Коми Республикаöн Веськöдлан котыр
Йöзкост творчество сöвмöдан да тöдöмлун кыпöдан шöрин

Традиция ансамблевых многоствольных флейт («Куима чипсан») села Чёрныш Прилузского района

  1. Наименование объекта
    Традиция ансамблевых многоствольных флейт села Чёрныш.
  2. Краткое название объекта
    Чипсан
  3. Краткое описание

В современном бытовании фольклорный ансамбль с. Черныш является единственным носителем аутентичной инструментальной традиции. Трехствольные флейты  — «куима чипсан»–  это женские ансамблевые инструменты. На них играют «парами», все исполнители разделяются на партии. Выстраивание всего ансамбля производится сначала по «голосам» (дудкам) в унисон, затем по двузвучиям (терциям) в каждой группе, т.е. собранию одноименных пар и, наконец, между группами ансамбля. В инструментальный ансамбль входят женщины разных возрастов. Исполнение пьес на ансамблевых многоствольных флейтах основано на принципе дуоритмии — перекличке партий в определенной ритмической последовательности. На трехствольных ансамблевых флейтах исполняются простейшие звукоподражательные пьесы, песенные, походные и плясовые наигрыши. В репертуар ансамбля входят так же инструментально-песенные и инструментально-танцевальные композиции, традиционный песенный фольклор.

  1. Фотография для обложки объекта
    01.
  2. ОНКН Категория
    Народное исполнительство. Инструментальный жанр
    Традиционные технологии.  Изготовление музыкальных инструментов.
  3. Этническая принадлежность
    Коми-зыряне
  4. Конфессиональная принадлежность
    Православие
  5. Язык
    Коми
  6. Регион
    Республика Коми, Прилузский р-он, село Чёрныш
  7. Ключевые слова
    Республика Коми, ансамбль «Чёрнышские чипсанистки», трехствольные ансамблевые флейты – «куима чипсан», традиционный инструментально-музыкальный  фольклор.
  8. ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА
    ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ

Служебная информация

  1. Автор описания

Панюков Анатолий Васильевич, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора фольклорного фонда  ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук»,  г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 26, apankomisc@mail.ru

  1. Экспедиция

Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН
ФГБОУ «СГУ им. Питирима Сорокина»
ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации»

  1. Год, собиратели

1940 г. – Квитка Г.Б.
1951 г. – Сидоров А.С.
1960-е –1980-е г.г. – Чисталёв П.И.
1996 г. –  Канева Т.С.
1996 г. – Жуланова Н.И., Бунчук Т.Н., Шевченко Е.А., Петухов С.В.
2002-2006 г.г. – Панюков А.В.
2005г. – Мусанова С.С.
2015 г. –Вострых Е.Г., Альхимёнок А.А.
2016 г. –Торопова А.В.

  1. Место фиксации

с.Чёрныш, Прилузский  р-он, Республика Коми

  1. Место хранения

Фольклорный фонд ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук» 1960-2000 г.г; Сыктывкар, Республика Коми):

Научный архив Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук» Ф5.оп.2. Д. 181, 182, (Сыктывкар, Республика Коми);
Фольклорный архив  Сыктывкарского Государственного университета  им.П.Сорокина (ФА СГУ) 1970-2010 г.г.;
Аудиофонд Фольклорного архива Сыктывкарского государственного университета, г. Сыктывкар (записи 1996-2000-х гг.);
Фонды кабинета народной музыки Московской государственной консерватории.  Рукопись;
Фонд  Государственного центра народного творчества и повышения квалификации Республики Коми (ГАУ РК ЦНТ и ПК);
Фонограммархив Института русской литературы (Пушкинский дом), г. Санкт-Петербург;
ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми», отдел истории по искусству;
Чернышский сельский Дом культуры — филиал клуба п.Усть-Лопью.

