Яг-Морте впервые опубликован в середине прошлого столетия в «Вологодских губернских ведомостях». Район распространения — бассейн реки Печоры. Основные элементы сюжета сводятся к следующему:

— на берегу Кучи-реки, что впадает в Ижму, живёт чудовищный лесной человек в косматой одежде из невыделанной медвежьей шкуры, жестокий и беспощадный, с «ужасной образиной»;
— кровожадные проделки человека-чудовища: «Выберет ночь потемнее, зажжет деревья и в суматохе пожара делает, что только его кровожадная душа хочет… К тому же был Яг-Морт великим колдуном: болезни, падёж скота, бездождие, безветрие, летние пожары — всё насылал он на народ»;
— Яг-Морт похищает дочь старшины одного из селений невесту молодца Тугана красавицу Райду;
— удалой жених Райды собирает друзей, вооруженных стрелами, копьями, вилами, пешнями, отправляется на поиски невесты, на поединок с Яг-Мортом: «Собрал он своих товарищей, всё Запечерье поставил на ноги и порешил отыскать жилище Яг-Морта во что бы то ни стало, схватить окаянного колдуна живого пли мертвого, либо самим погибнуть»;
— трудная победа над Яг-Мортом. Смельчаки затаились в засаде возле тропы, вытоптанной чудовищными ногами колдуна, засели в густом лесу на угоре реки Ижмы. И вот наступает момент: «Переходит Яг-Морт Ижму вброд, прямехонько против того места, где они притаились. Только Яг-Морт ступил на сухой берег, копья, стрелы, камни так на него и посыпались. Остановился разбойник, посмотрел на противников грозным своим кровавым взглядом, взревел и кинулся в самую их гущу, размахивая палицей. И началось страшное побоище. Много голов размозжила палица Яг-Морта, многих изуродовала, но и сам он изнемог: коми без устали резали его копьями, стрелами и камнями. Изнемог он и грохнулся наземь»;
— расправа людей над Яг-Мортом: «И покорился колдун, повел в самую гущу леса, где на высоком берегу Кучи выкопана была просторная пещера. Рядом с пещерой на куче всякого хлама и костей лежал полусгнивший труп человека — это была красавица Райда. В самой пещере нашли много всякого добра, сложили все найденное в кучу и сожгли, а пещеру засыпали камнями. Потом привели Яг-Морта к месту, где бились с ним, отрубили ему голову, вогнали в спину осиновый кол, чтоб встать не мог, и закопали в глубокую могилу».

Известно предание о Босоногом Мартине. В деревне Ласта Ижемского района жил силач Мартин, который зимой и летом ходил босиком. Когда строил себе  дом, привозил из лесу по два бревна: поменьше клал в сани, побольше —  взваливал на свои плечи. Когда лошадь останавливалась отдохнуть, он ждал, уперев конец бревна в землю. Один мог удерживать груженую барку за канат, подниматься против течения в каюке. За травлю коров наказал медведя, взяв его за шиворот и трижды окунув в воду со словами: «Чтобы ни ты, ни твои друзья сюда больше не приходили». Прославился босоногий Мартин и своим аппетитом. Всю жизнь оставался холостым, т.к. не хотел, чтобы потомки были слабее его, а женщины по себе не нашел.

ОБЪЕКТЫ НКН

В число объектов нематериального культурного наследия вошли:

«Народный праздник «Луд» (с.Ижма).
«Трудовые причитания коми-ижемцев» (Ижемский р-он: с. Кипиево, с. Брыкаланск, с. Ижма.; Усинский р-он: с. Мутный Материк, с. Усть-Уса).
«Пасхальные качели ижемских коми» (Ижемский р-н: с. Ижма, с. Краснобор, с. Кипиево, с. Няшабож, с. Сизябск, с. Келючиюр. с. Щельяюр, с. Мохча. Интинский р-он: с. Петрунь, с. Адзьвавом. Печорский р-он: с. Соколово, д. Аранец, д. Кедровый шор. Вуктыльский р-он: п. Усть-Соплеск, д. Усть-Щугер. Ненецкий автономный округ — д. Волоковая, с. Пеша).