  1. История выявления и фиксации объекта

Многоствольная флейта, больше известная как «флейта Пана» во многих этномузыковедческих исследованиях фигурирует как неоспоримый реликт, восходящий к самым ранним стадиям музыкального и — шире — культурного мышления. Многоствольные ансамблевые чипсаны  коми-зырян – это один из немногих пока ещё живых очагов реликтовой традиции, сохранившейся лишь в нескольких уголках Европы. Кроме того, это самый северный из известных на Земле очагов распространения многоствольных флейт. Этномузыковедческое открытие многоствольных флейт Прилузья было сделано в конце 1930-х годов К.В. Квиткой, но собранный им уникальный экспедиционный материал не был опубликован и хранится в рукописном архиве Московской государственной консерватории. В 1951 году появилась статья А.С. Сидорова, посвященная прилузским трехствольным флейтам «куима чипсан». Наиболее основательно музыкальные инструменты народов коми изучались П.И. Чисталевым. Опираясь на современную методологию и собранные им богатые полевые данные, выдающийся коми фольклорист дал комплексные описания народного инструментария, и в том числе многоствольных флейт Прилузья.

  1. Библиография

Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1956.
Жуланова Н.И. Многоствольные флейты в традиционной культуре коми-пермяков / Дисс. на соиск. учен. степени канд. искусств. наук. Рукопись. Москва, 2003.
Квитка К.Б. О народных музыкальных инструментах коми // Фонды кабинета народной музыки Московской государственной консерватории. 1940. Рукопись.
Квитка К.В. Флейта Пана в Коми АССР // Фонды кабинета народной музыки Московской государственной консерватории. 1940. Рукопись.
Мусанова С.С.Русский фольклор в традициях прилузских коми /Дисс. на соиск. учен. степени канд. филолог. наук. Рукопись. Сыктывкар, 2014.
Панюков А.В. Маргиналии коми музыкальной культуры: Мир птиц // Народная культура Европейского Севера России: региональные аспекты изучения. Сборник научных трудов к 10-летию кафедры фольклора и истории книги. – Сыктывкар, 2006. – С. 126-150.
Панюков А.В. Многоствольные флейты коми: этнолингвистический аспект исследования // Фольклористика коми. Труды Института языка, литературы и истории, выпуск 63. Сыктывкар, 2002. С. 105-113.
Сидоров А.С. Плясовая народная музыка в Прилузском районе у коми // Известия Коми филиала ВГО. Т.II., В.I. Сыктывкар, 1951.
Торопова А.В. Музыкальные традиции прилузских коми: история и современность/Дипломная работа. Рукопись. Петрозаводск, 2016.
Чисталев П.И. Коми народные музыкальные инструменты / Дисс. на соиск. учен. степени канд. искусств. наук. Рукопись. Сыктывкар, 1974. // НА КНЦ УрО РАН Ф5.оп.2. Д. 181, 182.
Чисталев П.И. Коми народные музыкальные инструменты. Сыктывкар, 1980.
Труды Института языка, литературы и истории, выпуск 63. Сыктывкар, 2002. С. 105-113.
Чисталев П.И. Коми народные музыкальные инструменты / Дисс. на соиск. учен. степени канд. искусств. наук. Рукопись. Сыктывкар, 1974. // НА КНЦ УрО РАН Ф5.оп.2. Д. 181, 182.
Чисталев П.И. Коми народные музыкальные игнструменты: иллюстрации и лабораторные исследования с.Чёрныш Прилузского р-на, 1961 г. [Звукозапись] / сост. П. И. Чисталёв. — [Б. м.], 1961.

Видеоматериалы

  1. Документальный фильм «Дорога в традицию». Фильм снят  в  2015 г. ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации» по итогам  фольклорной экспедиции;
  2. «Ислӧдлöм». Наигрыш исполняют участницы народного фольклорного коллектива «Чернышские чипсанистки» в 2015 г. в с.Чёрныш;
  3. «Кутша-катша». Наигрыш исполняют участницы народного фольклорного коллектива «Чернышские чипсанистки» в 2015 г. в с.Чёрныш;
  4. Телевизионная передача «Ас му вылын». Эфир от 12 января 2012 года.
  5. Презентация Анны Косолаповой, ученицы средней общеобразовательной школы с.Чёрныш.

Иллюстративные материалы