ИМЕНА

Артисты

Заслуженный артист Коми АССР

Артеев  Харитон Фадеевич, солист Ижемского народного ансамбля
Хозяинов Николай Васильевич

Заслуженные артисты Республики Коми

Артеев Харитон Фадеевич, солист Ижемского народного хора – народного ансамбля песни и танца Ижемского РДК
Кожевин Вадим Алексеевич, артист оркестра Государственного театра оперы и балета, уроженец с.Мохча

Народный артист Республики  Коми

Рочев Василий Прокопьевич

Композиторы, музыканты

Композиторы (в том числе самодеятельные)

Вокуев Федор Петрович (с.Кельчиюр)
Семяшкин Глеб Васильевич (д.Варыш, с.Ижма)
Суслова Генриетта Петровна (с.Кельчиюр)
Рочев Юрий Тимофеевич (д. Бакур, с.Сизябск)
Чалыгин Даниил Михайлович

Краеведы

Канева Анна Федоровна
Сметанин Геннадий Ефимович
Филиппова Любовь Филипповна
Хатанзейский Никон Кондратьевич
Хозяинова Надежда Александровна

Писатели, поэты

Ануфриева Любовь Андреевна
Втюрина Людмила Зарниевна
Кирпиченко Татьяна Владимировна
Попов Владимир Александрович
Рочев Егор Васильевич

Художники

Канев Виктор Николаевич
Канев Петр Степанович
Канев Федор Ефимович
Попов Николай Алексеевич
Попова Татьяна Геннадьевна
Станиславчук Валерий Григорьевич
Семяшкин Степан Григорьевич
Сарыева Александра Пелагиевна
Семяшкин Павел Александрович
Терентьев Алексей Павлович
Терентьев Михаил Ефимович
Филиппов Василий Исидорович

Почетные звания в сфере культуры

Заслуженные работники культуры Коми АССР

Вокуев Геннадий  Федосеевич, директор Дома работников культуры и искусства , уроженец д.Диюр
Истомин Андрей Ефимович, солист Ижемского народного ансамбля песни и танца
Канев Петр Вонифатьевич, заведующий Большегаловским Домом досуга
Канева Маргарита Павловна, директор Вертепского сельского Дома культуры
Нехорошев Петр Ионович, учитель  Ижемской  средней школы
Попов Владимир Александрович, поэт
Рочев Василий Павлович, лыжник, мастер спорта
Рочев Николай Никитич, секретарь Коми обкома партии
Сметанина Раиса Петровна, лыжница, мастер спорта
Хозяинова Милица Андреевна, завуч Кипиевской средней школы
Чуманов Анатолий Васильевич, директор Ижемской дирекции киносети
Чупров  Федор Егорович, директор Бакуринского СДК

Заслуженный деятель искусств Коми АССР

Семяшкин Глеб Васильевич, руководитель хора, с. Ижма

Заслуженный деятель науки и культуры Коми АССР

Сметанин Ефим Иовлевич, заведующий Харьягинским красным чумом, Ижемский район

Заслуженные работник культуры РСФСР

Ануфриев Александр Захарович, редактор газеты «Красное знамя»
Канева Антонина Павловна, заведующий Ижемской районной библиотекой
Корнев Николай Иванович, директор музыкальной школы г. Сыктывкар
Осокин Валерий Викторович, директор Ижемского районного Дома культуры
Рочев Николай Никитич, директор Института языка, литературы и истории Коми

ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ

Хоровые

Народный ансамбль песни и танца (с. Ижма) 
Народный хор «Войвыв дзоридз» (д. Бакур) 

Хореографические

коллектив «Зарава» (с. Мохча)
коллектив «Рябинушка» (с. Кипиево)
коллектив «Ивушки» (п. Том)

Театральные

«Образ» (д.Большое Галово)
«Пелысь розъяс» (с.Мохча)

Фольклорные

Народный фольклорный коллектив «Ыбса дзоридзьяс» (с. Сизябск) 
Фольклорный коллектив «Аддзысьлӧмъяс» (д. Вертеп)